Отношене к гендерным стереотипам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:01, творческая работа

Описание

Гендер - специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество "выстраивает" эти отношения взаимодействия полов в социуме.

Работа состоит из  1 файл

Есть ли место гендерным стереотипам в современном обществе.doc

— 314.50 Кб (Скачать документ)

 Результаты опроса  студентов факультета вычислительной  математики и мехмата показали, что стереотип неспособности  женщин к точным наукам формируется  самими преподавателями, когда  они делают девушкам поблажки  во время зачетов и экзаменов. Респонденты отметили, что студенткам преподаватели задают меньше вопросов и вообще проявляют меньшую требовательность. (В подавляющем большинстве это мнение высказывалось респондентами-мужчинами.)

 Данное исследование  будет продолжено в феврале-марте 2008 года. Предполагается с использованием метода кейс-стади исследовать ряд фирм и ИТ подразделений предприятий Республики Татарстан (города Казань и Альметьевск), подтвердить (или скорректировать) прежние и выявить новые гендерные профессиональные стереотипы. В ходе неформализованных интервью планируется сравнить высказывания, оценки, позиции работников (женщин и мужчин) по поводу выполняемой ими работы и отношения к ним со стороны коллег и руководства, а также мнения работодателей относительно своих подчиненных. В ходе изучения явления предполагается выявить процесс гендерной сегрегации и в частной, и государственной сфере. В частности нами выдвигается гипотеза, что существует разделение на непосредственно программистов в узком смысле, кодеров – с одной стороны – и на аналитиков, отладчиков – с другой. Причем первую группу работ (более сложную, более высококвалифицированную) выполняют, как правило, мужчины, а вторую – женщины.

 Сфера информационных  технологий развивается в России  примерно с 60 годов XX века. К настоящему времени информационные технологии проникли уже практически во все сферы деятельности и продолжают свое наступление, непрерывно совершенствуясь. Это означает, что в скором времени потребуется большое количество квалифицированных кадров, нехватка которых уже сейчас ощущается в развитых странах. Там проблема решается за счет активного привлечения женщин в данную сферу рынка труда. В России на данный момент такойпроблемы не существует, а значит, проблемы, связанные с гендерной дискриминацией в ИТ сфере в ближайшее время решены не будут.

Факторы формирования гендерных стереотипов 

 В научной литературе  множество работ посвящено изучению  процесса формирования гендерных  стереотипов. Традиционно к их  числу относят такие социальные  характеристики, как пол, возраст, уровень образования и т.д. Исследователи отмечают, менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую критичность к новой информации, в то время как в кругах наиболее образованных людей проявляются признаки радикализации и активизации сознания. Более взрослое поколение склонно поддерживать традиционный уклад, сохраняя консервативный взгляд и на распределение ролей в современной семье. Другой значимый фактор – пол, гендерные стереотипы не всегда разделяются мужчинами и женщинами, к тому же по-разному оцениваются. Наиболее изученной является роль расового и этнического фактора, прежде всего называется стереотип «русской женщины», которой приписываются черты, в западной культуре свойственные скорее мужчинам: ум, сила, трудолюбие. Отдельное место в процессе формирования гендерных стереотипов отводят средствам массовой информации. Основная функция СМИ состоит в распространении и социальном освоении существующих норм и ценностей, но также подчеркивается роль в создании новых представлений о фемининности и маскулинности.

 В рамках социологического  исследования «Волгоград сегодня:  массовое сознание и оценка  общественной ситуации», проведенного  в июле 2007 года, мы рассмотрели  влияние различных факторов на  процесс формирования гендерных стереотипов. Использовалась стратифицировано-гнездовая выборка объемом 240 человек. Респондентам предлагалось выразить свое согласие/несогласие со следующими высказываниями: «мужчина – кормилец семьи» и «удел женщины – дом и дети», а также с распределением основных семейных обязанностей и трудовых ролей.

 Результаты проведенного  анкетирования во многом подтверждают  аналогичные исследования. Наиболее  выраженное влияние оказывает  такой фактор как пол респондента  (r =0,570). Проведенное исследование подтверждает существование разных представлений у мужчин и женщин об идеальном типе семьи и гендерном распределении семейных ролей. Мужской консерватизм проявляется в стремлении разделять домашние обязанности на «мужские» и «женские», а также в стремлении закреплять за мужчиной роль начальника, за женщиной – роль подчиненного.

 Возраст респондентов  имеет также немаловажное значение. Люди старших возрастов по-прежнему  склонны поддерживать традиционный  уклад. Корреляция между признаком  «возраст» и поддержанием стереотипов довольно существенна (r =0,421). Что касается такого признака, как уровень образования, то его влияние трудно отделить от рода занятий респондента, тем не менее, прослеживается зависимость: чем ниже уровень образования, тем чаще респонденты соглашаются с тем, что главная женская функция – это забота о семье и детях.

 Также слабая  корреляция присутствует между  поддержанием стереотипов и признаком  «семейное положение». Если учесть, что в основном не состоит  в браке молодёжь, то можно  говорить, что молодое поколение не склонно поддерживать этот стереотип, к тому же, не находясь в брачных отношениях, респонденты (в особенности девушки) не разделяют традиционный уклад современной жизни.

 Таким образом,  мы можем говорить, что процесс  формирования гендерных стереотипов во многом детерминирован социально-демографическими характеристиками. Влияние таких факторов, как пол, возраст, семейное положение значительно. Однако для более точного понимания процесса формирования стереотипов, следует учитывать целый комплекс факторов социальной среды.

Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе 

 Реклама в современном  обществе оказывает влияние не  только на экономику, она стала  мощным фактором социализации, в  том числе и гендерной. Это  может иметь положительные и отрицательные последствия, как для отдельного человека, так и для общества в целом.  

 Основной целью  рекламной деятельности является  стремление привлечь внимание  наибольшего количества потенциальных  покупателей и вызвать у них  желание приобрести рекламируемый продукт. Для этого в рекламе используется целый спектр средств направленных как на сознательную, так и на бессознательную сферу человека.

 Стремясь осуществить  наиболее эффективное воздействие  на потребителя, реклама использует  потребности, мировоззренческие ценностные ориентации, стереотипное мышление людей. Она старается проникнуть в глубь психики человека, понять причины, по которым он покупает тот или иной товар, а затем использовать эту информацию, чтобы оказывать еще более эффективное воздействие. При этом в процессе рекламной коммуникации происходит формирование определенной потребительской системы ценностей, определенного образа и стиля жизни.

 Телевидение –  самый эффективный зрелищный  и массовый по охвату потребителей  вид рекламы. Несмотря на довольно короткий период своего существования, по сравнению с другими видами рекламы, телереклама успешно конкурирует с другими средствами рекламы, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Телереклама обладает хорошей запоминаемостью, прокатанная большое число раз, она накрепко внедряет в сознание телезрителей то, что необходимо рекламодателю.

 В связи с  этим актуальным является изучение  гендерных стереотипов, используемых  в телевизионной рекламе, а  также сравнение их с современными  гендерными представлениями, существующими в петербуржском обществе.

 Автор тезисов  в апреле 2005 года провела исследование  под названием «Гендерные стеротипы  в телевизионной рекламе» использовался  метод контент-анализа. Категории  и подкатегории контент-анализа  мужских и женских образов в телевизионной рекламе были определены в ходе изучения теории маскулинности и феминности, закономерностей создания рекламных сюжетов и образов, изучения закономерностей речевой и невербальной коммуникации. Всего выделено 20 основных категорий и 68 подкатегорий контент-анализа. В качестве основных категорий выступают роли, виды деятельности, возраст, физическая и психологическая поза персонажа, позиции во взаимодействии, поведение в ситуации затруднения, сфера деятельности, испытываемые эмоции, черты поведения и др. Анализ рекламных роликов проводился с 18.00. до 24.00. в течение пяти дней в неделю. Объектом исследования являлись образы мужчины и женщины на каналах ОРТ и РТР, данные телеканалы являются самыми популярными и массовыми по охвату населения. Предметом - социально-психологические характеристики образов мужчины и женщины в телевизионной рекламе. В ходе исследования было отсмотрено 144 рекламных роликов. Затем полученные данные в ходе исследования «Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе» автор тезисов сравнила с данными, полученными ходе исследования «Женщины в политическом процессе современной России»2 проведенного группой Института гендерных исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, под руководством Ушаковой В.Г. в 2003 году. В рамках исследования «Женщины в политическом процессе современной России» на вопросы анкеты ответили 1085 человек, затрагивались такие темы как распределения ролей мужчины и женщины в обществе, распределение семейных ролей и обязанностей, степень ответственности мужчины и женщины в семье, определение приоритетов для мужчины и женщины (как семейных, так и гражданских), морально психологические качества мужчин и женщин. Для сравнения был использован метод вторичного анализа данных, полученных в ходе исследования. Результаты вторичного анализа позволили сделать вывод о том, насколько соответствуют гендерные стереотипы, используемые в телерекламе представлениям о гендере у современных петербуржцев.

