Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель: изучение переживания свободы и осмысленности жизни как условия субъективного благополучия.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) изучить существующие теоретические подходы к исследованияю проблемы субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни;
2) изучить уровень свободы и осмысленности жизни у испытуемых, степень их субъективного благополучия;
3) выявить взаимосвязь субъективного благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни.
Введение
Актуальность проблемы субъективного благополучия трудно переоценить на современном этапе развития общества, так как переживание личностью состояния собственного благополучия является основой ее успешного функционирования в социуме.
В
психологических и социально-
У
понятия «благополучие» есть достаточно
ясное значение, его трактовки
в значительной степени сходны в
науках и обыденном сознании людей.
Благополучие рассматривается как
многофакторный конструкт, представляющий
сложную взаимосвязь
Использование
понятия «субъективное
Поскольку
субъективное благополучие — бинарное
понятие, то его смысл может быть
понят лишь с учетом содержания каждой
из составляющих. Для осознания термина
необходимо обратиться к понятиям:
«субъективное» и «благополучие». Понятие
«благополучие» определяется как «спокойное
и счастливое состояние», а счастье
— как «чувство и состояние
полного высшего
Многие
зарубежные и отечественные исследователи
рассматривают осмысленность
По мнению В. Франкла «нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее сопутствующее явление, сопровождающее процесс достижения смысла». [34]
К. Рифф, выделила 6 аспектов благополучия; среди них — внутренняя гармония, цель в жизни и независимость.
По данным М. Аргайла, субъективное благополучие коррелирует с жизненной ориентацией и индексом осмысленности жизни. С этим соглашается М. Фридмен, сообщающий, что люди более счастливы, когда уверены в своих базовых ценностях и ощущают, что жизнь имеет смысл.
Исследователи отмечают, что наиболее существенное значение в осмысленности жизни имеет осознание целей. Так, М. Аргайл отмечает, что ощущение осмысленности жизни возникает у человека, когда у него появляются долгосрочные планы или цели. Причем субъективное благополучие усиливается при сосредоточении на достижении реальных и важных целей, которые являются частью личности и способствуют повышению самооценки. По мнению Р. Эммонса, наибольшую ценность имеют духовные цели: они достижимы, инструментальны, гармоничны и связаны с обретением субъективного благополучия. [8]
С
представленными положениями
В. Э. Чудновский также отмечает влияние смысла жизни на успешность в различных областях деятельности, переживание полноты жизни, удовлетворенность ею, или иначе, на субъективное благополучие.[39]
Согласно П. П. Фесенко осмысленность жизни напрямую связана с психологическим благополучием: чем выше осмысленность жизни, тем выше психологическое благополучие.[33]
Проблема свободы в психологии менее исследована, т.к. данная категория является в основном предметом исследования философов, но, между тем, мы попытаемся рассмотреть категорию свободы также как условие субъективного благополучия личности.
Объектом исследования является субъективное благополучие личности в единстве его когнитивной и аффективной составляющей.
Предметом исследования является переживание свободы и осмысленности жизни как условие субъективного благополучия.
Цель: изучение переживания свободы и осмысленности жизни как условия субъективного благополучия.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1)
изучить существующие
2)
изучить уровень свободы и
осмысленности жизни у
3) выявить взаимосвязь субъективного благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни.
Гипотеза исследования: переживание свободы и осмысленности жизни является условием субъективного благополучия, но при этом удовлетворенность жизнью и общее благополучие как составляющие субъективного благополучия по-разному связаны с этими переживаниями.
Основными эмпирическими методами были методы психодиагностики. В качестве конкретных методик использовались методика Леонтьева Д.А. – тест смысложизненных ориентаций (СЖО), анкета, направленная на выявление субъективного благополучия, степени свободы, осмысленности жизни и стремления к изменениям. Исследование испытуемых проводилось в групповом порядке. В качестве методов обработки эмпирических данных применялись корреляционный и факторный анализ. Сбор фактического материала проводился на базе Амурского Гуманитарно-Педагогического Государственного Университета. Исследование было проведено среди 55 студентов в возрасте от 18 до 49 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении существующих теоретических основ исследования субъективного благополучия как условия внутренней свободы и осмысленности жизни.
Практическая
значимость исследования заключается
в возможности дальнейшего
Дипломная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы свободы как условия осмысленности жизни в экзистенциальной психологии.
В
последние десятилетия проблема
субъективного благополучия все
чаще становится предметом исследования
психологов. Это вызвано острой для
психологической науки и
Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Bradburn. Он вводит понятие «психологическое благополучие», отграничивая его от термина «психическое здоровье», и отождествляет психологическое благополучие с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворённостью жизнью. По мнению Bradburn, проблематика психологического благополучия не укладывается в дихотомию «болезнь-здоровье», для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастливости, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. В дальнейшем исследования по этой теме были продолжены такими авторами, как: R. Ryan, E. Deci, С. Ryff, E. Diener, A. Waterman и др. В настоящий момент чрезвычайно дискуссионной является проблема гедонистического или, напротив, эвдемонического толкования психологического благополучия. К гедонистическим теориям относятся те, где благополучие описывается, в терминах удовлетворённости -неудовлетворённости, эвдемоническое понимание данной проблемы основывается на постулате, что личностный рост - главный и самый необходимый аспект благополучия. Существует ряд концепций, стремящихся объединить оба подхода. На наш взгляд, наиболее удачным примером такого синтеза является шестикомпонентная теория С. Ryff, базисом которой послужили основные концепции (в основном разработанные в русле гуманистической психологии), так или иначе относящиеся к проблеме позитивного психологического функционирования (А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена). Подобный подход позволил ей обобщить и выделить шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. Мы предполагаем, что каждый из этих шести компонентов психологического благополучия, являясь, по сути, различными аспектами позитивного функционирования личности, может достигать разной степени выраженности, тем самым, определяя уникальную структуру и интегральный показатель психологического благополучия человека. В то же время, Е. Diener отмечает, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие. Создается впечатление, что у каждого человека есть некоторый внутренний эталон, с которым он соотносит представление о своем собственном психологическом благополучии. Анализ теорий и подходов к определению психологического благополучия в отечественной и зарубежной психологии приводит к тому, что в многочисленных его исследованиях обнаруживается определенная теоретическая путаница: не понятно, что исследуется -достигнутый ли уровень психологического благополучия, представление ли о том, каков психологически благополучный человек (имеющее социо-культурную специфику), или же степень направленности человека на различные позитивные аспекты собственного функционирования. [33].
В изучении проблемы субъективного благополучия выделяются две позиции: внутренняя, связанная с самосознанием, особенностями личности, и внешние по отношению к личности условия как возможность повышения уровня благополучия. Анализ данных позиций приводит к выводу, что достижение субъективного благополучия происходит в результате воздействия различных факторов. Большинство ученых (М. Аргайл, Э. Динер, Р. Эммонс, Джидарьян И. А., Л. В. Куликов, М. В. Соколова и др.) выделяют объективные и субъективные факторы, влияющие на субъективное благополучие.
В конкретно- научных исследованиях широко используются факторы, имеющие объективную основу, поддающиеся точному количественному замеру и обнаруживающие статистически значимые связи с уровнем субъективного благополучия. К таким объективным факторам относятся различные социально- экономические и демографические показатели, влияние которых на уровень субъективного благополучия достаточно подробно изучено современной психологической наукой. М. Аргайл отмечает, что важнейшими источниками субъективного благополучия являются такие объективные факторы как доход, состояние здоровья, занятость и работа, социальные отношения, досуг, жилищные условия и образование. Однако объективные характеристики жизни лишь отчасти выступают источниками субъективного благополучия.
На наш взгляд, для психологического анализа проблемы субъективного благополучия большую значимость представляют субъективные факторы: свойства личности, отношения личности к себе и окружающему миру. Субъективные факторы в современной психологической науке еще не достаточно структурированы и требуют более подробного изучения.
В
настоящее время в психологии
выделились два основных подхода
к пониманию природы
Информация о работе Переживание свободы и осмысленности жизни как условие субъективного благополучия