Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель: изучение переживания свободы и осмысленности жизни как условия субъективного благополучия.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
1) изучить существующие теоретические подходы к исследованияю проблемы субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни;
2) изучить уровень свободы и осмысленности жизни у испытуемых, степень их субъективного благополучия;
3) выявить взаимосвязь субъективного благополучия с переживаниями свободы и осмысленности жизни.
4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. [22]
Для того, чтобы обнаружить, насколько переживания человеком субъективного благополучия, свободы и осмысленности жизни связаны с его установками на активность, в анкету были включены два вопроса о желании изменений. Здесь испытуемым предлагается ответить на вопросы о том, что бы им хотелось изменить в себе и собственной жизни. Количество вариантов ответов не ограничено. Подсчитывалось число называемых респондентами изменений.
Для
обработки результатов
Коэффицент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффицента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффицент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.
Величина коэффицента линейной корреляции Спирмена также лежит в интервале от – 1 до +1. Он, как и коэффицент Пирсона, может быть и положительным и отрицательным, характеризуя направленность связи между двумя признаками, измеренными в ранговой шкале.
В принципе число ранжируемых признаков (качеств, черт и тп) может быть любым, но сам процесс ранжирования большего, чем 20 числа признаков – затруднителен. Возможно, что именно поэтому таблица критических значений рангового коэффициента корреляции рассчитана лишь для 40 ранжируемых признаков. В случае использования большего чем 40 числа ранжируемых признаков, уровень значимости коэффициента корреляции следует находить по таблице для коэффициента корреляции Пирсона.
Ранговый коэффициент линейной корреляции Спирмена рассчитывается по формуле
,
где - сумма квадратов разностей рангов,
n - число парных наблюдений,
D – разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого. [11]
Факторный
анализ – это ветвь математической
статистики. Его цели, как и цель
других разделов математической статистики,
заключается в разработке моделей,
понятий и методов, позволяющих
анализировать и
Одной из наиболее типичных форм представления экспериментальных данных является матрица, столбцы которой соответствуют различным параметрам, свойствам, тестам и т.п., а строки – отдельным объектам, явлениям, режимам, описываемым набором конкретных значений параметров. На практике размеры матрицы оказываются достаточно большими: так, число строк этой матрицы может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч (например, при социологических обследованиях), а число столбцов – от одного – двух до нескольких сотен. Непосредственный, “визуальный”, анализ матриц такого размера невозможен, поэтому в математической статистике возникло много подходов и методов, предназначенных для того, чтобы “сжать” исходную информацию, заключенную в матрице, до обозримых размеров, извлечь из исходной информации наиболее “существенное”, отбросив “второстепенное”, “случайное”.
Факторный
анализ представляет собой набор
моделей и методов, предназначенных
для “сжатия” информации, содержащейся
в корреляционной матрице. В основе
различных моделей факторного анализа
лежит следующая гипотеза: наблюдаемые
или измеряемые параметры являются
лишь косвенными характеристиками изучаемого
объекта или явления, на самом
же деле существуют внутренние (скрытые,
не наблюдаемые непосредственно) параметры
или свойства, число которых мало
и которые определяют значения наблюдаемых
параметров. Эти внутренние параметры
принято называть факторами. Задача
факторного анализа – представить
наблюдаемые параметры в виде
линейных комбинаций факторов и, может
быть, некоторых дополнительных, “не
существенных” величин – “
В
нашем исследовании корреляционный
анализ был использован для
2.2. Результаты изучения субъективного благополучия, внутренней свободы и осмысленности жизни
Рассмотрим результаты изучения уровня свободы и осмысленности жизни у испытуемых, степени их субъективного благополучия.
Для изучения когнитивного компонента субъективного благополучия испытуемым предлагалось по 10-бальной шкале оценить свою удовлетворенность различными жизненными явлениями. Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Удовлетворенность
испытуемых различными сферами жизни,
%
Показатели удовлетворенности испытуемых различными сферами жизни средние и выше среднего (больше 50%, рис.1). Значений показателей ниже среднего уровня нет. Результаты изучения удовлетворенности в различных сферах жизни свидетельствуют о том, что в целом испытуемые своей жизнью удовлетворены. Если говорить о конкретных сферах, то в наибольшей степени испытуемые удовлетворены своим характером, меньше всего – здоровьем и профессией. То есть человек удовлетворен тем, что поддается его контролю, в данном случае – характером – тем, что в большей степени зависит от самих испытуемых. Таким образом, здоровье и профессию контролировать сложнее всего. Испытуемые удовлетворены своим материальным положением, и в гораздо меньшей степени удовлетворены выбранной профессией. Это говорит о том, что в основном люди работают там, где их устраивает заработная плата, а не там, где бы им хотелось. То есть вероятно, им тяжело найти работу, которая была бы по душе и с удовлетворяющей заработной платой. Это может быть связано с ситуацией на рынке труда по России в целом.
