Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.
Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53
Подростковый возраст это период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
Отдельно следует отметить на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.
Многие
подростки переживают кризис во внешних
проявлениях негативизма - бессмысленном
противодействии другому, немотивированном
противостоянии родителям, учителям. Задача
близких взрослых и психологов здесь однозначна
- необходимо включиться в проблемы отрока
и постараться облегчить его жизнь в этот
период.
б) Юность.
Юность - самое начало взрослой жизни. Ведь ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать решение любых проблем. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят более условный характер.
Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность. Для остро переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - большой груз. Также именно в этом возрасте отмечается страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций и хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности и общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и многое другое.
Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы, если же выбор сделан, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.
В этом
возрасте характерна и негативная составляющая
возможности выбора. Юноша или
девушка могут выбрать еще один путь -
бегство в наркотики, религиозные секты,
погруженность в себя и т.д. Такой выбор
может быть следствием серии серьезных
неудач или образовавшегося вакуума. На
неправильный путь могут подтолкнуть
скука, желание получить новые впечатления,
забыть о "серой" жизни, нежелание
трудиться.
в) Молодость.
Молодость охватывает период жизни от конца юности 20-23 лет до 30 лет иногда до 35 лет. Это время, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни". Молодость период создания семьи, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней, время освоения выбранной профессии. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализация.
Для
молодости характерно сочетание
психологических, физиологических, социальных
и других факторов, благоприятствующих
выбору спутника жизни, созданию семьи.
Это возраст наибольшей половой активности,
время, когда организм женщины лучше приспособлен
к рождению первого ребенка. Люди, не создавшие
семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило,
сделать это не в состоянии, так как они
привыкают жить в одиночестве, становятся
излишне требовательными к другому человеку,
у них появляется ригидность привычек,
часто делающих очень трудной совместную
жизнь.
2) Взрослость. Средний возраст.
В этом
возрасте, как правило, человек уже
достигает того, к чему осознанно
стремился - у него четко сформировавшая
система ценностей, есть определенное
социальное и семейного положения, он
психически уравновешен… Но вот доволен
ли он своей жизнью, принесло ли ему моральное
удовлетворение достижение целей, счастлив
ли он, любит ли он своего (ю) супруга(у)!?
Человек начинает думать об этом, задавать
себе вопросы, переживать эту ситуацию
в своей жизни, так, постепенно он входит
в кризис, который характерен для человека
в возрасте около 30-35 лет.
Кризис среднего возраста.
Кризис среднего возраста - самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов [Холлис Д. 2002г.].
Как уже
говорилось выше, у взрослого человека
начинают формироваться вопросы, на
которые он не в состоянии ответить,
но которые сидят внутри и разрушают
его. « В чем смысл моего
существования!?», «Это то, чего я хотел!?
Если да, то что же дальше!?» и т.д.
Представления о жизни, сложившиеся между
двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют
его. Анализируя пройденный путь, свои
достижения и провалы, человек обнаруживает,
что при уже сложившейся и внешне благополучной
жизни личность его несовершенна, что
много времени и сил потрачено впустую,
что он мало сделал по сравнению с тем,
что мог бы сделать, и т. п. Иными словами,
происходит переоценка ценностей, критический
пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает,
что многое он уже не может изменить в
своей жизни, в себе: семью, профессию,
привычный образ жизни. Самореализовав
себя в период молодости, человек вдруг
осознает, что, в сущности, стоит перед
той же задачей - поиска, самоопределения
в новых обстоятельствах жизни, с учетом
реальных возможностей (в том числе ограничений,
не замечавшихся им ранее). Этот кризис
проявляет себя в ощущении необходимости
«что-то предпринимать» и свидетельствует
о том, что человек переходит на новую
возрастную ступень – возраст взрослости.
«Кризис тридцати» - условное название
этого кризиса. Это состояние может наступить
и раньше, и позднее, ощущение кризисного
состояния может наступать на протяжении
жизненного пути неоднократно (как и в
детстве, отрочестве, юности), так как процесс
развития идет по спирали, не останавливаясь.
Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей (автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.
У женщин
во время кризиса 30-летия обычно
меняются приоритеты, установленные
в начале ранней взрослости [Шихи Г.
1999г]. Женщин, ориентированных на замужество
и воспитание детей, теперь в большей степени
начинают привлекать профессиональные
цели. В то же время те, кто отдавал свои
силы работе, теперь, как правило, направляют
их в лоно семьи и брака.
3) Старость. Кризис старости.
В начале пятого десятилетия жизни (чуть раньше или позже) человек, проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времени, анализа образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви.
Кризис старости связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое в жизни иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и ума. Человеку свойственна преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся более очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. Кроме того, у человека появляется беспокойство, что он может оказаться на шаг позади нового поколения, энергичного, обладающего новыми идеями и готовностью согласиться, на первых порах, на значительно меньшую зарплату.
В результате
прогрессирующем на общем фоне настроений
становится депрессивные состояния [Ермолаева
М. 2007г], чувство усталости от надоевшего
окружения, от которых человек либо прячется
в мечтах, либо в реальных попытках «доказать
свою молодость» через любовные интриги
или взлет карьеры. В этот период человек
пересматривает свою жизнь и задает себе
вопрос, который иногда очень пугает, но
всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно
от своей семьи и ролей, которые я исполняю?»
Если он открывает, что жил, формируя и
укрепляя не реальное «я» - тогда он открывает
для себя возможность второго взросления.
Этот кризис является возможностью переопределения
личности, переходный ритуал между продолжением
подросткового периода на стадии «первой
взрослости» и неизбежным наступлением
старости и близости смерти. Те, кто сознательно
проходят через кризис, ощущают, что их
жизнь стала более значимой. Этот период
открывает перспективу обретения нового
взгляда на свое «я», которая, правда, зачастую
связана с весьма болезненными ощущениями.
В это
же время человек начинает понимать, что
с его телом происходят неизбежные физиологические
изменения помимо его воли. Человек признает,
что он смертен и ему обязательно придет
конец, при этом он не сможет завершить
все, чего так страстно желал к чему стремился.
Происходит крушение надежд, связанных
с инфантильными представлении о своей
будущей жизни (власти, богатстве, отношениями
с окружающими).
Отчетливо
ощущается стресс в брачной жизни.
Супруги, терпевшие друг друга ради детей
или не обращавшие внимания на серьезные
проблемы во взаимоотношениях, зачастую
больше не желают смягчать свои разногласия.
Следует также учесть, что сексуальная
близость к этому времени притупляется
привычкой, ощутимым снижением физической
формы, первыми симптомами ослабляющих
организм болезней, наступлением климакса,
глубоко сидящим гневом на партнера и
неясным чувством чего-то упущенного в
жизни. Количество разводов среди состоящих
в браке 15 и более лет постепенно увеличивается.
Именно поэтому в среднем возрасте происходит,
так называемая « третья волна» расторжения
браков.
Таким
образом, в течение кризиса в пожилом
возрасте возникает и затем возрастает
необходимость поиска своего пути, но
на этом пути возникают серьезные препятствия.
Симптомы, характерные для кризиса, - скука,
смена места работы и/или партнера, заметные
проявления насилия, самоуничтожительные
мысли и поступки, непостоянство в отношениях,
депрессия, тревога и возрастающая навязчивость.
За этими симптомами скрываются два факта:
существование огромной внутренней силы,
оказывающей очень сильное давление изнутри,
и повторение прежних паттернов поведения,
сдерживающих эти внутренние импульсы,
однако при этом возрастает сопутствующая
им тревога. Когда прежние стратегии все
хуже и хуже помогают сдерживать возрастающее
внутренне давление, появляется резкий
кризис в самосознании и самоощущении.
Кризис старости.
В преклонном
возрасте (старости) человеку предстоит
преодолеть три подкризиса. Первый
из них заключается в переоценке собственного
«Я» помимо его профессиональной роли,
которая у многих людей вплоть до ухода
на пенсию остается главной. Второй подкризис
связан с осознанием факта ухудшения здоровья
и старения тела, что дает человеку возможность
выработать у себя в этом плане необходимое
равнодушие. В результате третьего подкризиса
у человека исчезает самоозабоченность,
и теперь он без ужаса может принять мысль
о смерти.