Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель: изучение переживания свободы и осмысленности жизни как условия субъективного благополучия.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) изучить существующие теоретические подходы к исследованияю проблемы субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни;
2) изучить уровень свободы и осмысленности жизни у испытуемых, степень их субъективного благополучия;
3) выявить взаимосвязь субъективного благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни.
С.Мадди, который также отводит смыслу роль высшего интегративного начала личности, практически не поясняя, но, при этом, что такое смысл. Мадди постулирует у человека врожденную потребность в поиске смысла, выделяя три общих группы человеческих потребностей, – физиологические, социальные и психологические. Нахождение смысла обеспечивается благодаря главным психологическим потребностям: символизации, воображения и суждения. Различное соотношение трех групп потребностей лежит в основании выделения Мадди двух путей развития личности: конформистского и индивидуалистского. Индивидуалист характеризуется развитыми психологическими потребностями, которые обеспечивают возможность понимать и контролировать социальные и биологические побуждения. Конформист принимает себя (и остальных) как не более чем воплощение социальных ролей и биологических нужд. Психологические потребности являются для него источником волнения и подавляются им. Итогом является развитие разных форм «экзистенциального недуга» – под этим термином у Мадди фигурирует уже не один раз рассматривавшаяся нами смыслоутрата. [25]
Смыслы
в экзистенциально-
Вторая крупная группа подходов апеллирует к смыслам во множественном числе, рассматриваемых как неотъемлемая часть самих устройств сознания и деятельности человека. Более комфортно разбить подходы на три группы: 1) смысл деяния задается объективными отношениями; 2) смысл как чисто субъективная интерпретация реальности; 3) смысл задается социальной общностью.
Теоретическая база исследований смыла под объективным углом зрения была заложена в 1920-1930 годы. Основная роль в этом принадлежит К. Левину, описывающего интересующие нас явления в определениях валентности либо требовательного характера объектов. Левин уже в «Намерения, воля и потребности» вводит понятие требовательного характера. Источником требовательного характера объектов выступает потребность (либо квазипотребность). Левин выделяет также производные требовательного характера, которые прямо не удовлетворяют потребность, но находятся в определенном отношении к её ублажению. Из круга вопросов, связанных с валентностью, Левина интересует влияние валентности на поведение. Много общего с понятием валентности у Левина имеет понятие требования, введенное Толменом для объяснения целенаправленного поведения животных. Отождествление валентности и требовательного характера с понятием смысла обоснованно, так как данные понятие стоят еще ближе к понятию смысла, чем сегодняшнее понятие «валентности». [20]
Теория поведения Ж. Нюттена во многом опирается на идеи Левина. Понятие смысла выступает практически в том же смысле, что и понятие требовательного характера и валентности. Поведение вообще соотносится с осмысленной ситуацией в осмысленном мире. Среда, объекты и ситуации имеют только смысл в отношении к действующему объекту. Смысл конструируется отношением меж ситуацией и мотивацией. Истоки смысла нужно находить не лишь в прошлой истории субъекта, сколько в актуальных поведенческих структурах.
С теорией Нюттена перекликается экзистенциальная теория человеческого поведения Р. Мэя. Человек сам создает свои смыслы, но на базе более широкой социальной смысловой матрицы, в которой он живет. Соответственно, чтоб понять поведение человека, нужно раскрыть его смысл. Смысл у Нюттена и Мэя влияет на поведение опосредованно, через процессы когнитивной репрезентации реальности в сознание. [27]
К теориям, где смысл рассматривается только как парадокс сознания принадлежит теория личных конструктов Дж. Келли, которую ряд последователей называют прямо теорией личных смыслов. Конструкты представляют собой субъективные характеристики категоризации и оценки событий, которые не непременно могут быть выражены в словесной форме. Развитие личности заключается, по сути, в развитии, обогащении, уточнении личных конструктов. Этот процесс происходит непрерывно у каждого человека. Основной пафос Келли был ориентирован на познание конкретной особенности каждого человека. Смыслы событий являются чисто субъективными и только проецируются в мир. Осмысленность жизни Келли связывает со способностью созидать настоящее в прошедшем, будущее в реальном. [36]
Другую позицию занимает феноменологическая психология, которая обрисовывает жизнь замкнутого в себе сознания.
И последняя группа подходов – смысловые механизмы сознания и деятельности – это подходы, где смысл рассматривается под социальным углом зрения, в плоскости дела индивидума с другими людьми. Три развернутых подхода сложились в 1970 годы в английской психологии на данную проблематику: концепция самообучающейся личности Л. Томас и Ш. Харри-Аугстайн, этогенетический подход Р. Харре, социальная экология Шоттера.
Психолого-педагогическая
концепция самообучающейся
Существенно более глубоко социальные суть смыслов человеческих действий раскрывается в теории общественного поведения Р. Харре. Поведение человека детерменированно системой правил, функционирующих в данной культуре. Ключевая роль принадлежит не внешним физическим чертам, а их социальным смыслам. Социальные смыслы являются относительно универсальными, независящими от конкретной культуры. Люди стремятся, кроме всего основного, придать смысл своему социальному опыту; придавая смысл своему действию, человек тем самым относится к другому, как к человеку; тем самым это отношение становится социальным. [21]
Личностные аспекты деяния получили более полное раскрытие в теории Дж. Шоттера. Критикуя господствующие механистические подходы к объяснению деяния, Шоттер противопоставляет им «герменевтический» подход, направленный на раскрытие смыслов действий для субъекта. Эти смыслы очевидны, но не постоянно. Есть деяния, смысл которых не ясен и самому субъекту. Задачка психолога пролить свет на смысл этих действий. Шоттер уделяет особенное внимание онтогенезу способности придавать смысл своим действиям. Ключевую роль в этом процессе он отводит матери, точнее, действиям взаимодействия в неразделимой психологической целостности ребенок-мать. Также, чтоб быть самим собой, человеку нужен другой, мне нужен ты – чтоб созидать, что мот движения отзываются в тебе, чтоб быть уверенным, что мои деяния имеют смысл. [21]
В российской психологической науке проблематика смысла детально разрабатывается в рамках "вершинной психологии" Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других современных подходов.
