Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.
Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53
Из выше
сказанного может возникнуть
ощущение, что любые отношения
не имеют смысла, и мы обречены
на печальное и жалкое
Принимая
ответственность за свою жизнь,
Еще одним, наиболее
распространенным и мощным способом
ограждения себя от экзистенциального
одиночества являются отношения. Несмотря
на то, что не существует отношений, которые
смогли бы уничтожить изоляцию, великие
отношения, могут пробить брешь в барьерах
одиночества, смягчить его суровый закон
и перебросить мост от одного самостоятельного
существа к другому. Об этом же пишет и
Ялом: мы плывем в темном океане Жизни
одинокими в своей лодке. Однако нас приободряет
то, что мы видим свет таких же плывущих
рядом лодок.
Мысль о
том, что признание
М. Бубер выделил
два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно».
Последний тип взаимосвязи - это
отношения без взаимности, где
другой это средство, функция, объект.
Этому Бубер противопоставляет
«Я-Ты» отношения, которые построены
на взаимности и включающие переживания
другого. Различия между этими типами
отношений лежат не только в их природе,
но и в том, что есть «Я» в каждом из них.
При отношениях «Оно» человек не полностью
находиться в «отношениях» - он удерживает
часть себе, т.к. в этом случае он занимается
категоризацией, анализом и оценкой об
«Оно». В таких отношениях другой человек
(«Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается
только с точки зрения того, насколько
он удовлетворяет какую-то мою потребность,
т.е. становиться безличной функцией («Оно»).
Основной способ переживания
«Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый
из участников имеет в виду другого или
других в их особом бытии и обращается
к ним с намерением установить живые взаимоотношения
между собой и им». Когда же человек использует
другого для решения своих проблем, то
такое общение есть «монологи, замаскированные
под диалог».
Одиночество в гуманистической психологии.
А. Маслоу - один
из основателей гуманистической
психологии - считал, что действия человека
определяются двумя типами мотивов: восполнение
дефицита и рост. Он выдел несколько характеристик
человека, ориентированного на рост. Среди
них: способность реализации собственного
потенциала, большая самодостаточность,
меньшая зависимость от подкрепления
среды, меньшая потребность в межличностных
отношениях, восприятие людей не с позиции
полезности («использования»), а с позиции
уникальности каждого человека. Т.о., эти
люди руководствуются не социальными,
а внутренними ориентирами. Исходя из
этого, Маслоу выделял два типа любви -
бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти
типы Маслоу считал, что для бытийной любви
характерны: минимум тревоги-враждебности,
независимость, автономность, минимум
ревности, большая бескорыстность, альтруистичность,
заботливость.
Э. Фромм,
в одной из своих работ «
Таким образом,
внутреннее состояние и
2.3 Причины возникновения
и особенности переживания
1)Подростковое одиночество.
Для подросткового возраста одиночество – особое психоэмоциональное состояние, проявляющееся в следующем:
- им сопровождается
развитие ряда личностных
- оно является
обязательной составляющей
- в ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором эмоциональных реакций.
По отношению
к Я-концепции подростка
В целом можно считать, что в подростковом возрасте одиночество играет существенную роль в процессе индивидуализации личности, являясь, по сути, психологической данностью созревания личности подростка.
В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.
Открытие внутреннего мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.
Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.
Почти все дети проходят через периоды страшного одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.
Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.
Если подросток много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей - изоляция ребенка. Изолированный ребенок - одинокий ребенок.
1)Общение со сверстниками важный специфический канал информации. Через него подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые [Корнилов А. 2002г].
2) Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
3) Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.
Подростки в возрасте 15-17 лет пребывающие в одиночестве по собственному желанию вполне естественное не вызываемое тревожных мыслей или страхов. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Для самих подростков портрет одинокого подростка выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании. Еще часть описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.