Результаты опроса
студентов факультета вычислительной
математики и мехмата показали,
что стереотип неспособности
женщин к точным наукам формируется
самими преподавателями, когда
они делают девушкам поблажки
во время зачетов и экзаменов. Респонденты
отметили, что студенткам преподаватели
задают меньше вопросов и вообще проявляют
меньшую требовательность. (В подавляющем
большинстве это мнение высказывалось
респондентами-мужчинами.)
Данное исследование
будет продолжено в феврале-марте
2008 года. Предполагается с использованием
метода кейс-стади исследовать ряд фирм
и ИТ подразделений предприятий Республики
Татарстан (города Казань и Альметьевск),
подтвердить (или скорректировать) прежние
и выявить новые гендерные профессиональные
стереотипы. В ходе неформализованных
интервью планируется сравнить высказывания,
оценки, позиции работников (женщин и мужчин)
по поводу выполняемой ими работы и отношения
к ним со стороны коллег и руководства,
а также мнения работодателей относительно
своих подчиненных. В ходе изучения явления
предполагается выявить процесс гендерной
сегрегации и в частной, и государственной
сфере. В частности нами выдвигается гипотеза,
что существует разделение на непосредственно
программистов в узком смысле, кодеров
– с одной стороны – и на аналитиков, отладчиков
– с другой. Причем первую группу работ
(более сложную, более высококвалифицированную)
выполняют, как правило, мужчины, а вторую
– женщины.
Сфера информационных
технологий развивается в России
примерно с 60 годов XX века. К настоящему
времени информационные технологии проникли
уже практически во все сферы деятельности
и продолжают свое наступление, непрерывно
совершенствуясь. Это означает, что в скором
времени потребуется большое количество
квалифицированных кадров, нехватка которых
уже сейчас ощущается в развитых странах.
Там проблема решается за счет активного
привлечения женщин в данную сферу рынка
труда. В России на данный момент такойпроблемы
не существует, а значит, проблемы, связанные
с гендерной дискриминацией в ИТ сфере
в ближайшее время решены не будут.
Факторы формирования
гендерных стереотипов
В научной литературе
множество работ посвящено изучению
процесса формирования гендерных
стереотипов. Традиционно к их
числу относят такие социальные
характеристики, как пол, возраст, уровень
образования и т.д. Исследователи отмечают,
менее образованные и урбанизированные
слои населения проявляют меньшую критичность
к новой информации, в то время как в кругах
наиболее образованных людей проявляются
признаки радикализации и активизации
сознания. Более взрослое поколение склонно
поддерживать традиционный уклад, сохраняя
консервативный взгляд и на распределение
ролей в современной семье. Другой значимый
фактор – пол, гендерные стереотипы не
всегда разделяются мужчинами и женщинами,
к тому же по-разному оцениваются. Наиболее
изученной является роль расового и этнического
фактора, прежде всего называется стереотип
«русской женщины», которой приписываются
черты, в западной культуре свойственные
скорее мужчинам: ум, сила, трудолюбие.
Отдельное место в процессе формирования
гендерных стереотипов отводят средствам
массовой информации. Основная функция
СМИ состоит в распространении и социальном
освоении существующих норм и ценностей,
но также подчеркивается роль в создании
новых представлений о фемининности и
маскулинности.
В рамках социологического
исследования «Волгоград сегодня:
массовое сознание и оценка
общественной ситуации», проведенного
в июле 2007 года, мы рассмотрели
влияние различных факторов на
процесс формирования гендерных стереотипов.
Использовалась стратифицировано-гнездовая
выборка объемом 240 человек. Респондентам
предлагалось выразить свое согласие/несогласие
со следующими высказываниями: «мужчина
– кормилец семьи» и «удел женщины – дом
и дети», а также с распределением основных
семейных обязанностей и трудовых ролей.
Результаты проведенного
анкетирования во многом подтверждают
аналогичные исследования. Наиболее
выраженное влияние оказывает
такой фактор как пол респондента
(r =0,570). Проведенное исследование подтверждает
существование разных представлений у
мужчин и женщин об идеальном типе семьи
и гендерном распределении семейных ролей.
Мужской консерватизм проявляется в стремлении
разделять домашние обязанности на «мужские»
и «женские», а также в стремлении закреплять
за мужчиной роль начальника, за женщиной
– роль подчиненного.
Возраст респондентов
имеет также немаловажное значение.
Люди старших возрастов по-прежнему
склонны поддерживать традиционный
уклад. Корреляция между признаком
«возраст» и поддержанием стереотипов
довольно существенна (r =0,421). Что касается
такого признака, как уровень образования,
то его влияние трудно отделить от рода
занятий респондента, тем не менее, прослеживается
зависимость: чем ниже уровень образования,
тем чаще респонденты соглашаются с тем,
что главная женская функция – это забота
о семье и детях.
Также слабая
корреляция присутствует между
поддержанием стереотипов и признаком
«семейное положение». Если учесть,
что в основном не состоит
в браке молодёжь, то можно
говорить, что молодое поколение не склонно
поддерживать этот стереотип, к тому же,
не находясь в брачных отношениях, респонденты
(в особенности девушки) не разделяют традиционный
уклад современной жизни.
Таким образом,
мы можем говорить, что процесс
формирования гендерных стереотипов во
многом детерминирован социально-демографическими
характеристиками. Влияние таких факторов,
как пол, возраст, семейное положение значительно.
Однако для более точного понимания процесса
формирования стереотипов, следует учитывать
целый комплекс факторов социальной среды.
Гендерные стереотипы
в телевизионной рекламе
Реклама в современном
обществе оказывает влияние не
только на экономику, она стала
мощным фактором социализации, в
том числе и гендерной. Это
может иметь положительные и отрицательные
последствия, как для отдельного человека,
так и для общества в целом.
Основной целью
рекламной деятельности является
стремление привлечь внимание
наибольшего количества потенциальных
покупателей и вызвать у них
желание приобрести рекламируемый
продукт. Для этого в рекламе используется
целый спектр средств направленных как
на сознательную, так и на бессознательную
сферу человека.
Стремясь осуществить
наиболее эффективное воздействие
на потребителя, реклама использует
потребности, мировоззренческие ценностные
ориентации, стереотипное мышление людей.
Она старается проникнуть в глубь психики
человека, понять причины, по которым он
покупает тот или иной товар, а затем использовать
эту информацию, чтобы оказывать еще более
эффективное воздействие. При этом в процессе
рекламной коммуникации происходит формирование
определенной потребительской системы
ценностей, определенного образа и стиля
жизни.
Телевидение –
самый эффективный зрелищный
и массовый по охвату потребителей
вид рекламы. Несмотря на довольно
короткий период своего существования,
по сравнению с другими видами рекламы,
телереклама успешно конкурирует с другими
средствами рекламы, постоянно развиваясь
и совершенствуясь. Телереклама обладает
хорошей запоминаемостью, прокатанная
большое число раз, она накрепко внедряет
в сознание телезрителей то, что необходимо
рекламодателю.
В связи с
этим актуальным является изучение
гендерных стереотипов, используемых
в телевизионной рекламе, а
также сравнение их с современными
гендерными представлениями, существующими
в петербуржском обществе.
Автор тезисов
в апреле 2005 года провела исследование
под названием «Гендерные стеротипы
в телевизионной рекламе» использовался
метод контент-анализа. Категории
и подкатегории контент-анализа
мужских и женских образов в телевизионной
рекламе были определены в ходе изучения
теории маскулинности и феминности, закономерностей
создания рекламных сюжетов и образов,
изучения закономерностей речевой и невербальной
коммуникации. Всего выделено 20 основных
категорий и 68 подкатегорий контент-анализа.
В качестве основных категорий выступают
роли, виды деятельности, возраст, физическая
и психологическая поза персонажа, позиции
во взаимодействии, поведение в ситуации
затруднения, сфера деятельности, испытываемые
эмоции, черты поведения и др. Анализ рекламных
роликов проводился с 18.00. до 24.00. в течение
пяти дней в неделю. Объектом исследования
являлись образы мужчины и женщины на
каналах ОРТ и РТР, данные телеканалы являются
самыми популярными и массовыми по охвату
населения. Предметом - социально-психологические
характеристики образов мужчины и женщины
в телевизионной рекламе. В ходе исследования
было отсмотрено 144 рекламных роликов.
Затем полученные данные в ходе исследования
«Гендерные стереотипы в телевизионной
рекламе» автор тезисов сравнила с данными,
полученными ходе исследования «Женщины
в политическом процессе современной
России»2 проведенного группой Института
гендерных исследований факультета социологии
Санкт-Петербургского государственного
университета, под руководством Ушаковой
В.Г. в 2003 году. В рамках исследования «Женщины
в политическом процессе современной
России» на вопросы анкеты ответили 1085
человек, затрагивались такие темы как
распределения ролей мужчины и женщины
в обществе, распределение семейных ролей
и обязанностей, степень ответственности
мужчины и женщины в семье, определение
приоритетов для мужчины и женщины (как
семейных, так и гражданских), морально
психологические качества мужчин и женщин.
Для сравнения был использован метод вторичного
анализа данных, полученных в ходе исследования.
Результаты вторичного анализа позволили
сделать вывод о том, насколько соответствуют
гендерные стереотипы, используемые в
телерекламе представлениям о гендере
у современных петербуржцев.
