Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:01, творческая работа
Гендер - специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество "выстраивает" эти отношения взаимодействия полов в социуме.
1.2 Понятие стереотипа
Межкультурная коммуникация,
как и любое научное
Взаимодействие между
людьми не строится на общепризнанных
в соответствующей культуре образцах,
не может протекать вне закономерностей
социального восприятия. Одним из проявлений
социальной перцепции и одновременно
ее результатом являются стереотипы.
Стереотипы - это
упрощенные понимания (
Стереотипы, будучи
обобщением социального опыта
В последнем случае
важно принимать во внимание тот
факт, что хотя стереотипы и различны
по своим характеристикам и
Объектом стереотипа
являются люди, и их поведение, и
черты характера, и артефакты, и
события и т.д. (Агеев В.С., Липпман
В., Бабаева А.В. и др.).
Сфера действия стереотипов
не замыкается исключительно на «чужую»
культуру; стереотипам подвержены в
своем социальном взаимодействии и
люди в «своей» культуре.
Стереотипы жестко
«встроены» в нашу систему ценностей,
являются ее составной частью и обеспечивают
своеобразную защиту наших позиций в обществе.
По этой причине стереотипы используются
в каждой межкультурной ситуации. Механизмы
культурного восприятия приводят в действие
избирательное применение норм и ценностей
родной культуры. Без употребления этих
общих культурно специфических способов
оценки как собственной группы, так и других
культурных групп, невозможно обойтись.
Представители другой группы при этом
идентифицируются по таким признакам,
как пол, этническая принадлежность, особенности
речи, внешний облик, цвет кожи, брачные
обычаи, религиозные убеждения и т.д.
В целом можно
сказать, что стереотипы являются определенными
убеждениями и «привычными
1.3 Понятие «гендер»
Для начала определимся
с понятием гендер. Мощная волна
женского движения на Западе конца 60-х
– начала 70-х годов дала толчок
развитию исследований, которые теперь
называют гендерными. Определение гендера
(gender) как социокультурного пола мало что
объясняет тем, кто специально не интересовался
гендерным подходом в современных исследованиях
(в основном феминистских). «Гендер» - одно
из центральных и фундаментальных понятий
современного общества – нуждается в
осмыслении. (С. Де Бовуар, Ю. Кристева и
др.)
Само слово не
имеет в русском языке
Т. де Лорети сделала
небольшой экскурс в словарях
различных стран по значениям категории
«гендер». Так в «Американском словаре
наследия английского языка» (American Hieritage
Dictionary of English Language) слово «гендер» определено
в первую очередь как классификационный
термин, в том числе и как морфологическая
характеристика («грамматический род»).
Другое значение слова gender в этом словаре
– «классификация пола; пол». В романских
языках никакой близости между грамматикой
и полом нет. Испанское genero, итальянское
genere и французcкое genre не имеют никакой
связи с обозначением рода (пола) человека.
Вместо этого применяется другое слово
– sex (пол). И, вероятно, поэтому слово genre,
адаптированное с французского, используется
для классификации художественных и литературных
произведений (жанр). Любопытно, что английский
язык (где нет ни мужского, ни женского
рода) принял gender как категорию, ссылающуюся
на пол.
В том же американском
словаре можно найти еще одно
значение gender - представление. Термин «гендер»
понимается как представление отношений,
показывающее принадлежность к классу,
группе, категории (что соответствует
одному из значений слова «род» в русском
языке). Другими словами, гендер конструирует
отношения между объектом (или существом)
и другими, ранее уже обозначенными классом
(группой); это отношение принадлежности.
(« Американский словарь наследия английского
языка»).
Таким образом, гендер
приписывает или закрепляет за каким-либо
объектом или индивидом позицию
внутри класса, а, следовательно, и позицию
относительно других, уже составленных
классов. Итак, гендер – социальное отношение
не биологического пола, а представление
каждой индивидуальности в терминах специфических
социальных отношений.
Гендер создается
обществом как социальная модель
женщин и мужчин, определяющих их положение
и роль в поведении и его
институтах (семье, политической структуре,
экономике, культуре и образовании, и др.).
Гендерные системы различаются в разных
обществах, однако в каждом обществе эти
системы ассиметричны таким образом, что
мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты
характера, модели поведения, профессии
и прочее) считаются первичными, значимыми
и доминирующими, а женщины и все «женское/
фемининное» определяется как вторичное,
незначимое с социальной точки зрения
и подчиненное. Сущностью конструирования
гендера является полярность и противопоставление.
Гендерная система как таковая отражает
ассиметричные культурные оценки и ожидания,
адресуемые людям в зависимости от их
пола. Таким образом, можно сказать, что
гендерная система – это социально сконструированная
система неравенства по полу.
