Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

3.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов:

в юности, зрелости, старости. 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3                                                                                                                                  Часть 1: Возрастной кризис.                                                                                                         1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6

   1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8

   1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10

    1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10

         б) Юнность…………………………………………………………………………16

         в) Молодость……………………………………………………………………….17

     2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18

     3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20         

Часть 2: Понятие одиночества.

2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23

2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26                       2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества

в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32

              2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35             3) одиночество пожилых людей…………………………………39          

Часть 3: Одиночество и психопатология.

3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42

3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46 

Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48 

Вывод……………………………………………………………………………………...51           

Список использованной литературы……………………………………………………53       
 
 
 
 
 

Одиночество — прекрасная вещь;

но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал,

что одиночество — прекрасная вещь. (Оноре де Бальзак) 

Введение.

Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда  взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными  по отношению друг к другу.

Одиночество – социально психологическое  состояние, характеризующееся узостью  или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и  эмоциональной невовлеченностью индивида.  

Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.

  Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.  

Объектом исследования: явилось одиночество как форма переживания.

Предмет исследования: особенности переживания чувства одиночества у людей разных возрастных групп (от 15 до 55 лет). 

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.

О распространенности одиночества  среди людей говорят  следующие данные: не более 1 – 2 % опрошенных утверждают, что никогда в жизни  не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10 – 30 % говорят, что переживали такое чувство  хотя бы раз в жизни.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений  с людьми, личностно значимыми  для него, когда он испытывает острейший  дефицит удовлетворения потребности  в общении.

Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны [Василюк Ф. 1984г.].

Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения  и положительных интимных отношений  с окружающими людьми. Одиночеству  не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.

На переживание  состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными  симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.

Данная  работа просвещенна исследованию проблем  одиночества: причины его возникновения, психологические особенности и  развитие в различных возрастных группах. 
 

                                                                                                                 

                                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                 В одиночестве каждый

  видит в себе  то,

что он есть на самом  деле.

                                                                                                                      (Артур Шопенгауэр)

Часть 1. Возрастной кризис.

    1. Понятие возрастного кризиса.
 

Кризис, от греческого  krineo, буквально переводится  «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший  момент в жизни или деятельности человека. Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт человек   не может. Люди привыкают к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования - социальному статусу, семье, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры.

Кризис  - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни - это всегда неприятно. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый период». 

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически» [Выгодский 1981-1984г]. Основанием для такого утверждения служит  то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим. 
 
 

 Понятие возрастных кризисов связано, как уже  говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью. 

Термин  « кризисы возрастные » был  введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Этапы возрастного кризиса. 

Выготский ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую  и посткритическую фазы  [Выготский 1981-1984г.].  

В предкритической  фазе возникает противоречие между  объективной и субъективной составляющими  социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В  собственно критической фазе это  противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими. 

 Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. 

Информация о работе Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости