Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

3.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно сделать вывод, что основной причиной подросткового одиночества, является социальное отторжение [Кисилева В. 2002г.]. Подростки считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если их сверстник выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это - несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный. Кроме того многие подростки считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манеры общения, и в том числе в его неумении общаться.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2) Одиночество  и  средний возраст.

Понятие зрелости связанно с  отношением  человека к собственной жизни  среди людей, не только к себе самому,  но и к более широкому процессу осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его. Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Главная положительная характеристика личности на этой стадии это производительность, которая  реализуется  воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве.

 Взрослый человек одновременно переживает и чувство стабильности, и смятение по поводу того, действительно ли он понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни. Взрослость  ставит цели, касающиеся именно настоящего времени личности, ее самореализации, ее отдачи здесь и сейчас. Именно поэтому многие, вступая в середину зрелости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации, успешно преодолевая кризис середины жизни.

Важнейшей особенностью зрелости (от 30 до 60 – 70 лет) является осознание ответственности  за содержание своей жизни перед  самим собой (прежде всего) и перед  другими людьми. Э. Эриксон подчеркивал, что каждый, достигший зрелого возраста человек, «…должен или принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры и передачи ее будущему поколению…». 

У части  людей, в зрелом возрасте бывает так называемый кризис сорока лет, который был описан выше. Он может появиться несколько ранее, а может достаточно сильно отодвинуться в сторону более старшего возраста.

Вторая половина жизни, замечательный возраст  жизненного опыта, еще достаточно крепкого здоровья и выполненных материнских обязанностей. Это самое благодатное время, когда можно в полной мере использовать имеющиеся возможности для самореализации, однако, несмотря на все выше перечисленные жизненные достижения, в данной возрастной категории  существуют свои особенности   переживания одиночества, душевной пустоты.

На мой взгляд, одной из важных причин одиночества - является так называемый “синдром опустевшего  гнезда”. Именно в этом возрасте  наступает период, когда повзрослевшие дети становятся самостоятельными и покидают родительский дом.  В доме,  где когда-то раздавался  смех детей,  теперь царят  пустота.

 Особенно  тяжело этот период переживают  женщины. До этого момента они  были  поглощены своей ролью  матери, теперь  без привычных обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию, они все больше ощущают свою ненужность. Не только дом, но и вся жизнь кажется им внезапно опустевшей. 

Супруг, как правило, еще востребованный в профессиональном плане, часто  не способствует «заполнению» пустого гнезда. Если отношения в браке теплые и уважительные, то чувство одиночества из-за отсутствия детей сплачивает супругов и заставляет их искать опору друг в друге. Если же нет ни любви, ни уважения, ни материальной зависимости, муж и жена становятся ненужными друг другу.

До развода  дело доходит редко, но изрядно отравить последние годы жизни такие отношения  могут. В этот переломный период у  женщин нередко возникает страстное  желание реализовать себя в роли бабушки.

Нередко, женщины начинают активно вмешиваться в дела своих повзрослевших детей, давать им житейские советы. Осознавая ошибки в воспитании собственных сыновей или дочерей, они пытаются их исправить на внуках. Внешне это выглядит как проявление заботы и любви, но порой на самом деле является  психологическим давлением, агрессией и эмоциональным шантажом по отношению к выросшим детям [Шихи Г. 1999г].

Опустевший дом  может вызвать чувство потерянности, пустоты, ненужности и много других различных чувств. В то время как  более 58%  родителей, дети которых создали самостоятельную личную жизнь и покинули родительский дом, утверждают, что они готовы вновь объединиться со своими детьми, чтобы жить вместе, другие, и их значительно меньше, из женщин это число составляет только  50% , а среди мужчин 70%, могут смириться с тем, что остались одни в доме. С одной стороны у родителей появляется больше свободного времени для того, чтобы заняться своими делами, которые они не могли делать в то время, когда занимались воспитанием своих детей. Все же есть много женщин, которые сосредоточивали всё свое внимание и отдавали всё свое свободное время и энергию для того, чтобы поднять своих детей и научить их самостоятельности, и они не знают, что же им теперь делать, когда, допустим, в течение двадцати лет они занимались только воспитанием своих детей.

Нередко  женщины  в этом возрасте, вырастив детей, открывают  свое дело, активно занимаются общественной работой, уделяют больше времени  своим увлечениям, развивают свои художественные способности, путешествуют - стараясь каким- то образом заполнить чувство пустоты и утраты. Успешный, состоявшийся человек в любом возрасте сохраняет оптимизм, жизнелюбие и спокойствие и до конца своей жизни не теряет гибкости мышления и способности развиваться как личность.

На этом жизненном  этапе важно позитивно принимать  возрастные изменения, видеть в них  не только ограничения, но и возможности, которые открывают годы и приобретенный  социальный статус.

Также следует  отдельно отметить некоторые гендерные  особенности переживания одиночества в среднем возрасте. Некоторые мужчины и женщины, не могут переносить даже временное одиночество (час, день) [Халитов Н. 2004г]. Оставаясь на некоторое время наедине с собой, они чувствуют беспокойство и начинают  искать способы избавления  от одиночества, например, звонят знакомым, либо ищет новые знакомства, делятся с другими своим беспокойством или агрессией и пытаются всячески сбежать от необходимости выдерживать непродолжительный период одиночества.  Для таких мужчин и женщин непереносимо чувствовать себя одиноко, и это больше похоже на детскую реакцию: когда ребёнка, как будто наказали, оставив дома одного, в то время, как другие ушли веселиться. Ребенку больно и обидно, что никого рядом нет, не с кем поговорить, поиграть и пообщаться, нет того, кто мог бы скрасить его существование, развлечь, уделить внимание, повеселить.