Важную роль в
развитии и поддержании гендерной
системы играет сознание людей. Конструирование
гендерного сознания индивидов происходит
посредством распространения и
поддержания социальных и культурных
стереотипов, норм и предписаний, за
нарушение которых общество наказывает
людей, например, «мужеподобная баба»
или «мужик, а ведет себя как баба». В процессе
воспитания семья, система образования,
культура в целом внедряют в сознание
детей гендерные нормы, формируют определенные
правила и нормы поведения и создают представления,
какими должны быть «настоящий мужчина»
и «настоящая женщина». Впоследствии эти
гендерные нормы поддерживаются с помощью
социальных и культурных механизмов, например,
стереотипов.
коммуникация гендерный
стереотип
1.4 Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы
– сформировавшиеся в культуре обобщенные
представления (убеждения) о том, как
действительно ведут себя мужчины
и женщины. Термин следует отличать
от понятия гендерная роль, обозначающего
набор ожидаемых образцов поведения
(норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных
стереотипов обусловлено тем, что модель
гендерных отношений исторически выстраивалась
таким образом, что половые различия располагались
над индивидуальными, качественными различиями
личности мужчины и женщины. Уже у Платона
можно встретить убеждение в отличии всех
женщин от мужчин: «…по своей природе
как женщина, так и мужчина могут принимать
участие во всех делах, однако женщина
во всем немощнее мужчины.» (Платон, «Республика»).
В философских, психологических,
культурологических текстах прослеживаются
гендерные стереотипы. Так, Аристотель
в работе «О рождении животных» утверждал:
«женское и мужское начала принципиально
различны по своему предназначению: если
первое отождествляется с телесным, то
второе – с духовным, с формой». Подобный
взгляд встречается у Н.А. Бердяева, В.
Ф. Эрна. Мужское начало у многих авторов
трактуется как зачинающее, женское –
восприемлющее; первое – инициативно,
второе – рецептивно; первое – деятельное,
второе – страдательное; первое – динамическое,
второе – статическое. (Бердяев. 1993.С.125.)
Можно выделить бинарные
оппозиции, стереотипно приписываемые
мужчине и женщине.
Логичность –
интуитивность, абстрактность –
конкретность. Прежде всего, мужественность
соотноситься с логичностью, а женственность
– с интуитивностью (С.Н. Булгаков, А.А.
Логинов, В.В. Розанов и др.). «Мужское мышление
отличается склонностью к обобщениям,
абстрактностью… мужчина более рационален»
(Логинов.1989. С.24-26). «Мужское и женское
самосознание имеет каждое свои отличительные
черты: мужчина логичен, полон инициативы;
женщина инстинктивна, склонна к самоотдаче,
мудра нелогической и неличной мудростью
простоты и чистоты» (Булгаков.1996.С.264-265).
В то же время, женщин интересуют конкретные
вещи, они конкретны в своей мыслительной
деятельности. Простор женскому интеллекту
обычно открывают прикладные и близкие
к практике науки. Такой же взгляд на женскую
конкретность можно проследить у В.В. Розанова,
С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева. Об оппозиции
разума, сознательности, логичности мужчины
– и сердца, инстинкта, интуиции женщины
писали В. Соловьев, В.Ф. Эрн.
Инструментальность
– экспрессивность, сознательность
– бессознательность. Бытует стереотипное
мнение, что женская чувственность,
эмпатичность, эмоциональная экспрессивность
отличают ее от мужчины с его инструментальной
размеренностью, ориентированной на цель
и компетентность. Благодаря этим качествам
считается, что женщины более гибки, отзывчивы.
Мужчины же более тверды и властны. По
мнению С.Н. Булгакова, женщина связана
«глубинами бытия». О женской впечатлительности
и восприимчивости писали В.Ф. Эрн, П.А.
Флоренский и др.
Власть – подчинение.
Женским считались также
Порядок – хаос. Кроме
того, философский взгляд на гендерную
дифференциацию формы и материи выражается
в противопоставлении порядка и хаоса.
Так, Н.А. Бердяев, говоря о мужском и женском
началах, отмечает: «Поскольку мужское
начало есть начало оформления, внесения
смысла, Логоса, строя, лада, поскольку
мужественный дух оформляет, дисциплинирует,
организует, постольку оно есть начало
порядка». Беспорядок и хаос рассматриваются
как проявления женского начала: «Дух
женственно-пассивный погружает в бесформенный,
недисциплинированный, неорганизованный
хаос». Вместе с тем, современные исследователи
женской и мужской психологии не считают,
что мужское начало – проявление порядка,
а женское – хаос, каждый пол отличается
своим своеобразным типом деятельности.
Следует помнить о разных типах мужчин
и женщин, содержащих в различных вариациях
фемининные и маскулинные проявления.
Только изменение культурных стереотипов
поможет полной реализации личности, сочетавшей
в себе как мужские, так и женские качества.
Независимость, индивидуальность
– близость, коллективность. Важный
гендерный стереотип состоит в том,
что женщинам свойственно следить в первую
очередь не за объектами и решениями каких-то
задач, а за благополучием людей, составляющих
их круг общения. Женщины на первое место
ставят отношения между людьми, в то время
как мужчины во всех обществах более независимы,
доминантны, властны и решительны, женщины
же более осторожны, склонны к подчинению,
отзывчивы и демократичны.