Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:14, курсовая работа
Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.
Введение…………………………………………………………………………………. 3 Часть 1: Возрастной кризис. 1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
б) Юнность…………………………………………………………………………16
в) Молодость……………………………………………………………………….17
2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26 2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35 3) одиночество пожилых людей…………………………………39
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46
Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48
Вывод……………………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы……………………………………………………53
Далее наступает собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.
На
первом этапе происходит попытка
непосредственно реализовать
Далее наступает этап конфликта – необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители – старые формы жизни и взаимоотношения. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть была связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».
Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап – рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь рефлексия рассматривается как этап кризиса, представляющий собой интериоризацию конфликта между желанием и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.
Кризис
завершается посткритической
Основная
идея работы с кризисными состояниями
личности заключается в следующем:
если кризис начался, ему нужно дать
пройти все логические этапы, поскольку
временное торможение кризисных процессов,
а также применение лекарственных средств
только растягивают кризис во времени,
а не приводят к скорейшему разрешению
проблем клиента и выходу личности на
новый уровень целостности. Можно управлять
процессом переживания кризиса – стимулировать
его, организовывать, направлять, обеспечивать
благоприятные для него условия, стремясь
к тому, чтобы этот процесс вел к росту
и совершенствованию личности или, по
крайней мере, не шел патологическим или
социально неприемлемым путем, таким как
алкоголизм, наркомания, токсикомания,
формирования лекарственной зависимости,
невротизация, психопатизация, суицидальное
поведение.
1.3 Кризисы
развития зрелых возрастов.
В современных
исследованиях принято
новорожденный (1-10 дней);
грудной возраст (10 дней - 1 год);
раннее детство (1-3 года);
первое детство (4-7 лет);
второе детство (8-12 лет);
подростковый возраст (13-16 лет);
юношеский возраст (17-21 год);
зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;
второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);
пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);
старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);
долгожители
(90 лет и старше) [Поливалова К. 2000г].
1.а) Кризис подросткового периода.
В настоящее время имеется несколько определений подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подросткового периода устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Специфическая особенность этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится. Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание.
И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей подросткового периода, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, нельзя отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка [Обухова Л. 2001г]. Половое созревание определяет интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, который опережает развитие мускулатуры. Все это ведет к непропорциональности тела, так называемой - подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими и неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания и тоже в разное время у разных детей. Благодаря этим изменениям в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Из за этих изменений, ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Одновременно
с внешними, объективными проявлениями
взрослости, возникает и отношение
подростка к себе, как взрослому,
ощущение себя в какой-то мере взрослым
человеком. Именно эта субъективная сторона
взрослости считается центральным новообразованием
подросткового возраста. Чувство взрослости
особая форма самосознания; оно не жестко
связано с процессом полового созревания.
Как проявляется чувство взрослости подростка?
Прежде всего он претендует равноправие
в отношениях со взрослыми и идет на конфликты,
отстаивая свою позицию. Чувство взрослости
проявляется также и в стремлении к
самостоятельности, желание оградить
какие-то стороны своей жизни от вмешательства
родителей. Кроме того, проявляются собственные
вкусы, взгляды, оценки, собственная линия
поведения. Подросток с жаром отстаивает
их, даже не смотря на неодобрение окружающих.
Поскольку в подростковом возрасте все
не стабильно, взгляды могут измениться
через пару неделей, но защищать противоположную
точку зрения ребенок будет столь же эмоциональным.
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются подростком в это время. Появляется моральный “кодекс”, предписывающий им четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. Подросток обладает сильными, гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к освобождению от опеки взрослых, их контроля и в разнообразных увлечениях неучебных занятиях. Эти потребности ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”. Увлечения сильные, часто сменяющие друг друга, характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым, удовлетворяя и потребность в самостоятельности, познавательную потребность, и некоторые другие. В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Однако, нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной или неуверенные в себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые.
И, наконец, интеллектуальная сфера в подростковом возрасте характеризуется дальнейшим развитием теоретического рефлексивного мышления [Малкина-Пых И. 2004г]. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подросток, абстрагируясь от конкретного наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно. Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, связны с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, и к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностные нестабильности у него формируется “Я - концепция”- система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и открытость в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии. Образы “Я”, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое “Я”, то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт “Я-концепции”- так называемое реальное “Я”. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, благодаря влиянию семьи и сверстников. Подросток еще не цельная, зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов “Я” негармоничны. Когда же образ “Я” достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок, или какой либо другой был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации); или признает, что он не прав, но ведь и все его приятели поступили бы так, же на его месте (механизм проекции) и т.д. Помимо реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо тог, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему - “Я-концепцию” [Эриксон Э.1996г], что является важным этапом в развитии самосознания. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до настоящей взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми правами. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах.
Кризис подросткового возраста.
На образ физического “Я” и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Подростки с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в формирования личности. И главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя сложность, противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: ”… подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интересом, и в тоже время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в тоже время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя, сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда, медлительны и апатичны”.
Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно переживать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне внешние трудности воспринимаются особенно трагически [Поливалова К. 2000г.].