Н.В. Зоткин пишет о том, что смысл жизни выступает как жизненный ориентир и не является целью жизни. В качестве ориентира он дает возможность человеку определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, определить направление своего движения в дальнейшем, а также направляет на достижение какой-либо цели. Поиск цели как места приложения сил является более узкой и частной задачей индивида. [14]
В работах В.Э. Чудновского смысл жизни – это не только определенный набор идей, убеждений и целей. Это особое психическое образование, имеющее свою специфику возникновения, свои этапы развития и становления, свою структуру, меру упорядоченности и свое содержание. Он полагает, что как правило, смысл жизни не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей или целью, а представляет собой сложный, частично упорядоченный комплекс «больших» и «малых» смыслов и целей. Все они, как по отдельности, так и в самых различных сочетаниях, находятся в процессе постоянного изменения, уточнения, развития под воздействием соприкосновения с реальностью при попытках их реализации. Обретенный и осознанный человеком смысл жизни приобретает определенную независимость от породивших его условий и обстоятельств и оказывает существенное влияние на жизнь и судьбу человека. [39]
К.А. Абульханова-Славская в своей работе, посвященной жизненной стратегии, определяет смысл жизни как «ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления». В отличие от мотивов, которые в психологии рассматриваются как выражение потребностей, смысл жизни следует понимать не только как стремление к чему-то, не только как будущую цель, которая определяется мотивом, но и как переживание, которое имеет место в процессе реализации данного мотива. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что «смысл жизни — это психологическое средство переживания жизни в процессе ее осуществления». Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, человек не теряет смысла, а, наоборот, усиливает его, переживает и убеждается в нем: «Смысл жизни — это способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своей индивидуальности, своего "я", своей личности. Способность субъекта переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл». С одной стороны, как отмечает К.А. Абульханова-Славская, смысл жизни выражает стремления личности, ее потребности, а с другой — подтверждает ее реальные достижения, реальную способность выразить себя в формах жизни. Таким образом, смысл жизни — это не только будущее, не только перспектива, но и мера свершенного человеком, оценка достигнутого собственными силами по важным для личности критериям. [1]
С.Л.
Рубинштейн в книге «Человек и
мир» писал, что «смысл жизни каждого
человека определяется только в отношении
содержания всей его жизни с другими
людьми. Все вопросы, которые затрагивают
мировоззрение, ответ на которые
определяет то, как человеку жить и
в чем искать смысл жизни... совпадают
в одном вопросе — о природе
человека и его месте в мире».
Объясняя психологические явления,
С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «личность
выступает как воедино
Б.С.Братусь выделяет в смысловой сфере личности ряд качественно своеобразных уровней. Низший, нулевой уровень — это прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях. Следующий, первый уровень — эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством, престижностью и т.п. Второй уровень — груп-поцентрический; на нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой, близким окружением человека. Третий уровень — просоциальный; он включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию. [10]
Ф.В. Бассин противопоставляет господствующей тенденции к формализации психологической теории и методов указание на первостепенную важность принципиально неформализуемых психологических реальностей, имеющих смысловую природу. Объединив их общим термином «значащие переживания», Ф.В.Бассин постулирует «значащие переживания» как преимущественный предмет психологии и призывает к усиленному их изучению специальными методами, которые психологии в основном еще предстоит разработать. Ф.В.Бассин особо подчеркивает, с одной стороны, нерасторжимость их связи с реальными жизненными ситуациями, в которых они наделяются смыслом и, с другой стороны, существование специфических закономерностей, определяющих их динамику. [6]
В своем исследовании мы придерживаемся подхода Леонтьева Д.А., который рассматривает смысл как отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению).
В данном исследовании мы придерживаемся подхода Леонтьева Д.А. Согласно Д.А.Леонтьеву, смысл выступает в психологии в трех плоскостях. «Первая из них – это плоскость объективных отношений между субъектом и миром. В этой плоскости объекты, явления и события действительности, входящие в жизненный мир субъекта, обладают для него жизненным смыслом в силу того, что они объективно небезразличны для его жизни. Жизненный смысл и отражающаяся в нем динамика жизненных отношений – это онтологический аспект смысла. Вторая плоскость – это образ мира в сознании субъекта, одним из компонентов которого является личностный смысл. Личностный смысл является формой познания субъектом его жизненных смыслов, презентации их в его сознании. Личностный смысл и отражающаяся в нем динамика субъективного образа реальности – это феноменологический аспект смысла. Наконец, третья плоскость – это психологический субстрат смысла – неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. В этой плоскости смыслонесущие жизненные отношения принимают форму смысловых структур личности, образующих целостную системы и обеспечивающих регуляцию жизнедеятельности субъекта в соответствии со специфической смысловой логикой. Смысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности – это деятельностный, или субстратный, аспект смысла. Итак, смысл предстает перед нами как отношение, связывающее объективные жизненные отношения субъекта, предметное содержание сознания и строение его деятельности». [21]
Информация о работе Переживание свободы и осмысленности жизни как условие субъективного благополучия