Отношене к гендерным стереотипам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:01, творческая работа

Описание

Гендер - специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество "выстраивает" эти отношения взаимодействия полов в социуме.

Работа состоит из  1 файл

Есть ли место гендерным стереотипам в современном обществе.doc

— 314.50 Кб (Скачать документ)

Мы рассмотрели  проявление гендерных стереотипов  лишь на материале русских пословиц и поговорок. В дальнейшем, на основании  такого же анализа, мы постараемся проследить проявление гендерных стереотипов в немецкой фразеологии. 
 

Заключение 

Основной целью  курсовой работы было установление и  описание лингвосоциокультурного аспекта  гендерных стереотипов, а также  перечня идентификационных признаков  мужского и женского образов, мужской и женской речи (на материале русского и в дальнейшем немецкого языков).  

Для достижения поставленной цели нам потребовалось решить несколько  задач. Мы рассмотрели основные понятия  лингвистической гендерологии, выяснили основные ее направления, подробно разобрали гендерные стереотипы, используя паремиологические и фразеологические единицы языка. 

На основании, рассмотренного нами, материала, мы выявили, что: 1.Межкультурная  коммуникация – это коммуникация между людьми, у которых культурное восприятие различно. Межкультурная коммуникация как наука появилась совсем недавно. Причиной ее возникновения послужили взаимодействие различных культур и народов, межэтнические конфликты, возникающие от незнания обычаев, традиций и норм поведения этих культур и народов. Лингвистическая направленность межкультурной коммуникации привела к возникновению нескольких направлений ее развития, так или иначе связанных с языкознанием. Предметом изучения этих наук является изучение обрядов, поверий, стереотипов и т.д.  

2.Взаимодействие  между людьми не строится на  общепризнанных в соответствующей  культуре образцах, не может протекать  вне закономерностей социального  восприятия. Одним из проявлений  социальной перцепции и одновременно  ее результатом являются стереотипы. Стереотипы - это упрощенные понимания (например, их поведении, чертах характера, внешности), событиях, фактах и отношениях между ними и т.д., служащие когнитивными образцами для категоризации мира и помогающие человеку адаптироваться в мире и обществе. Мы узнали, что стереотипы делятся на несколько групп, подробно рассмотрели гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.  

3.Гендер создается  обществом как социальная модель  женщин и мужчин, определяющих  их положение и роль в поведении  и его институтах (семье, политической  структуре, экономике, культуре  и образовании, и др.). гендерные  системы различаются в разных  обществах, однако в каждом обществе эти системы ассиметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/ фемининное» определяется как вторичное, незначимое с социальной точки зрения и подчиненное.  

Обобщая, рассмотренный  нами практический материал, можно  сделать следующие выводы: 

1.Андроцентричность  в русской паремиологии имеет  место. Наиболее четко она выражена  в пословицах и поговорках, отражающих мужской взгляд на мир и в главенстве мужчины. Однако образ женщины на аксиологической шкале коннотирован отрицательно далеко не всегда. Отрицательные стереотипы в русской паремиологии предлагаются для концепта «баба/ жена», а не для концепта «мать». Четкое неприятие имеет место лишь в отношении процесса женского говорения. Он коннотирован практически только отрицательно. 

2.Наличие «женского  голоса» и женского мировидения  в картине мира, создаваемой русской  паремиологией, неоспоримо. На наш взгляд, картина мира, отражаемая женским языковым «Я» передает не природные женщине области действительности, а показывает, в каких сферах общественной жизни и социальных институтах участие женщины допускалось и в какой степени. «Женский голос», в котором преобладают печаль, выбор из двух зол меньшее, страдание, но и эмоциональность, гуманность, лишь подчеркивает неудобства для женщин этой вынужденной замкнутости в узкой сфере социальных отношений. Вместе с тем имеет место решительность, проявление своей воли. 

Мы рассмотрели  проявление гендерных стереотипов  лишь на материале русских пословиц и поговорок. В дальнейшем, на основании  такого же анализа, мы постараемся проследить проявление гендерных стереотипов  в немецкой фразеологии. 

Гендерные стереотипы глазами студентов-госслужащих: неоднозначность восприятия

 Преодоление существующих  гендерных стереотипов и предубеждений  является сложной комплексной  проблемой, важное место в которой  занимает образовательный компонент.  Собственно, это и вызвало к  жизни идею комплексного внедрения гендерных знаний через систему образования. Сейчас есть особая необходимость в получении гендерного образования будущим чиновникам и политикам, педагогам и журналистам, т.е. тем профессиональным группам, которые оказывают большое влияние на общественное сознание. Исследование гендерных стереотипов у студентов очень важно для их эффективной дальнейшей деятельности в обществе, построенного на принципах равноправия.

 Среди украинских  ученых основательные исследования  гендерной системы в Украине осуществляют И. Жеребкина, И. Головашенко, И. Лебединская, Т. Мельник, Н. Чухим и др., ґендерних стереотипов и ґендерних ролей - Т. Виноградова, Т. Говорун, О. Кикинежди, В. Семенов, П. Горностай, М. Пирен, В. Суковата и др..

 Цель заключается в том, чтобы на основе анализа результатов социально-психологического исследования проведенного среди студентов-государственных служащих курса повышения квалификации Украинской академии Внешней торговли показать уровень гендерной чувствительности, отношение молодежи к существующим ґендерным стереотипам, выявление личностных ценностей и установок респондентов, сравнительный анализ восприятия гендерных отличий.

 Общее количество  исследуемых возрастом от 22 до 53 лет составляло 96 студентов, среди  которых представители как женского пола - 69 студенток, мужской - 27 студентов. Методологический подход при разработке нами анкет предусматривал такой набор тем в процессе социологического опроса, который наиболее присущ людям в повседневной жизнедеятельности, и который бы отобразил гендерные аспекты изучаемых проблем.

 Исследование  показало, что отношение респондентов  к стереотипным представлениям, которые существуют в обществе  о нормах поведения и роли  мужчин и женщин, неоднозначны. Студенты-мужчины  в большей степени проявляют готовность поддерживать стереотипы, если они касаются женщин, их ролей, характеристик и норм поведения. Девушки более склонны к несогласию с предписаниями для обоих полов, которые ограничивают их деятельность.

 Анализ личностных  ценностей и установок свидетельствует о том, что респонденты как мужского, так и женского пола считают свою семью и счастье близких людей приоритетом для себя в будущем. При этом, уважение других людей в отношении к ним будет зависеть от их личностных характеристик, а не от семьи или престижной работы. Девушки чаще за ребят демонстрируют самодостаточность и ценность собственной личности.

 Таким образом,  проведенное исследование демонстрирует,  что гендерная тематика довольно  актуальна на современном этапе  развития Украины. Компоненты гендерной политики сегодня во времени. Это подтверждает целый ряд законопроектов, принятых в Украине за последние 5 лет, а также государственная программа по утверждению гендерного равенства на период 2007-2010 гг. Там компонент образования является наибольшим.

 В конце концов, можно сказать, что работая  именно с политиками, государственными  служащими, мы видим, что влияние  на их сознание имеет большое  значение, но еще большее значение  имеет то, чтобы формировать в  обществе новое видение этих проблем, систематически и систематизировано.  

Гендерные стереотипы и гендерная сегрегация в сфере  новых информационных технологий

 Стереотипы в  обществе существовали и будут  существовать всегда. По крайней  мере, пока существует разница  между полами. Понятие «гендер» отражает сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении. Пока будет существовать мнение о том, как надо представлять свой пол, в какие игрушки играть детям и чему им обучаться на уроках, будут существовать гендерные стереотипы. Из них, в частности, будут вытекать профессиональные гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

 Термин «гендерная  сегрегация» описывает явление,  связанное с раздельным существованием  индивидов, принадлежащих разным гендерным группам, в определенной сфере жизнедеятельности человека. И хотя пол и гендер не являются тождественными понятиями, под гендерной сегрегацией понимается разделение мужчин и женщин в рамках определенных социальных, экономических и институциональных структур.

 Профессиональные  гендерные стереотипы и гендерная  сегрегация ярко проявляются  в современном российском обществе. Гендерно-нейтральных профессий  очень мало. Дискриминация женщин  в профессиональной сфере, несмотря  на принятые законодательства, продолжается. Нередко женщин берут на менее оплачиваемую работу или просто меньше платят за тот же объем работы, чем мужчинам. В областях, считающихся в обществе «мужскими», женщин изначально воспринимают как менее квалифицированных работников. Сфера информационных технологий является ярким тому примером – примером действия гендерных стереотипов и гендерной сегрегации.

 Информационные  технологии (ИТ, IT, «Ай ти»)- способ  создания, фиксации, переработки и  распространения информации. Они  разделяются на две сферы: традиционные и современные (новые). Традиционные - способы фиксации, тиражирования и распространения информации, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации. Специфика же современных ИТ таких, как мультимедиа, искусственный интеллект и др. заключается в том, что они проникают, прежде всего, в сферу интеллектуального труда. Сфера ИТ развивается с 1960-х годов, однако в данной сфере существуют свои, уже сложившиеся стереотипы.

 По некоторым  данным мировая женская доля среди специалистов в области информатики составляла в середине 80-х – 37%, в середине 90-х – 28%. К 2007 году она снизилась до 25 %.

 Ситуация в  России на рынке труда в  сфере ИТ такова: среди программистов  1С женщины составляют 15%, среди  программистов РНР всего 6%, среди программистов Delphi их 14%, женщин web-дизайнеров 32%, а системных администраторов всего 4%.

 В компаниях,  специализирующихся на разработке  бухгалтерского программного обеспечения,  в банках, торговых домах успешно  трудятся женщины: программисты-разработчики, постановщики задач, системные аналитики и администраторы сетей. Правда, уровень заработной платы, зачастую, у женщин все же ниже, чем у программистов-мужчин. Например, для мужчины - программиста Oracle средний уровень оплаты составляет $600 - $800 в месяц (в банках - $1000 - $1200), а женщинам платят $200 -$400.

 Для выявления  основных стереотипов в области  информационных технологий в  апреле 2007 г. нами было проведено  социологическое исследование. В  режиме глубинного интервью мы опросили ряд директоров фирм и начальников ИТ отделов на предмет того, в чем они видят разницу между программистами разных полов. В результате были выявлены следующие гендерные стереотипы.

 У работодателей-экспертов  были обнаружены предпочтения  мужчин женщинам.

 Например, они  считают, что женщины более  склонны к гуманитарным, чем точным  и техническим наукам. Более глубокое  объяснение этого (что явно  в интервью почти не называлось, но отчетливо подразумевалось)  – мужчины умнее, практически  только они способны на некое открытие, на создание нового продукта.

 Отсюда вытекает  следующий стереотип – все  эксперты отметили склонность  женщин к аналитической работе. Аналитика в программировании  – это, например, поиск ошибок  в уже созданной программе,  ее отладка, но не разработка программного продукта. Работодателям-мужчинам сложнее посмотреть на женщину как просто на профессионала.

 Еще один стереотип  – только мужчина может полностью  отдать себя работе, в то время  как женщина в большей степени  занята собой, семьей и лишь потом работой. Эксперты говорят, что женщины более требовательны к работодателю, к защите своих прав, они часто отказываются делать дополнительную работу.

 Конечно, существует  и другое мнение. Его высказывали  участвовавшие в интервью работодатели-женщины, а также незначительная часть мужчин, в подчинении которых работает немало высококвалифицированных женщин. Однако наше исследование показало, что на рынке преобладают стереотипы, говорящие, что настоящим программистом, заслуживающим высокой зарплаты, может быть только мужчина.

Информация о работе Отношене к гендерным стереотипам