При создании
гендерных образов в рекламе широко используются
традиционные гендерные стереотипы: стереотипы
маскулинности и феминности; стереотипы
«о главном и естественном предназначении
мужчин и женщин»; стереотипы о разделении
домашнего труда. В соответствии, с данными
стереотипами женщинам и мужчинам предписываются
традиционные роли, качества, происходит
разделение сфер деятельности, обязанностей,
подчеркиваются гендерные различия. Для
этого в рекламе используются как визуальные
средства, так и невербальная символика.
Мужская модель поведения в рекламе противопоставляется
женской. Мужчина наделяется таким качествами
как сила, ум, уверенность в себе, для него
основной сферой деятельности определяется
профессиональная сфера, ему предписывается
вести активный образ жизни, заниматься
спортом, бизнесом, быть главой семьи и
принимать решения. Женщине в большинстве
случаев придаются противоположные качества
– зависимость, заботливость, пассивность.
Для нее основной сферой, в большинстве
рекламы, определяется семейная сфера,
ей предписывается быть заботливой матерью,
домохозяйкой, любящей женой, заботиться
обо всех членах семьи.
Так же, необходимо
отметить и то, что женская
сексуальность, женское тело, часто
используется в рекламе как
средство привлечения внимания,
в качестве украшения, обещания для
мужчины, что в случае покупки того или
иного продукта, он получит желаемую женщину.
Нередко женское тело в рекламе приравнивается
к рекламируемому продукту, что является
ярким проявлением сексизма.
Однако не вся
рекламная продукция построена на традиционных
гендерных стереотипах. Увеличивается
количество гендерно нейтральной рекламы,
появляются рекламные образы и сюжеты,
противоречащие традиционным стереотипам,
большинство подобной рекламы ориентировано,
как правило, на молодежь.
Большинство петербуржцев
не согласны с традиционным
распределением ролей и обязанностей
между мужчинами и женщинами
и выражают готовность строить
отношения, как в семье, так
и в обществе на основе равноправия
и взаимопомощи. Таким образом,
гендерные стереотипы, используемые
в телерекламе, скорее навязываются современным
петербуржцам, чем отражают их представления
о гендере. Необходимо совершенствование
российского закона «О рекламе», внесение
соответствующих поправок, ограничивающих
использование традиционных гендерных
стереотипов, а также чрезмерное и некорректное
использование женского тела.
Введение
Моя работа
посвящена гендерным стереотипам
в семье. Я постаралась описать
достаточно подробно, что же такое
гендерные стереотипы. Как они
появляются в нашей жизни, взаимодействуют
с другими социальными установками. Я
постаралась понять, почему мы подчиняемся
гендерным стереотипам, прекрасно осознавая,
что это всего лишь стереотип.
Далее я рассмотрела
традиционную российскую семью
в историческом ракурсе. Но особое
внимание я уделила домашнему труду в
современной семье.
Какое место
он занимает в семье, и почему
так много говорят о неравенстве
в распределении обязанностей
домашнего труда между супругами.
Последнюю главу
я посвятила тому как можно
изменить ложные представления о гендере.
Мы окружены
культурной средой, которая провозглашает,
что мужчины и женщины не
похожи друг на друга и должны
исполнять различные социальные
роли. Мы привыкли к мысли, что
мужчины и женщины – это
две противоположности, и довольствуемся
ею. Подобные идеи настолько распространены
в нашем обществе, что они считаются истиной
в последней инстанции и препятствуют
каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю
немного приоткрыть занавес и посмотреть
действительно ли мужчины и женщины так
отличны друг от друга? И, что им мешает
понять друг друга? Как это можно изменить?
Гендерные стереотипы
Социальные нормы
– это основные правила, которые
определяют поведение человека
в обществе. По мнению социальных
психологов, объяснение многих гендерных
различий следует искать не в гормонах
и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих
нам различные типы поведения, аттитюды
и интересы в соответствии с биологическим
полом. Наборы норм, содержащие обобщенную
информацию о качествах, свойственных
каждому из полов, называются половыми
или гендерными ролями. Часть этих социальных
норм внедряется в сознание через телевидение
и популярную литературу, ряд других мы
получаем непосредственно, например испытывая
неодобрение со стороны общества, когда
отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого
поведения.
Гендернные стереотипы
часто действуют как социальные
нормы.
Нормативное и
информационное давление вынуждает
нас подчиняться гендерным нормам.
Действие нормативного давления
заключается в том, что мы
стараемся соответствовать гендерным
ролям, чтобы получить социальное одобрение
и избежать социального неодобрения. Об
информационном давлении можно говорить,
когда мы начинаем считать гендерные нормы
правильными, потому что находимся под
влиянием социальной информации. Мы живем
в культуре, где мужчины обычно занимаются
одними вещами, а женщины – другими, где
гендерные отличия считаются природными;
поэтому мы принимаем гендерные роли и
следуем им.