Совсем другая ситуация с одиночеством возникает  в случае если в данном возрасте мужчина или женщина так и  не смогли создать семью. В основном принято говорить об одиночестве женщины,  про мужское одиночество говорить не принято. Мужчина не считается одиноким – он считается свободным.

  Если девушка  долго не выходит замуж, ее  близкие и друзья обычно начинают  проявлять беспокойство. А к мужчинам  отношение другое. Считается, что женщина должна создать семью, пока молода, а мужчине спешить некуда и затянувшееся девичество нежелательно, мужчина, не обзаведшийся семьей до 35 лет, — явление нормальное. Однако, несмотря на установленные социальные принципы, и мужчины и женщины после 35-45 начинают задумываться о том, что отсутствие семьи влияет на их моральное и социальное положение.

Отметим что, незамужние женщины переживают чувство одиночества  намного острее и намного чаще, чем мужчины пытаются отыскать причины  своего одиночества [Почиталина М.2002г.]. Одиночество для них носит характер  непонимания со стороны окружающих людей, оно пронизывает всю и сущность, их жизнь и, безусловно, влияет на личность в целом.

У незамужних женщин нет четких границ между всеми  аспектами семейной жизни, слиты в едино и эмоциональные переживания, и межличностные отношения, материнство и бытовые обязанности. Так как они не состоят  в браке, представление о семейной  жизни общих, смешанных чертах. Чем больше переживают чувство одиночества, тем больше у них развивается неуверенность в жизни.

Для замужних женщин семейная жизнь является неотъемлемой частью их самих, они погружены в  семейную жизнь полностью. Семья  для них является символом их жизни  и взаимопонимание в семейной жизни главное.

Незамужние женщины оценивают свой пройденный отрезок жизни продуктивным и осмысленным, в будущем будут свободно принимать решение и реализовывать задуманное. В то же время они не удовлетворены жизнью в целом, ощущение одиночества влияет на многие аспекты их жизни.  
 
 
 
 
 

Таким образом, для некоторых людей одиночество  в середине жизни  может стать  результатом их собственного жизненного пути и межличностных отношений [Холлис Д. 2002г.], а не следствием какой либо утраты, будь то выросшие дети или не состоявшийся брак. Действительно, существует небольшое количество людей, которые самодостаточны и не стремятся к серьезным отношениям и созданию семьи. Холостяки и "отшельники" легко и естественно переносят одиночество, другой жизни себе и не представляют - это их выбор.

Однако,  для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом.  Выше перечисленные факторы, в сочетании с ненормативными событиями, например разводом или потерей работы, способны ввергнуть человека в кризис, вероятность возникновения кризиса середины жизни заметно уменьшается, если любые из предсказуемых влияний возраста рассматриваются как нормальные моменты жизни.

 Середина  жизни – это время, когда  люди критически оценивают и  анализируют свою жизнь. Одни  могут быть удовлетворены собой,  считая, что они достигли пика своих возможностей, либо, наоборот, в серьез задумываются о том чего они достигли за свою прожитую жизнь. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3) Одиночество пожилых людей.

 Старость - это  возраст - загадка, заключительный  период человеческой жизни, который выражается не только в постепенном снижении возможностей человеческого организма, в ослабления здоровья, упадке физических сил, но и собственно психологическими изменениями, такими как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

У пожилых людей  есть ряд психологических особенностей  для переживания чувства одиночества, хотя большинство из них корнями уходят в ранние периоды жизни. В старости человек, как правило, остаётся таким же, каким был в молодости и зрелом возрасте, его принципиальная жизненная позиция не меняется, но  она становится более очевидной, более выраженной [Ермолаева М. 2002г.]. Особенно ярко начинают проявляться отрицательные черты характера. Но и тут есть некоторые исключения, в частности, как утверждают психиатры, психопатические, демонстративные типы личности к старости несколько приглаживают "острые углы" своей личности. Жизненная позиция пожилых людей влияет и на личностные особенности в целом, и на специфику переживания одиночества.

Вторая психологическая  особенность заключается в стремлении понять и, может быть, даже оправдать  окружающих и близких в своих  собственных глазах. Заметим, здесь  нет отмечаемого многими ворчания на "испорченную молодёжь", "неблагодарных детей" и   т. д. Наоборот, ярко выражена любовь к своим близким, пусть даже они редко их навещают, стремление к расширению контактов с молодёжью, активное переживание радостей и удач своих детей, учеников, стремление опекать ближних и помогать им.

И, наконец, ещё  одна психологическая особенность: они всё время остаются в потоке жизни. Условия и формы жизнедеятельности  меняются, но личностная позиция остаётся такой, же активно-целенаправленной. Таким образом, для пожилых людей такого типа одиночество является не психологической проблемой, а внешними условиями их жизни, к которым надо приспособляться и в которых надо активно и деятельно жить.

Возможно, главная  психологическая особенность, которая  в старости выводит за рамки одиночества, - это рефлексия, способность увидеть свою жизнь в целом, определить истоки и условия собственного развития, дать ему оценку и продолжать полноценно жить. Эта способность с необходимостью ведёт к одиночеству личности. Но это одиночество – одиночество обособления и возвышения. Такое переосмысление себя требует длительного духовного уединения, где основным собеседником человека оказывается он сам. Диалог с самим собой как бы отгораживает человека от окружающих людей и создаёт то, что называют состоянием обособления или духовного уединения.

 Но, пройдя  через «испытание рефлексией»,  человек часто попадает в ситуацию  внутренней необходимости и потребности  вновь обратиться к людям и  вынести себя на суд людей.  Такие люди со всей ответственностью  принимают прожитую жизнь во всей её полноте и готовы отвечать за свои поступки, каковы бы они ни были, не только перед собой, но и перед  другими.

Информация о работе Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости