Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

3.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

Существуют и  иные психотерапевтические способы  помощи пограничной личности, обеспечивающие сохранение контакта с аффективным  воспоминанием о психотерапевте при разлуке с ним.  Переходные объекты, напоминающие о терапевте, в частности, номер его телефона, записанный на листке бумаге, сделанный им подарок (например, книга) или ежемесячный счет об оплате сеансов (иногда пациенты носят его в кошельке неделями) являются полезными в моменты отчаяния. Если терапевт  уезжает в отпуск, пациента можно снабдить временным адресом и номером телефона, который он использует обычно не для непосредственного контакта, а для активации воспоминаний о терапевте на время его отсутствия, подобно тому, как ребенок, обладающий исключительно способностью к узнаванию, обращается к одеялу для сохранения воспоминаний о прикосновениях матери. Флеминг пишет о ретроспективно полученных данных относительно ситуации, когда совет пациенту следить за своими мыслями при переживании тревоги, обусловленной разлукой в выходные дни, помогал ему вызывать в памяти образ терапевта.  Известно немало пациентов, которые по собственной инициативе вели дневники о ходе лечения. Делая записи, они активизировали чувства, связанные с пребыванием рядом терапевта.

Переживание интенсивного и болезненного чувства одиночества  является обычным для жизни пациентов  с пограничным расстройством  личности, особенно приближающихся к  психотическому полюсу в спектре  психических нарушений. Одиночество  определяется как аспект, присущий этому расстройству личности, состоящий в относительной или полной неспособности запоминания позитивных образов или фантазий поддерживающих людей в прошлой и настоящей жизни пациента или преобладании негативных воспоминаний и образов.

При обсуждении прикладного значения выдвинутых положений  для терапии особое внимание уделяется  прояснению необходимости в доступности  психотерапевта и использования  переходных объектов при утрате пациентом  аффективно- когнитивных способностей. В ходе психоаналитической терапии "пограничных" пациентов регрессивные переживания часто являются доминирующими феноменами переноса и нередко становятся основой для продуктивной терапевтической работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Когда хочется быть одному,

то  необходимо двигаться в одиночество

  и наслаждаться  им в полной  мере.  
 

Часть 4. Современные исследования переживания одиночества. 

Подводя итоги данной работы, следует обратить внимание на методы исследования феномена одиночества в современном и  историческом плане. Для содержательной стороны выделим четыре основных периода [Слободчиков И. 2007г]:

1-Первые  публикации статей европейских  философов экзистенциального направления.  Этот период характеризуется   отрывочными представлениями об  одиночестве,  на уровне частных рассуждений и отрывочными  упоминаниями в теологической и художественной литературе.

2-Начало 19-20 века.  Период  формирования  философских основ изучения феномена  одиночества. В этот период  тематика одиночества носит устойчивый  характер в художественной литературе  (Ф. Достоевский.).

3- С  конца 30-х и середине 80-х г., со стороны психологов и представителей  социальных наук, наблюдается активный  интерес к феномену одиночества.  Период характеризуется фундаментальных исследований в данной области,  происходит закладка концептуальных оснований феноменологического исследования. На этот же период приходится большое число произведений художественной литературы, центральной темой которых является одиночество человека (А. Камю, Г. Гессе, Э. М. Ремарк, Г. Г. Маркес и др.).

4- Вторая  половина80-х г. до наших дней. На сегодняшний день большинство  авторов освещая проблему одиночества,  сошлись во мнении, что  одиночество  связано с переживанием человеком  его  некой оторванности от  общества людей, истории, культуры, семьи, природы. Так же указывается, что современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения.

Большое внимание уделяется разработке, анализу, оценке эффективности социально-психологических  и психотерапевтических методов помощи людям, остро переживающим одиночество.  Несмотря на то, что на сегодняшний день в  научной литературе существует достаточное многообразие представлений об одиночестве и  подходов к его рассмотрению, единого, целостного представления о феномене нет.

Таким образом, отмечая тенденцию к  расширению и углублению изучения одиночества  как предметной области, прежде всего  в рамках отечественной психологической  и социальной науки (за последние  десять лет число работ на много  увеличилось), необходимо выделить  факт, что психология одиночества как особая отрасль научного исследования находится на начальных стадиях своего развития.

Говоря  о западной научной мысли в  контексте психологических исследований сегодняшнего дня, важно констатировать, что существенных изменений по сравнению с периодом углублённых исследований 40-х – начала 80-х г., не произошло. Отдельного упоминания заслуживают направления исследований, связанные с изучением одиночества в пространственно-временных рамках.

Так  К. Колдберг в своей статье «Одиночество как нарушение восприятия времени» исходит из того, что основными составляющими нашего осознания времени являются стремление к заботе, воспитанию кого-либо другого. По его мнению, одиночество – это нарушенное восприятие времени: потребность в заботе, не удовлетворённая в течение долгого времени. Колдберг отмечает: «… одиночество – это, своего рода, отказ от момента настоящего, от его возможностей и требований. Потеря этого настоящего и приводит к нарушенному взгляду на время: ощущение того, что настоящее замерло, оно бесконечно и не имеет будущего. Это нарушенное восприятие времени ослабляет способность субъекта к межличностному общению, что еще более усугубляет чувство одиночества».

Рассматривая  склонность к одиночеству с позиций гуманистической психологии,

 Дж. Коен, продолжая линию исследований  А. Маслоу, отмечает, что одиночество   не что иное как производная  серии неудовлетворенности субъекта  отношениями с важными другими:  «Младенец одинок, если он испытывает  недостаток нежности и контакта с матерью. Ребенок одинок без родительского участия в играх и беседах. Подросток одинок, если он отвергается сверстниками».

Акцентируя  момент переживания одиночества  в юношеском возрасте, Коен пишет: «… Наиболее острое одиночество испытывается в юношеском возрасте с приходом потребности в интимном общении с другим человеком. Любой компаньон лучше, чем никакого, потому что одиночество хуже беспокойства. Мы предпочитаем привязываться к кому-либо, кого мы ненавидим, чем жить в изоляции. Горький вкус одиночества искажает представления как самого субъекта, другими».

Именно  взгляды  Коена,  можно рассматривать  в рамках представлений об одиночестве  с позиций западных психологических  школ как основание для возрастного  анализа этого явления.

С начала 90-х гг. исследования российских авторов в области психологии переживания одиночества постепенно принимают характер системы, происходит их углубление, актуализация отдельных аспектов исследуемого феномена. В период с 1990 по настоящее время защищено более десяти диссертационных работ в контексте изучаемой проблематики, в том числе две докторские диссертации.

Однако, рассматривая одиночество в рамках психопатологии, можно провести анализ одиночества в ключе клинической  психиатрии. Было выдвинуто предположение, что признаки отчуждения присутствуют при каждом психическом и психосоматическом расстройстве.  Это наиболее радикальная точка зрения. Она не встречается в психодинамическом и феноменологическом подходах, рассматривающих проблему одиночества под углом зрения патологии. Одиночество  является коренным, сущностным свойством любого психического нарушения, разделом между нормой и патологией в психиатрии.

Исследование  проблемы одиночества, по моему мнению,  представляется крайне актуальным в  обществе XXI века. Качественные изменения культуры, протекающих с высокой скоростью, высокая степень расслоения общества, недостаточность эмоциональных контактов – на это и многое другое специалистам стоит обратить внимание.

 Резюмируя  вышеизложенное, необходимо отметить, что в свете современных представлений об одиночестве могут быть выделены две тенденции в его изучении [Слободчиков И. 2007г]:

Первая  – трактовка одиночества как  психического состояния или субъективного  переживания;

Вторая  – представление об одиночестве как преимущественно негативном состоянии и переживании.

Необходимо  отметить также устойчивое внимание к вопросам развития системы мер  профилактики и преодоления негативных последствий переживания одиночества.

Несмотря  на то, что на сегодняшний день в  рамках научной литературы существует достаточное многообразие представлений об одиночестве и особенностях его проживания в различные возрастные периоды, до сих пор нет единого, целостного представления об этом феномене, так же как нет и связного представления о возрастных закономерностях проживания и переживания одиночества. 
 
 
 
 
 

Вывод.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый человек в любом возрасте  подвержен  одиночеству. Однако так  все люди  разные, то и оно носит индивидуальный и специфический характер.

И все же проблема одиночества не раскрыта, много еще нерешенных вопросов, ненайденных ответов.  Тем не менее, главным выводом из данной работы может служить то, что одиночество в разных возрастах  различно, к нему всегда нужно относиться с пониманием, потому, что нет человека более несчастного, чем человек, живущий в одиночестве.

Конечно, существуют и исключения из правила, и есть люди вполне счастливые в своем одиночестве, использующие его с пользой для самого себя. Иногда оно помогает открыть внутри своего “Я” какие-то совершенно неожиданные таланты.  Но не стоит забывать о том, что исключения из правил чаще всего эти правила лишь подтверждают.

 Быть одиноким не обязательно означает быть одному. Можно быть одному и не быть при этом одиноким, а можно быть одиноким и в толпе. На протяжении своей жизни каждый человек испытывает состояние одиночества. В разные периоды жизни, в различных ситуациях и обстоятельствах, с разной силой и продолжительностью одиночество охватывает человека вне зависимости от пола, образования и возраста. Пережив однажды это чувство, человек пытается различными способами в дальнейшем его избежать. Но бегство от одиночества лишь бегство в одиночество - то самое одиночество в толпе, на работе, в семье.  Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, тяжелая для понимания  любого человека. 

Переживание одиночества  существует на протяжении всей жизни  человека и является, на мой взгляд, частью личности, имеющей собственное содержание, структуру и закономерности развития. Актуальность данной работы заключается в необходимости систематизации существующих данных о психологическом феномене одиночества, полученных отечественными и зарубежными учеными, а также в изучении этого сложного и противоречивого эмоционального переживания, которое может оказывать как положительное, так и негативное влияние на жизнь человека в разных возрастных категориях.

Как люди реагируют  на одиночество - депрессией или враждебностью, пассивным уходом в него или активной борьбой за преодоление подобного состояния, это зависит от их самих.  

Представление о том, каковы причины и типы одиночества, как реагируют на это состояние  мужчины и женщины зрелого  возраста, взаимосвязь одиночества и пола, какие способы используют они для его преодоления, какие типы людей чувствительны к одиночеству, именно эти аспекты способствуют пониманию природы одиночества, облегчению способов его психокоррекционного и психотерапевтического воздействия и требует дальнейшего исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы: 
 

  1. Адлер Дж. Бьюи Д.  “Переживание одиночества  в пограничных состояниях”. Журнал практической психологии и психоанализа.  Москва.  2003г.
  2. Василюк Ф.Е. ” Психология переживания.”  Москва Издательство Московского университета, 1984.
  3. Выготский Л. С.   “Собрание сочинений”   Москва. Педагогика. 1981-1984г.
  4. Ермолаева М. “Современные техники психологического консультирования и психотерапии пожилых людей.”  Москва. “Модэк.” 2007г.
  5. Корнилов А.Р. “Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом                     возрасте.”   Москва 2002г.
  6. Козлов В.В. “Работа с кризисной личностью”. Москва, Издательство Института Психотерапии. 2003.
  7. Кисилева В.  “Подростковое одиночество.“  Журнал школьный психолог.2002г.
  8. Малкина-Пых И.Г. “Возрастные кризисы.” Справочник практического психолога. Москва. Эксмо, 2004.
  9. Мэй Р. Экзестенциальная психология   Москва. “Эксмо-пресс.” 2005г.
  10. Обухова Л. Ф.  «Возрастная психология» Москва. Высшее образование. 2001г.
  11. Поливанова К.Н. “Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов.” Москва, Академия, 2000.
  12. Слободчиков И.М.   Журнал “Наука и образование” №3  Москва 2007 г.
  13. Франкл В. “Человек в поисках смысла.” Москва, Прогресс, 1990г.
  14. Холлис Д. “Перевал в середине пути: кризис среднего возраста.” Москва,       Инфра-М, 2002.
  15. Хамитов Н. “Одиночество мужское и женское.”  Москва АСТ  Торсинг  2004г
  16. Хорни Г.  “Женская психология.”  Санкт-Петербург  Институт психоанализа. 1999г.
  17. Шихи Г. “Возрастные кризисы.” Санкт-Петербург  “Каскад” 1999г.
  18. Эриксон Э.  «Идентичность. Юность и кризис» Москва Прогресс. 1996
  19. Эльконин Д.Б.  «Избранные психологические труды»  Москва Педагогика.1989
  20. Ялом И.  Экзестенциальная психотерапия. Москва. “Класс.” 1998г.

Информация о работе Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости