Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.
Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53
Существуют и иные психотерапевтические способы помощи пограничной личности, обеспечивающие сохранение контакта с аффективным воспоминанием о психотерапевте при разлуке с ним. Переходные объекты, напоминающие о терапевте, в частности, номер его телефона, записанный на листке бумаге, сделанный им подарок (например, книга) или ежемесячный счет об оплате сеансов (иногда пациенты носят его в кошельке неделями) являются полезными в моменты отчаяния. Если терапевт уезжает в отпуск, пациента можно снабдить временным адресом и номером телефона, который он использует обычно не для непосредственного контакта, а для активации воспоминаний о терапевте на время его отсутствия, подобно тому, как ребенок, обладающий исключительно способностью к узнаванию, обращается к одеялу для сохранения воспоминаний о прикосновениях матери. Флеминг пишет о ретроспективно полученных данных относительно ситуации, когда совет пациенту следить за своими мыслями при переживании тревоги, обусловленной разлукой в выходные дни, помогал ему вызывать в памяти образ терапевта. Известно немало пациентов, которые по собственной инициативе вели дневники о ходе лечения. Делая записи, они активизировали чувства, связанные с пребыванием рядом терапевта.
Переживание интенсивного и болезненного чувства одиночества является обычным для жизни пациентов с пограничным расстройством личности, особенно приближающихся к психотическому полюсу в спектре психических нарушений. Одиночество определяется как аспект, присущий этому расстройству личности, состоящий в относительной или полной неспособности запоминания позитивных образов или фантазий поддерживающих людей в прошлой и настоящей жизни пациента или преобладании негативных воспоминаний и образов.
При обсуждении
прикладного значения выдвинутых положений
для терапии особое внимание уделяется
прояснению необходимости в доступности
психотерапевта и использования
переходных объектов при утрате пациентом
аффективно- когнитивных способностей.
В ходе психоаналитической терапии
"пограничных" пациентов регрессивные
переживания часто являются доминирующими
феноменами переноса и нередко становятся
основой для продуктивной терапевтической
работы.
Когда хочется быть одному,
то необходимо двигаться в одиночество
и наслаждаться
им в полной
мере.
Часть
4. Современные исследования переживания
одиночества.
Подводя итоги данной работы, следует обратить внимание на методы исследования феномена одиночества в современном и историческом плане. Для содержательной стороны выделим четыре основных периода [Слободчиков И. 2007г]:
1-Первые
публикации статей европейских
философов экзистенциального
2-Начало
19-20 века. Период формирования
философских основ изучения
3- С
конца 30-х и середине 80-х г.,
со стороны психологов и
4- Вторая
половина80-х г. до наших дней.
На сегодняшний день
Большое
внимание уделяется разработке, анализу,
оценке эффективности социально-
Таким образом, отмечая тенденцию к расширению и углублению изучения одиночества как предметной области, прежде всего в рамках отечественной психологической и социальной науки (за последние десять лет число работ на много увеличилось), необходимо выделить факт, что психология одиночества как особая отрасль научного исследования находится на начальных стадиях своего развития.
Говоря
о западной научной мысли в
контексте психологических
Так К. Колдберг в своей статье «Одиночество как нарушение восприятия времени» исходит из того, что основными составляющими нашего осознания времени являются стремление к заботе, воспитанию кого-либо другого. По его мнению, одиночество – это нарушенное восприятие времени: потребность в заботе, не удовлетворённая в течение долгого времени. Колдберг отмечает: «… одиночество – это, своего рода, отказ от момента настоящего, от его возможностей и требований. Потеря этого настоящего и приводит к нарушенному взгляду на время: ощущение того, что настоящее замерло, оно бесконечно и не имеет будущего. Это нарушенное восприятие времени ослабляет способность субъекта к межличностному общению, что еще более усугубляет чувство одиночества».
Рассматривая склонность к одиночеству с позиций гуманистической психологии,
Дж.
Коен, продолжая линию исследований
А. Маслоу, отмечает, что одиночество
не что иное как производная
серии неудовлетворенности
Акцентируя момент переживания одиночества в юношеском возрасте, Коен пишет: «… Наиболее острое одиночество испытывается в юношеском возрасте с приходом потребности в интимном общении с другим человеком. Любой компаньон лучше, чем никакого, потому что одиночество хуже беспокойства. Мы предпочитаем привязываться к кому-либо, кого мы ненавидим, чем жить в изоляции. Горький вкус одиночества искажает представления как самого субъекта, другими».
Именно взгляды Коена, можно рассматривать в рамках представлений об одиночестве с позиций западных психологических школ как основание для возрастного анализа этого явления.
С начала 90-х гг. исследования российских авторов в области психологии переживания одиночества постепенно принимают характер системы, происходит их углубление, актуализация отдельных аспектов исследуемого феномена. В период с 1990 по настоящее время защищено более десяти диссертационных работ в контексте изучаемой проблематики, в том числе две докторские диссертации.
Однако,
рассматривая одиночество в рамках
психопатологии, можно провести анализ
одиночества в ключе
Исследование проблемы одиночества, по моему мнению, представляется крайне актуальным в обществе XXI века. Качественные изменения культуры, протекающих с высокой скоростью, высокая степень расслоения общества, недостаточность эмоциональных контактов – на это и многое другое специалистам стоит обратить внимание.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что в свете современных представлений об одиночестве могут быть выделены две тенденции в его изучении [Слободчиков И. 2007г]:
Первая – трактовка одиночества как психического состояния или субъективного переживания;
Вторая – представление об одиночестве как преимущественно негативном состоянии и переживании.
Необходимо
отметить также устойчивое внимание
к вопросам развития системы мер
профилактики и преодоления негативных
последствий переживания
Несмотря
на то, что на сегодняшний день в
рамках научной литературы существует
достаточное многообразие представлений
об одиночестве и особенностях его проживания
в различные возрастные периоды, до сих
пор нет единого, целостного представления
об этом феномене, так же как нет и связного
представления о возрастных закономерностях
проживания и переживания одиночества.
Вывод.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый человек в любом возрасте подвержен одиночеству. Однако так все люди разные, то и оно носит индивидуальный и специфический характер.
И все же проблема одиночества не раскрыта, много еще нерешенных вопросов, ненайденных ответов. Тем не менее, главным выводом из данной работы может служить то, что одиночество в разных возрастах различно, к нему всегда нужно относиться с пониманием, потому, что нет человека более несчастного, чем человек, живущий в одиночестве.
Конечно, существуют и исключения из правила, и есть люди вполне счастливые в своем одиночестве, использующие его с пользой для самого себя. Иногда оно помогает открыть внутри своего “Я” какие-то совершенно неожиданные таланты. Но не стоит забывать о том, что исключения из правил чаще всего эти правила лишь подтверждают.
Быть одиноким не обязательно означает быть одному. Можно быть одному и не быть при этом одиноким, а можно быть одиноким и в толпе. На протяжении своей жизни каждый человек испытывает состояние одиночества. В разные периоды жизни, в различных ситуациях и обстоятельствах, с разной силой и продолжительностью одиночество охватывает человека вне зависимости от пола, образования и возраста. Пережив однажды это чувство, человек пытается различными способами в дальнейшем его избежать. Но бегство от одиночества лишь бегство в одиночество - то самое одиночество в толпе, на работе, в семье. Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, тяжелая для понимания любого человека.
Переживание одиночества существует на протяжении всей жизни человека и является, на мой взгляд, частью личности, имеющей собственное содержание, структуру и закономерности развития. Актуальность данной работы заключается в необходимости систематизации существующих данных о психологическом феномене одиночества, полученных отечественными и зарубежными учеными, а также в изучении этого сложного и противоречивого эмоционального переживания, которое может оказывать как положительное, так и негативное влияние на жизнь человека в разных возрастных категориях.
Как люди реагируют
на одиночество - депрессией или враждебностью,
пассивным уходом в него или активной
борьбой за преодоление подобного
состояния, это зависит от их самих.
Представление
о том, каковы причины и типы одиночества,
как реагируют на это состояние
мужчины и женщины зрелого
возраста, взаимосвязь одиночества и пола,
какие способы используют они для его
преодоления, какие типы людей чувствительны
к одиночеству, именно эти аспекты способствуют
пониманию природы одиночества, облегчению
способов его психокоррекционного и психотерапевтического
воздействия и требует дальнейшего исследования.
Список
использованной литературы: