Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

3.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)
  1. от себя (внутриличностное), человек убегает  от какой-то части себя (напр. своих  сильных и расстраивающих переживаний), возводя барьеры между частями  своего Я. Это происходит не только когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, следует за «правильно» или «нужно» и не доверяет себе.
 
  1. от других (межличностное), человек убегает  от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причин этого может быть несколько и  в том числе неумение строить  близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений и др.
 
 
  1.  от  жизни (экзистенциальное), человек  прячется в толпе от грусти  и тоски от осознания, что  никто и ничто не смогут  дать вечного смысла, радости  и внимания. У него могут быть  сколь угодно хорошие отношения  с членами семьи и собой.  Однако, он приходит к пониманию, что только он сам несет ответственность за жизнь и что никакие отношения не смогут дать полного понимания и постоянной любви. И эту ситуацию ничего изменить не может. Это связано с тем, что ничто не сможет отменить жизненный факт – наше экзистенциальное одиночество. К осознанию этого факта приходят не только старики. Этот вопрос возникает перед нами, когда уходят из жизни близкие и важные для нас люди, и мы остаемся одни. Он врывается вихрем в нашу жизнь как после трагических событий. Часто после этого мы чувствуем страх и беспомощность перед чем-то более могущественным и иногда понимаем, что в жизни нет ничего постоянного, всегда соответствующего нашим ожиданиям. И если мы пойдем дальше, то можем увидеть, что мы весьма ограниченно можем влиять на ход нашей жизни, поскольку должны в одиночку стоять перед силами природы и обществом.
 
 
 
 
 

 Из выше  сказанного может возникнуть  ощущение, что любые отношения  не имеют смысла, и мы обречены  на  печальное и жалкое существование  отшельников, бредущих по одинокой пустыни. Однако если посмотреть глубже возникающего в начале страха и беспокойства, то не все кажется таким тупиковым.  Если обобщить идеи философов и психологов данного направления, то можно сказать что они рассматривают человека как творца собственной жизни, встречающегося с вечными вопросами существования (смерти, свободы, ответственности, одиночества), ищущего смысл своей жизни и являющегося большим, чем сумма его составляющих (характер, темперамент и т.п.) Экзистенциалисты также говорят о данностях бытия, одной из которых и является одиночество. Какими бы ни были удовлетворительными отношения с другими людьми и с собой, человек все равно остается изолированным.

 

 Принимая  ответственность за свою жизнь,  к нам приходит понимание, что только мы сами, а не кто-то другой, являемся творцом ее. Это осознание приводит к сильному переживанию одиночества - ведь никому и ничему нет дела (по большому-то счету) до моей жизни?!  И хотя мы сами творим свою жизнь, она все-таки ограничена тем, что мы делаем это в одиночку. Все, что есть у человека это мужественное принятие на себя частичного груза экзистенциального одиночества и стоическое проживание его.  

Еще одним, наиболее распространенным и мощным способом ограждения себя от экзистенциального одиночества являются отношения. Несмотря на то, что не существует отношений, которые смогли бы уничтожить изоляцию, великие отношения, могут пробить брешь в барьерах одиночества, смягчить его суровый закон и перебросить мост от одного самостоятельного существа к другому. Об этом же пишет и Ялом: мы плывем в темном океане Жизни одинокими в своей лодке. Однако нас приободряет то, что мы видим свет таких же плывущих рядом лодок.  

 Мысль о  том, что признание собственного  одиночества и наличие способности  стойко его встретить позволяют человеку строить поистине человеческие отношения, основанные на любви, понимании и доверии, встречается как в философской, так и психологической литературе. Может возникнуть вопрос «а на основе чего же еще можно строить близкие отношения, кроме как не на любви и понимании?»  
 

М. Бубер выделил  два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это  отношения без взаимности, где  другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет  «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Различия между этими типами отношений лежат не только в их природе, но и в том, что есть «Я» в каждом из них. При отношениях «Оно» человек не полностью находиться в «отношениях» - он удерживает часть себе, т.к. в этом случае он занимается категоризацией, анализом и оценкой об «Оно». В таких отношениях другой человек («Ты») ценен не сам по себе, а рассматривается только с точки зрения того, насколько он удовлетворяет какую-то мою потребность, т.е. становиться безличной функцией («Оно»).  Основной способ переживания        «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». Когда же человек использует другого для решения своих проблем, то такое общение есть «монологи, замаскированные под диалог».  

Одиночество в гуманистической  психологии.

А. Маслоу - один из основателей гуманистической  психологии - считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел несколько характеристик человека, ориентированного на рост. Среди них: способность реализации собственного потенциала, большая самодостаточность, меньшая зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в межличностных отношениях, восприятие людей не с позиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Т.о., эти люди руководствуются не социальными, а внутренними ориентирами. Исходя из этого, Маслоу выделял два типа любви - бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость, автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость.  

 Э. Фромм,  в одной из своих работ «Искусство  любви», также затрагивает вопрос  о том, что должны представлять  из себя ненуждающиеся отношения.  Фромм считает экзистенциональную  изоляцию причиной серьезного  беспокойства человека. Рассматривая  то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не являются достаточными для этого преодоления - они были лишь частичными ответами. Полный же ответ – это достижение единения с другим человеком в любви.  Человек способен любить, только если свободен от ряда ограничений. Мы часто воспринимаем мир и людей в нем с точки зрения их полезности или опасности для нас и не замечаем их ценности в независимости от того, что они нам дают. С другой стороны, на способность любить оказывает влияние социальное окружение и взгляды родителей, впитанные нами с детства. Это отчетливо видно в некоторых случаях, где браки совершаются не на небесах, а на семейных советах. Любовь - это активный процесс, основанный не на «получении», а на отдаче; участии, а не увлечении. Для зрелой любви также характерны забота, отзывчивость и уважение.  

 Таким образом,  внутреннее состояние и постоянное  развитие самого любящего является важным условием построения зрелых, свободных от нужды отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Причины возникновения  и особенности переживания одиночества  в зрелых возрастах.

1)Подростковое одиночество.

Для подросткового  возраста одиночество – особое психоэмоциональное состояние,  проявляющееся в следующем:

- им сопровождается  развитие ряда личностных новообразований;

- оно является  обязательной составляющей комплекса  психоэмоциональных реакций в  ситуациях конфликта;

- в ряде личностных процессов одиночество служит психологическим стабилизатором эмоциональных реакций.

По отношению  к Я-концепции подростка одиночество, во-первых, является существенной содержательной составляющей; во-вторых, имеет существенное значение для индивидуальной вариативности Я. Исследуя связь между одиночеством подросткового возраста и Я-концепцией подростка, можно предполагать, что одиночество, вероятно, играет определенную (возможно, существенную) роль в формировании Я-концепции, являясь психологическим стабилизатором для позитивной Я-концепции и психологическим активатором для негативной Я-концепции  [Эриксон Э. 1996г]. В свою очередь Я-концепция (ее становление – развитие) сама влияет на динамику одиночества.

В целом  можно  считать, что в подростковом возрасте одиночество играет существенную роль в процессе индивидуализации личности, являясь, по сути, психологической данностью созревания личности подростка.

В период юности ребенок открывает свой внутренний мир. Он обретает способность погружаться  в себя и наслаждаться своими переживаниями. Подросток начинает ощущать свое тело, открывает для себя мир любви. Практически любое событие стимулирует его к размышлениям о себе и своих проблемах.

Открытие внутреннего  мира - важное, волнующее событие, но оно приносит с собой множество тревог и переживаний. Появляется чувство неповторимости и одиночества. Оно возникает как смутное беспокойство, может ощущаться как внутренняя пустота, которую необходимо заполнить. Отсюда необъяснимые порывы к общению и уединению.

Подростку начинает казаться, что никто не испытывал подобного чувства. В связи с этим меняется его поведение. То он уходит в свою комнату, закрывается и слушает музыку. То пропадает до ночи на улице. В его речи часто появляется местоимение «Я». А все события, которые происходят с юношей или девушкой, кажутся им значимыми и решающими. Но никто, по их мнению, не понимает всего происходящего.

Почти все дети проходят через периоды страшного  одиночества, которые просто невыносимы. Тогда они чувствуют себя беззащитными, неуверенными в этом большом и проблемном мире.

Чтобы как-то пережить свое одиночество в юношеском  возрасте некоторые увлекаются дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать  свои мысли и переживания. Дневник  хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идет проверка самого себя, дается отчет о своих поступках и намерениях - о чем не скажешь никому. Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность.

Если подросток  много времени проводит со сверстниками, это пугает родителей, так как дочь или сын могут попасть в так называемую асоциальную группу, где ребята приобщаются к пьянству, наркомании, преступности. Чтобы оградить ребенка от влияния асоциальной группы, родители запрещают общаться с подростками, которые им не нравятся. Запреты родителей - изоляция ребенка. Изолированный ребенок - одинокий ребенок.

1)Общение со сверстниками важный специфический канал информации. Через него подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые [Корнилов А. 2002г].

2) Групповая игра и другие виды совместной деятельности и вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которых нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

3) Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

 Подростки  в возрасте 15-17 лет пребывающие  в одиночестве по собственному желанию вполне естественное не вызываемое тревожных мыслей или страхов. В то же время одиночество у них ассоциируется с несчастьем, печалью и обидой. Для самих подростков портрет одинокого подростка выглядит так: замкнутый, погруженный в себя, мало общающийся, не любящий шумные компании. Еще часть  описывала одинокого сверстника как грустного, печального, несчастного и обиженного. Достаточно часто встречалось описание одинокого подростка как тихого, незаметного, домоседа, не умеющего общаться, заводить знакомства. Некоторые ребята  полагают, что одинокий человек - это тот, у кого нет друзей, которого никто не любит, и от которого все отвернулись.

Информация о работе Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости