Переживание свободы и осмысленности жизни как условие субъективного благополучия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цель: изучение переживания свободы и осмысленности жизни как условия субъективного благополучия.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

1) изучить существующие теоретические подходы к исследованияю проблемы субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни;

2) изучить уровень свободы и осмысленности жизни у испытуемых, степень их субъективного благополучия;

3) выявить взаимосвязь субъективного благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни.

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 202.90 Кб (Скачать документ)

     На  основе полученных данных можно сделать  вывод, что аффективный аспект благополучия связан с переживаниями свободы и осмысленности жизни. Люди, чувствующие себя счастливыми, так же чувствует себя свободными, а свою жизнь находят осмысленной. Они уверены в завтрашнем дне, строят планы на будущее, довольны своей жизнью и оценивают её как интересную, эмоционально насыщенную и наполненную смыслом, у них заметно положительное отношение к прошлому, как к продуктивному отрезку жизни, себя они воспринимают как сильных личностей, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, они – хозяева своей жизни, убежденные в том, что могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

     На  втором месте располагается удовлетворенность  настоящим при разных вариантах  оценки жизненных явлений (12%). Этот фактор составляют следующие параметры: ресурсы (0,723), процесс (0,608), ограничения (-0,890).

     Исходя  из параметров, входящих во второй фактор, можно сделать вывод, что шкала «Процесс» в СЖО связана с восприятием жизненных явлений как ресурсных и связана с отсутствием или минимальным количеством восприятия жизненных явлений как ограничивающих, т.е. с минимумом границ возможностей. Люди, живущие настоящим, сегодняшним днем, получающие удовлетворение от каждого момента жизни, воспринимающие процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, расценивают жизненные явления как ресурсные, как возможности, а не ограничения. Удовлетворенность настоящим невозможна, если окружающие явления ограничивают человека, его свободу. Т.е., исходя из всего перечисленного, можно заключить, что  удовлетворенность настоящим невозможна без переживания отсутствия ограничений или без переживания свободы.

     Третий  фактор - общая удовлетворенность  жизнью при разных вариантах оценки жизненных явлений (10%). В этот фактор входят следующие параметры: ресурсы (0,618), общее удовлетворение (0,609), ограничения  и ресурсы (-0,938).

     Основываясь на параметрах, составляющих третий фактор, можно сказать, что когнитивный аспект субъективного благополучия связан с восприятием жизненных явлений как ресурсных и с отсутствием или минимальным количеством восприятия жизненных явлений как амбивалентных. Т.е. представление о себе как о счастливом человеке связано с позитивным восприятием жизненных явлений,  с их оценкой в качестве ресурсных, когда друзья, ценности общества, работа и интересы помогают в жизни. Т.е. человек будет считать себя счастливым в том случае, если он оценивает окружающий себя мир не как враждебный и препятствующий ему в достижении своих целей, а как полный ресурсов, возможностей для полноценной жизни и самореализации. Таким образом, можно прийти к заключению, что представление о себе как о счастливом человеке невозможно без переживания отсутствия ограничений или без переживания свободы. Напротив, если человек оценивает жизненные явления как ресурсные и ограничивающие одновременно, т.е. есть конфликтный смысл в оценке жизненных явлений, это препятствует достижению удовлетворенности жизнью. Чем больше сфер человек оценивает как амбивалетные, тем меньше удовлетворенность жизнью. Таким образом, конфликтные представления мешают людям достигать удовлетворенности. Даже небольшое количество амбивалетных оценок уже выступает препятствием к достижению удовлетворенности жизнью.

     Четвертый фактор - стремление к изменениям (9%). Этот фактор составляют следующие параметры: изменения в себе (-0,621), изменения  в жизни (-0,821).

     Параметры, входящие в последний четвертый  фактор - изменения в себе и изменения  в жизни. По результатам факторного анализа стремление к изменениям не связано с другими параметрами  субъективного благополучия, свободы  или осмысленности жизни. Т.е. стремления к изменениям в жизни человека в данном случае возникают независимо ни отчего. Желание изменить что-то в себе или в своей жизни может возникнуть как у счастливого человека, так и у того, кто недоволен своей жизнью в целом. Кардинально меняться могут как свободные люди, так и те, кто не считают себя таковыми, не обладают ощущением внутренней свободы зависят от множества факторов.

     Сопоставив результаты корреляционного и факторного анализов, мы получили следующие результаты:

     Когнитивный аспект субъективного благополучия или общая удовлетворенность жизнью связан с восприятием жизненных явлений как ресурсных и прямо противоположен амбивалетной оценке жизненных явлений. Аффективный аспект субъективного благополучия или общее эмоциональное благополучие связан с переживанием свободы и осмысленности жизни. Таким образом, когнитивный аспект субъективного благополучия связан только с переживанием свободы, а аффективный – с переживаниями свободы и осмысленности жизни. То есть, переживания свободы и осмысленности жизни можно считать условиями субъективного благополучия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В ходе исследования был решен ряд  задач:

     В процессе изучения существующих теоретических подходов к исследованию проблем субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни нами было рассмотрено множество теоретических подходов к исследуемым явлениям. В соответствии с концепцией Р.М. Шамионова было выявлено, что в структуре психологического благополучия можно выделить два компонента – аффективный и когнитивный. Аффективный компонент – это общее эмоциональное благополучие, когнитивный – общая удовлетворенность. Свободу мы рассматривали в контексте рефлексивно-деятельностного подхода Е.И. Кузьминой, определяющую её как состояние человека, возникающее в результате самоопределения – построения такого отношения к границам пространства своих виртуальных возможностей, при котором преодолеваются препятствия самореализации. Е.И. Кузьмина вводит понятие «границ возможностей», которое по её мнению, является основополагающим в определении свободы. При определении смысла жизни, мы придерживались подхода Леонтьева Д.А, который определял смысл как отношение, связывающее объективные жизненные отношения субъекта, предметное содержание сознания и строение его деятельности.

     Для изучения  степени переживания  свободы и осмысленности жизни  испытуемых, степени их субъективного использовались методика Леонтьева Д.А. – тест смысложизненных ориентаций (СЖО), анкета, направленная на выявление субъективного благополучия, его когнитивного и аффективного аспектов, степени свободы, осмысленности жизни и стремления к изменениям. Исследование испытуемых проводилось в групповом порядке. В качестве  методов обработки эмпирических данных применялись корреляционный и факторный анализ. Для изучения когнитивного компонента субъективного благополучия испытуемым предлагалось по 10-бальной шкале оценить свою удовлетворенность различными жизненными явлениями, которые были нами выделены на основе работы Шамионова [40], который рассматривает субъективное благополучие в единстве шести жизненных модусов. Для выявления аффективного компонента субъективного благополучия предлагалось отметить те высказывания, которые соответствуют представлениям испытуемых о своей жизни в целом. Было предложено 5 высказываний, составляющих шкалу субъективного благополучия Э. Динера.

    При изучении субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни были получены следующие результаты. Показатели удовлетворенности испытуемых различными сферами жизни средние и выше среднего (больше 50%). Среди испытуемых уровень высокого общего эмоционального благополучия испытуемых (20%) преобладает над уровнем высокой общей удовлетворенности своей жизнью (5 %). Средний показатель степени свободы (70%) преобладает над показателем осмысленности жизни - 80%. Количество ресурсов у испытуемых (64%) превалирует над количеством ограничений (25%) и количеством амбивалентных категорий (7%). Значения показателей по тесту СЖО у испытуемых выше средних значений. Количество желаемых изменений в себе (1,3) преобладает над количеством желаемых изменений в своей жизни (0,8), но в целом значение желаемых изменений в обеих областях невелико (1,3 и 0,8, то есть в целом одно изменение).

    Результаты  изучения удовлетворенности испытуемых в различных сферах жизни свидетельствуют  о том, что в целом испытуемые своей жизнью удовлетворены. По результатам изучения степени субъективного благополучия, его когнитивной и аффективной составляющих мы пришли к выводу, что люди чувствуют себя более счастливыми на уровне эмоционального реагирования, чем, когда дают когнитивную оценку. По результатам выраженности у испытуемых показателей субъективного ощущения свободы и субъективного ощущения осмысленности жизни было выявлено, что есть определенный процент людей, которые могут жить осмысленной жизнью и без переживания свободы. Также, исходя из результатов изучения степени переживания внутренней свободы как ощущении независимости от внешних и внутренних факторов, у испытуемых было выявлено достаточно значительное субъективное ощущение внутренней свободы. Исходя из результатов определения степени переживания осмысленности жизни можно сделать вывод, что в целом испытуемые ощущают свою жизнь осмысленной. Если говорить о результатах определения стремления к изменениям, то было обнаружено, что значение желаемых изменений в себе, как и в жизни, невелико, что является косвенным доказательством удовлетворенности испытуемыми собой и собственной жизнью.

     В процессе корреляционного анализа были выявлены взаимосвязь между когнитивным аспектом субъективного благополучия и восприятием жизненных явлений как ресурсных, обратная корреляция с амбивалетной оценкой жизненных явлений; взаимосвязь аффективного аспекта субъективного благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни; взаимосвязь стремления к изменениям с восприятием жизненных явлений как ограничивающих или амбивалентных. В процессе факторного анализа были выявлены взаимосвязь аффективного аспекта благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни; взаимосвязь между шкалой «Процесс» в СЖО и восприятием жизненных явлений как ресурсных, обратная корреляция с восприятием жизненных явлений как ограничивающих; взаимосвязь между когнитивным аспектом субъективного благополучия и восприятием жизненных явлений как ресурсных, обратная корреляция с амбивалетной оценкой жизненных явлений; отсутствие взаимосвязи между стремлением к изменениям и параметрами субъективного благополучия, свободы или осмысленности жизни.

     Сопоставив  результаты корреляционного и факторного анализов, мы получили следующие результаты: когнитивный аспект субъективного  благополучия или общая удовлетворенность  жизнью связан с  восприятием жизненных явлений как ресурсных и прямо противоположен амбивалетной оценке жизненных явлений. Аффективный аспект субъективного благополучия или общее эмоциональное благополучие связан с переживанием свободы и осмысленности жизни.

     Таким образом, когнитивный аспект субъективного благополучия связан только с переживанием свободы, а аффективный – с переживаниями свободы и осмысленности жизни. То есть, переживания свободы и осмысленности жизни можно считать условиями субъективного благополучия. Обобщая всё вышесказанное, можно подтвердить нашу первоначальную гипотезу, о том, что переживание свободы и осмысленности жизни является условием субъективного благополучия, но при этом удовлетворенность жизнью и общее благополучие как составляющие субъективного благополучия по-разному связаны с этими переживаниями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список:

