Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.
Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53
Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов:
в юности,
зрелости, старости.
Курсовая
работа
содержание
Введение…………………………………………………………
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис
зрелых возрастов:……………………………………………………
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность……………………………………………………
в) Молодость………………………………………………
2)
Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...
3)
Старось. Кризис старости…………………………………………………………
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию
одиночества. ……………………………………………...26
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение
для психотерапии…………………………………………..
Часть 4: Современные
исследования переживания одиночества.
……………………48
Вывод…………………………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Одиночество — прекрасная вещь;
но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал,
что одиночество
— прекрасная вещь. (Оноре де Бальзак)
Введение.
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу.
Одиночество
– социально психологическое
состояние, характеризующееся узостью
или отсутствием социальных контактов,
поведенческой отчужденностью и
эмоциональной невовлеченностью индивида.
Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.
Объектом исследования: явилось одиночество как форма переживания.
Предмет
исследования: особенности переживания
чувства одиночества у людей разных возрастных
групп (от 15 до 55 лет).
Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.
О распространенности одиночества среди людей говорят следующие данные: не более 1 – 2 % опрошенных утверждают, что никогда в жизни не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10 – 30 % говорят, что переживали такое чувство хотя бы раз в жизни.
Человек
становится одиноким тогда, когда осознает
неполноценность своих
Одиночество
– тяжелое психическое
Понятие
одиночества связано с
Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.
На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
Данная
работа просвещенна исследованию проблем
одиночества: причины его возникновения,
психологические особенности и
развитие в различных возрастных
группах.
видит в себе то,
что он есть на самом деле.
Часть 1. Возрастной кризис.
Кризис, от греческого krineo, буквально переводится «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека. Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт человек не может. Люди привыкают к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования - социальному статусу, семье, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры.
Кризис
- это не тупик, а некие противоречия, которые
накапливаются у человека. Кризис в жизни
- это всегда неприятно. Человек выбивается
из привычного ритма. Тем не менее есть
ряд так называемых «нормативных» кризисов,
через которые человек проходит в течение
всей жизни: кризис новорожденного, одного
года, трех, семи, переходного возраста,
кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый
период».
Самой,
пожалуй, важной функцией кризиса, является
его влияние на развитие человека
- Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы
не были обнаружены экспериментально,
их, тем не менее, следовало бы задать теоретически»
[Выгодский 1981-1984г]. Основанием для такого
утверждения служит то, что процесс
развития человека происходит «рывками»,
от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным,
чем эволюционным путем. В эти периоды
в относительно короткий срок происходят
кардинальные изменения, сильно заметные
окружающим.
Понятие
возрастных кризисов связано, как уже
говорилось выше, с закономерностями
психического развития человека. Процесс
познания мира человеком, физическое,
интеллектуальное, духовное и психическое
развитие начинается с момента физического
рождения, продолжается на протяжении
всей жизни и заканчивается с его смертью.
Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса.
1.2 Этапы
возрастного кризиса.
Выготский
ввел деление кризисного возраста на
предкритическую, собственно критическую
и посткритическую фазы [Выготский
1981-1984г.].
В предкритической
фазе возникает противоречие между
объективной и субъективной составляющими
социальной ситуации развития (средой
и отношением человека к среде). В
собственно критической фазе это
противоречие обостряется и проявляется,
обнаруживая себя, и достигает своего
апогея. Затем в посткритической фазе
противоречие разрешается через образование
новой социальной ситуации развития, через
установление новой гармонии между ее
составляющими.
Предкритическая
фаза состоит в том, что человеку
открывается неполнота той реальной формы,
в которой он живет. Такое открытие возможно
лишь на основе возникновения представления
об иной, новой идеальной форме. Человеку
открылось нечто иное, ожидающее его в
будущем, образ нового поведения. До подобного
открытия человек довольствуется сегодняшними
проблемами и их решениями. В переломные
моменты жизни этого оказывается недостаточно.
Иное, будущее, предстоящее оказывается
привлекательным, притягивающим. Обнаружить
это открытие будущего можно лишь косвенно,
поскольку оно нерефлексивно.