Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель: изучение переживания свободы и осмысленности жизни как условия субъективного благополучия.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) изучить существующие теоретические подходы к исследованияю проблемы субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни;
2) изучить уровень свободы и осмысленности жизни у испытуемых, степень их субъективного благополучия;
3) выявить взаимосвязь субъективного благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни.
С.Л. Рубинштейн выделил и раскрыл основные аспекты понимания свободы:
- свободы как самоопределения человека в жизненной ситуации;
-
внутренней свободы, которую
- свободы и ответственности.
В концепции С.Л. Рубинштейна свобода выступает в качестве внутренней характеристика субъекта, но при этом – не есть непознанная «вещь в себе», а, скорее, феномен, т.к. проявляет свою сущность во взаимодействии человека с миром в ситуации познания, отстаивания своей свободы в условиях внешнего давления.
В
работах С.Л. Рубинштейна были выделены
онтологическое (способности к
В своем исследовании мы придерживаемся рефлексивно-деятельностного подхода Е. И. Кузьминой [17].
С
позиций рефлексивно-
Е.И. Кузьмина выделяет выделить свободу «от» и свободу «для». В стремлении быть свободным «от» какой-либо зависимости, человек преследует более или менее осознаваемую им цель освободиться «от» чего-то в самом себе или «от» негативного влияния внешних условий, влияния других людей.
Свобода от себя – от психических переживаний, обретающих навязчивый характер, в свою очередь, дифференцируется по следующим основаниям: свобода от какой-то части «Я»; от своего прошлого, настоящего, будущего; процессов и результатов деятельности; от фрустрации; необходимости совершать выбор; неблагоприятных внешних условий деятельности.
Свобода от других – от общения, роли, необходимости играть в социальные игры, транслировать эмоции, которые не совпадают с истинным отношением; от внешних условий (быта, века, времени); стереотипов, ожиданий и оценок другими людьми, не совпадающих со своим представлением; от восприятия кого-либо в качестве кумира; от манипуляций.
Поставить перед собой вопрос: «Для чего нужна свобода?» и попытаться ответить на него, значит определить смысл свободы – понять её как основание достижения целей познания, творчества, самореализации. Смысл свободы индивидуален, предполагает позитивный результат, к которому человек приходит в процессе преодоления препятствий, и, подобно тайне, открывается не сразу: порой человек идет к нему долго через сомнения, кризисы, инсайты, о чем свидетельствуют произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Приоткрыть содержание смысла свободы помогают работы философов и психологов, в которых рассматривается позитивный вид свободы. (17).
Также
Е.И. Кузьмина вводит понятие «границ».
Понятие «граница» в
На
основании рефлексивно-
В психологию понятие смысла пришло из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывавшихся на здравом смысле и представлениях обыденного сознания. Первой научной системой психологии, обратившейся к понятию смысла, стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной чертой психоанализа.
В
работах Фрейда мы в первый раз
сталкиваемся с понятием смысла, включенным
в ряд объяснительных понятий
научной психологии. В работах
Фрейда существует четыре не совпадающих
трактовки смысла. В первом понимании
смысл сновидения либо смысл знака
– это мыслительный процесс, который
этим эмблемой либо сновидением замещается.
Второе понимание отождествляет
смысл с намерением данного психического
акта. В третьем понимании
Первое альтернативное понимание смысла, по отношению к Фрейду, было сформулировано А.Адлером. Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Как психолог, Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Смысл жизни связывается с представлением о трех базовых жизненных проблемах: труд, дружба и любовь. Но, никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько и людей. Смысл возможен только в коммуникации. Адлер идет дальше Фрейда: для него смыслом владеют не лишь человеческие деяния, но и явления внешнего мира. [3]
Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным". Однако в качестве основного источника индивидуальных смыслов Юнг указывает прежде всего надсознательные архетипы. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей найти смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Человек может претерпеть тяжелые тесты, если он видит в них смысл. Вся трудность заключается в разработке этого смысла. Тот либо другой смысл жизни складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться. [12]
Таким образом, в психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся все зачаточные идеи, присущее более поздним подходам к проблеме смысла.
Существенное повышение энтузиазма к проблеме смысла в западной психологии личности и психотерапии приходится на 1950-1960 годы. Чувство смыслоутраты является отличительной чертой западного общества в послевоенные десятилетия, что не могло не повлиять и на развитие психологической теории.
Э. Вайскопф-Джонсон отмечает, что имеющиеся определения смысла группируются вокруг трех: смысл как интеграция личной и социальной реальности, смысл как объяснение либо интерпретация жизни и смысл как жизненная мишень либо задачка. Рассмотрим это в обратном порядке. [12]
Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. нахождение смысла — это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни — жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него — не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Франкл вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, образовавшихся в итоге обобщения обычных ситуаций. И выделяет три группы ценностей: ценности творчества, то есть, то, что мы даем жизни; ценности переживания – то, что мы берем от мира; и ценности дела, которым отдается ценность. К этим ценностям человек прибегает, когда оказывается во власти событий, которые он не в состоянии изменить. Франкл вводит понятие сверхсмысла – того целого, в свете которого приобретает смысл человеческая жизнь, то есть смысл Вселенной, смысл Бытия, смысл истории. Человеку приходится мириться с невыполнимостью охватить бытие в целом, понять его сверхсмысл. Итак, жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах, смысл жизни постоянно может быть найден. [34]
Другая
трактовка смысла (точнее, личного
смысла) в его интегрирующей функции
– как интерпретации жизни
– представлена теорией личности
и личных различий, разработанной
канадским философом и
С идеями Дж.Ройса во многом перекликается довольно уникальный подход М.Чиксентмихали, разработавшего теорию «потока» и «текучего переживания». М.Чиксентмихали начинает с констатации того, что наивно полагать, будто жизнь может иметь единый всеохватывающий смысл, в свете которого приобретает смысл неважно какая активность в реальном, прошедшем и будущем, если под смыслом понимать глобальную, общую для всех мишень. Но если такового априорного смысла нет, это не означает, что жизни не может быть придан смысл. Констатируя трудности с определением понятия «смысл», М.Чиксентмихали связывает смыслообразование с внесением порядка в содержания сознания через интеграцию собственных действий в единое переживание потока. Это, в свою очередь, может быть достигнуто тремя способами. Первый – наличие цели. Все культуры содержат в себе системы смыслов, которые могут служить целевыми ориентирами, на которые человек направляет свои текущие цели. Второй – воплощение цели в действиях. Неважно какая мишень влечет за собой ряд последствий, и если человек не готов иметь с ними дело, мишень лишается смысла. И третий, являющийся результатом первых двух, – внесение гармонии в сознание. [38]
Более развернутым подходом к смыслу в аспекте интеграции личной и социальной реальности является теория Ф. Феникса. Феникс связывает саму сущность человека с его направленностью на воплощение смысла. О смыслах следует говорить во множественном числе. Все обилие сводится к шести смысловым реальностям: символике (языковые и остальные символические структуры), эмпирике (фактическое знание о реальности), эстетике (различные виды искусства), синноэтике (важные межличностные дела), этике (моральные обязательства), синоптике (интегративные смыслы). Эти смысловые действительности взаимосвязаны и являются частями единой иерархической смысловой системы. Из всех авторов, рассматривавших смысл как интегративную структуру личности, Феникс дает более подробное аналитическое описание самого смысла, хотя определение смысла у него, как и у остальных, отсутствует. Он выделяет четыре параметра смысла: 1) переживание, рефлексивное самоосознание, опосредующее поведенческие реакции; 2) логические принципы структурирования этого переживания; 3) выбор важных смыслов из множества возможных композиций и разработка их в русле сложившихся в цивилизации традиций и 4) выражение смысловых структур посредством соответствующих символических форм. Совсем принципиальна таковая принципиальная черта смыслов, как их социальность. [12]
Информация о работе Переживание свободы и осмысленности жизни как условие субъективного благополучия