  1. Абулъханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абулъханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. – 364 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1999. - № 5 - С. 5-14.
  3. Адлер, А. Смысл жизни / А.Адлер // Философские науки. - 1998. - № 1. - С. 15-26.
  4. Аргайл, М. Психология счастья / М.Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. -271 с.
  5. Балл, Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие /Г.А. Балл // Психологический журнал. - 1997. - № 5. - С. 7-19.
  6. Бассин, Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла / Ф.В. Бассин // Вопросы психологии. -1973.- N 6. - С. 13-24.
  7. Бодалев, А.А. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. Часть 1. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. - М.: Смысл, 2004. - 328 с.
  8. Бородкина, Е. В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия / Е. В. Бородкина // Молодой ученый. — 2009. — №2. — С. 90-93.
  9. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации / Е.Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности: межвузовский сборник научных статей.- Саратов: Издательство Саратовского университета. - 2004.- Вып.1 - С.122-131.
  10. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. М.: Серия Психология, 1981. - № 2. - С. 46 - 56.
  11. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: НОУ ВПО МПСИ, Флинта, 2011 г. – 336 с.
  12. Зеленкова, И. Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования / И.Л. Зеленкова. - Минск: Издательство "Университетское", 1988. - 125 с.
  13. Зинченко, В.П. Живое время (и пространство) в течении философии / В.П. Зинченко // Вопросы философии. - 2005. - № 5. - С. 20-46.
  14. Зоткин, Н.В. Психологическая концепция смысла / Н.В. Зоткин // Вестник Самарского государственного университета. 1998. - № 1. - С. 118-124.
  15. Карпова, Н.Л. Психологические аспекты проблемы смысла жизни / Н.Л. Карпова // Психологический журнал. - 1996. - №2. - С.178-183.
  16. Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козелецкий. -  М.: Прогресс, 1979 . - 504 с.
  17. Кузьмина, Е.И. Психология свободы / Е.И. Кузьмина. - М.: Питер, 2007.- 336 с.
  18. Кузьмина, Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы личности от фрустрации / Е.И. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.86-94.
  19. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Общество и политика // под ред. В. Ю. Большакова. – СПб.: СпбГУ, 2000. – с. 476 - 510.
  20. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
  21. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
  22. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
  23. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. - №1. - C. 15-25.
  24. Лефевр, В. Формула человека / В. Лефевр. - М.: Прогресс, 1991. - 108 с.
  25. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. – СПб.: Речь, 2002. - 539 с.
  26. Маслоу, А. Экзистенциальная психология / А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Оллпорт, К. Роджерс. - М.: Институт общегуманитарных исследований, Инициатива, 2005. – 160 с.
  27. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2004. – 306 с.
  28. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию, становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
  29. Ройс, Дж., Индивидуальность и плюралистические образы человеческой природы / Дж. Ройс, А. Пауэлл // Импакт: наука и общество. - 1985. - № 2.- С. 15-28.
  30. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.  - М.: Педагогика, 1973. - 385 с.
  31. Скиннер, Б. Радикальный бихевиоризм / Б.Скиннер. - Минск: Прайм-Еврознак, 2007. - 128 с.
  32. Столин, В.В., Кальвиньо, М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании / В.В. Столин, М. Кальвиньо // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1982. - № 3 - С.38-46.
  33. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности Текст. : дис. . канд. психол. наук / Фесенко Павел Петрович. -М, 2005.- 193 с.
  34. Франкл, В. Человек в поисках смысла. Научное издание. Сборник: Перевод с английского и немецкого / В. Франкл - М.: Прогресс. - 1990. - 368 с.
  35. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / Фрейд З. – М:. Ренессанс, - 1992. - 293 с. 
  36. Фрейджер, Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. Дж. Келли и А. Бека / Р. Фрейджер, Д.Фейдимен. - СПб.: Прайм-Еврознак - 2007. – 128 с.
  37. Фромм, Э. Бегство от свободы / Фромм Э. - М.: Прогресс, 1989. – 272 с.
  38. Чиксентмихайи, М. Поток. Психология оптимального опыта / М. Чиксентмихайи. - М.: Смысл, 2006. 320 с.
  39. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В. Э. Чудновский // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. - М.: ПИ РАО, 1997.- С. 57-72 с.
  40. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции / Р.М. Шамионов. – Саратов.: Саратовский государственный университет, 2003. - 15 с.
  41. Ялом, И.  Экзистенциальня психотерапия / И. Ялом. -  М.: Римис, 2008. - 608 с.

Информация о работе Переживание свободы и осмысленности жизни как условие субъективного благополучия