 При создании  гендерных образов в рекламе широко используются традиционные гендерные стереотипы: стереотипы маскулинности и феминности; стереотипы «о главном и естественном предназначении мужчин и женщин»; стереотипы о разделении домашнего труда. В соответствии, с данными стереотипами женщинам и мужчинам предписываются традиционные роли, качества, происходит разделение сфер деятельности, обязанностей, подчеркиваются гендерные различия. Для этого в рекламе используются как визуальные средства, так и невербальная символика. Мужская модель поведения в рекламе противопоставляется женской. Мужчина наделяется таким качествами как сила, ум, уверенность в себе, для него основной сферой деятельности определяется профессиональная сфера, ему предписывается вести активный образ жизни, заниматься спортом, бизнесом, быть главой семьи и принимать решения. Женщине в большинстве случаев придаются противоположные качества – зависимость, заботливость, пассивность. Для нее основной сферой, в большинстве рекламы, определяется семейная сфера, ей предписывается быть заботливой матерью, домохозяйкой, любящей женой, заботиться обо всех членах семьи.

 Так же, необходимо  отметить и то, что женская  сексуальность, женское тело, часто  используется в рекламе как  средство привлечения внимания, в качестве украшения, обещания для мужчины, что в случае покупки того или иного продукта, он получит желаемую женщину. Нередко женское тело в рекламе приравнивается к рекламируемому продукту, что является ярким проявлением сексизма.

 Однако не вся  рекламная продукция построена на традиционных гендерных стереотипах. Увеличивается количество гендерно нейтральной рекламы, появляются рекламные образы и сюжеты, противоречащие традиционным стереотипам, большинство подобной рекламы ориентировано, как правило, на молодежь.

 Большинство петербуржцев  не согласны с традиционным  распределением ролей и обязанностей  между мужчинами и женщинами  и выражают готовность строить  отношения, как в семье, так  и в обществе на основе равноправия  и взаимопомощи. Таким образом,  гендерные стереотипы, используемые в телерекламе, скорее навязываются современным петербуржцам, чем отражают их представления о гендере. Необходимо совершенствование российского закона «О рекламе», внесение соответствующих поправок, ограничивающих использование традиционных гендерных стереотипов, а также чрезмерное и некорректное использование женского тела. 
 
 
 
 

Введение 

 Моя работа  посвящена гендерным стереотипам  в семье. Я постаралась описать  достаточно подробно, что же такое  гендерные стереотипы. Как они  появляются в нашей жизни, взаимодействуют с другими социальными установками. Я постаралась понять, почему мы подчиняемся гендерным стереотипам, прекрасно осознавая, что это всего лишь стереотип. 

 Далее я рассмотрела  традиционную российскую семью  в историческом ракурсе. Но особое внимание я уделила домашнему труду в современной семье.

 Какое место  он занимает в семье, и почему  так много говорят о неравенстве  в распределении обязанностей  домашнего труда между супругами. 

 Последнюю главу  я посвятила тому как можно  изменить ложные представления о гендере. 

 Мы окружены  культурной средой, которая провозглашает,  что мужчины и женщины не  похожи друг на друга и должны  исполнять различные социальные  роли. Мы привыкли к мысли, что  мужчины и женщины – это  две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга? И, что им мешает понять друг друга? Как это можно изменить? 

Гендерные стереотипы 

 Социальные нормы  – это основные правила, которые  определяют поведение человека  в обществе. По мнению социальных  психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения. 

 Гендернные стереотипы  часто действуют как социальные  нормы.

 Нормативное и  информационное давление вынуждает  нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления  заключается в том, что мы  стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем им. 

Информация о работе Отношене к гендерным стереотипам