Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:01, творческая работа
Гендер - специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество "выстраивает" эти отношения взаимодействия полов в социуме.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований
(одобрение, интернализация),
либо может определятся
Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины ведут себя по-разному, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами.
Часть взрослые
непреднамеренно стимулируют
Стереотипные гендерные атрибуты считаются «истинными» не только потому, что их воспринимают как внутренние диспозиции, но так же потому, что общество пришло к единодушному мнению об истинности этих стереотипов.
Поведение, в
котором присутствуют все
Гендерные стереотипы
приняты всеми членами общества, потому
что, несмотря на то, что на уровне сознания
мы от них отказываемся, мы по прежнему
поступаем в соответствии с ними и видим,
как другие люди делают тоже самое в повседневной
жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся
неравные роли и статус. Точно также гендерные
стереотипы тиражируются в средствах
массовой информации, и ложные представления
все же проникают в наши суждения и мнения,
хотя мы этого не осознаем. В результате
считается, что мужчины и женщины обладают
стереотипными чертами. Даже когда объективные
факты идут в разрез с общепринятым мнением,
мы по-прежнему считаем его правильным.
Поскольку консенсус
определяет «истину», то он также
трансформирует гендерные
Поскольку не
существует объективного
Точно также
общее для всех наблюдение, согласно
которому должности
«должным», описания
превращаются в предписания.
Поскольку стереотипы
становятся если не явными, то
косвенными ценностями, мужчины
и женщины стараются
«Я», чтобы
он был социально желательным
и в тоже время соответствовал
их мнениям о самих себе. Несмотря
на то, что указанные мотивы могут вступать
в конфликт, они совместно способствуют
гендерно-стереотипному поведению, таким
образом, создавая еще одно доказательство
«истинности» стереотипов и еще одно самоисполняющееся
пророчество. Поскольку стереотипы являются
ценностями, то как мужчины, так и женщины
ведут себя на людях более стереотипно,
чем без свидетелей. Проблема, создаваемая
стереотипами и самоисполняющимися пророчествами,
состоит в том, что они заставляют нас
верить в стереотипные мнения даже тогда,
когда стереотипные черты на самом деле
не существуют. Перцепции и действия людей
обусловлены их осведомленностью о социальных
ожиданиях и практиках, которые в тоже
время определяются их поведением.
С социально-психологической
точки зрения гендерные представления
и поведение можно понимать как всеобъемлющее
самоисполняющееся пророчество, состоящее
из набора связанных между собой и взаимно
подкрепляющих друг друга частных самоисполняющихся
пророчеств. Гендерные стереотипы действуют
как неосознаваемые ожидания или пророчества.
В качестве их исполнения или подтверждения
выступают результаты процессов восприятия,
поведение или их последствия. В самом
широком смысле гендерные стереотипы,
действующие как неявные ожидания, искажают
восприятие и приводят к предвзятому отношению
к мужчинам и женщинам, а результаты необъективного
восприятия и отношения – половые различия
в поведении и достижениях – затем якобы
подтверждают изначальную правильность
стереотипов.
Невзирая на
то что, на осознаваемом уровне
мы верим в равенство полов, традиционные
стереотипы в закодированной форме сохраняются
в информационных структурах или схемах,
которые не осознаются нами и автоматически
управляют восприятием, интерпретациями,
суждениями, воспоминаниями и отношением
к мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам
мужчины описываются компетентные и обладающие
качествами, необходимыми для того, чтобы
стоять у власти, а женщины – как чувствительные
и отзывчивые; считается также, что представителям
каждого пола недостает качеств, типичных
для представителей противоположного
пола. Мы склонны замечать и запоминать
ту информацию и делать такие выводы, которые
согласуются с нашими схемами; мы считаем
такую информацию более актуальной, ценной
и заслуживающей большего доверия; кроме
того, мы считаем, что она отражает диспозиции.
Мы часто не умеем отличить суждения от
реальных фактов. Результатом такой предвзятости
и в пользу информации, соответствующей
нашим схемам, являются самоисполняющиеся
пророчества.
Во-первых, мы
«видим», будто мужчины и женщины обладают
стереотипными чертами, независимо от
реального положения вещей, и, таким образом,
ошибочно мысленно «подтверждаем» стереотипные
пророчества. Во-вторых, мы относимся к
мужчинам и женщинам так, будто бы им свойственны
стереотипные черты. Поскольку действователи
склонны вести себя так, чтобы соответствовать
ожиданиям наблюдателей, то их поведение
на самом деле служит подтверждением пророчеств,
и в стереотипах появляется крупица истинны.
В-третьих, стереотипы заставляют нас
предпочитать мужчин в качестве руководителей
и ожидать, что женщины будут иметь подчиненный
статус. В результате поведение, необходимое
для исполнения руководящей роли, кажется
типично маскулинным, а поведение, необходимое
в подчиненном положении, - фемининным.
Традиционные гендерные стереотипы фактически
являются характеристиками статуса. Поскольку
мужчины и женщины до сих пор имеют неравный
статус, все мы в наших социальных взаимодействиях
поступаем в соответствии со стереотипами
и каждый день видим, как другие тоже следуют
им. Такое поведение и такие наблюдения
являются главным подтверждением стереотипных
пророчеств. Стереотипы отражают различия
в статусе и в тоже время способствуют
их сохранению.
Кроме того, когнитивной
системе человека присущи три
недостатка, из-за которых результаты
наблюдений за поведением превращаются
в неявные стереотипные представления.
Совершая фундаментальную ошибку атрибуции,
мы считаем, что мужчинам свойственно
поведение, типичное для ролей высокого
статуса, а подчиненное поведение свойственно
женщинам. Дифференцированные ожидания,
представления, роли и являющиеся их следствием
поведение принимаются всем обществом,
которое определяет их как правильное,
и в дальнейшем придает им ценность. Вследствие
этого, во-первых, мужчины и женщины стараются
демонстрировать «желательные» качества.
Во-вторых, люди, не соответствующие стереотипам,
не нравятся окружающим, что порождает
дилемму, с которой сталкиваются женщины
профессионалы и женщины, занимающие руководящие
должности. И то и другое способствует
тому, что в стереотипах появляется еще
одна крупица истины и самоисполняющиеся
пророчества получают подтверждение.
Наконец, за счет эффекта знакомости людям
больше нравятся стереотипное мнение
и поведение, а дискриминационные практики
кажутся более обоснованными. Благодаря
фактическому и воображаемому подтверждению
стереотипов они сохраняют активность
в качестве схем, входящих в копилку наших
знаний о мире, и, таким образом, самоисполняющиеся
пророчества продолжают свое существование.
Согласно теории социальных ролей (А. Игли) многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Ульям и
Бест предположили,
что стереотипы о гендерах
развились как механизм для поддержания
полоролевой дифференциации. По их мнению,
женщина пришла к роли домохозяйки потому,
что уход за младенцем накладывал ограничения
на ее мобильность, а ведение домашнего
хозяйства прекрасно удовлетворяло требованию
оставаться дома. Обнаружив, что такое
распределение ролей очень удобно, общество
пытается убедить себя в том, что эти роли
подходят их носителям. Для этого оно порождает
верования о неких качествах мужчин и
женщин, которые служат для обоснования
того, что их роли подходят им как нельзя
лучше. Устоявшись, эти верования начинают
служить нормами поведения для взрослых
и моделями для социализации детей.
Традиционная семья
и роль домашнего труда в ней.
Корни российских
семейных традиций лежат в
крестьянской семье, т.к. к
50 лет были незамужними
и холостяками. Не вступали
в брак увечные, дефективные
или те, кто уходил в монастырь.
Глава семьи
осуществлял единоначалие. Эта власть
передавалась от отца к
Водораздел проходил
через психологический склад
личностей: крестьянина
Семья в современных
условиях рассматривается в
Семья – это
социальная общность, основанная
на браке и родстве, члены которой
заинтересованы в совместном проживании.
Это исторически конкретная система взаимоотношений
супругов, основанная на рождении и воспитании
детей, общности быта, бюджета.
Задачи семьи
– воспроизводство населения,
накопление и передача опыта
трудовой деятельности родителей детям,
определенные формы и способы удовлетворения
первичных (естественных) и вторичных
(социальных) потребностей, воспитание
определенных нравственных норм поведения,
формирование конкретных психологических
отношений.
Положение семьи,
уровень ее благополучия стабильности
являются важнейшими социальными индикаторами,
определяющими жизнестойкость нации,
общества и государства. Особенности социально-экономических
преобразований последнего десятилетия
негативно повлияли на уровень населения,
наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности
семьи. Наряду с падением рождаемости,
увеличением числа разводов, ростом детской
беспризорности и безнадзорности растет
опасность социальной деградации семьи
вообще, являющейся на протяжении веков
одной из господствующих форм отношений
между полами, могучим гармонизирующим
регулятором общества.