Для
выявления когнитивного компонента субъективного
благополучия испытуемым предлагалось
по 10-бальной шкале оценить свою удовлетворенность
различными жизненными явлениями. Результаты
представлены на рис. 2. Для выявления аффективного
компонента субъективного благополучия
предлагалось отметить те высказывания,
которые соответствуют представлениям
испытуемых о своей жизни в целом. Результаты
представлены на рис. 3.
Рис. 2 Уровень общей удовлетворенности
испытуемых
своей жизнью, %
Рис. 3. Уровень
общего эмоционального благополучия испытуемых,
%
Рассмотрим
результаты изучения степени субъективного
благополучия, его когнитивной и
аффективной составляющих. В большинстве
своем уровень
Для определения выраженности у испытуемых показателей субъективного ощущения свободы и субъективного ощущения осмысленности жизни, анкету были включены высказывания «Я чувствую себя свободным» и «Моя жизнь полна смысла». Результаты представлены на рис. 4.
Рис. 4. Выраженность у испытуемых показателей субъективного ощущения свободы и субъективного ощущения осмысленности жизни
(в % от максимального
показателя)
Из рис. 4 видно, что показатели степени субъективных ощущений свободы и осмысленности жизни у респондентов достаточно высокие (рис. 4). Средний показатель степени свободы, выраженный в процентах от максимального равен 70%, а показатель степени осмысленности жизни - 80%. По результатам выраженности у испытуемых показателей субъективного ощущения свободы и субъективного ощущения осмысленности жизни можно заключить, что число испытуемых, живущих осмысленной жизнью, преобладает над числом испытуемых, чувствующих себя свободными. Это говорит о том, что есть определенный процент испытуемых, которые могут жить осмысленной жизнью и без переживания свободы. То есть для определенного числа испытуемых переживание свободы не является необходимым условием осмысленности жизни. Но т.к. показатели высокие и находятся почти на одном уровне, можно утверждать, что категории свободы и осмысленности жизни взаимосвязаны (критерий Спирмена 0,35, значим для р=0,05).
Для
изучения степени переживания внутренней
свободы, респондентам предлагалось
оценить жизненные явления как ограничивающие,
ресурсные или амбивалетные. Результаты
представлены на рис. 5.
Рис. 5. Количество
ограничений и ресурсов испытуемых, %
По результатам, представленным на рис.5 можно заключить, что количество ресурсов у испытуемых (64%) превалирует над количеством ограничений (25%) и количеством амбивалентных категорий (7%). Это говорит об ощущении независимости от внешних и внутренних факторов у большинства испытуемых, или о достаточно значительном субъективном ощущении внутренней свободы.
Для
определения степени
Рис. 6. Сравнительные
значения показателей по тесту СЖО у испытуемых
и средних показателей по тесту
Из рис. 6. видно, что значения показателей по тесту СЖО у испытуемых выше средних значений. Высокие показатели по шкале «Цели» свидетельствуют о наличии в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Высокие показатели по шкале «Процесс» говорят о том, что испытуемые воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие показатели по шкале «Результат» свидетельствуют о положительной оценке пройденного отрезка жизни испытуемыми, ощущении продуктивности и осмысленности прожитой ими жизни. Высокие показатели по шкале «Локус контроля Я» соответствуют представлению испытуемых о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями об ее смысле. Высокие показатели по шкале «Локус контроля Жизнь» соответствуют убеждению испытуемых в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В целом испытуемые ощущают свою жизнь осмысленной.
Для того, чтобы обнаружить, насколько переживания человеком субъективного благополучия, свободы и осмысленности жизни связаны с его установками на активность, в анкету были включены два вопроса о желании изменений. Здесь испытуемым предлагалось ответить на вопросы о том, что бы им хотелось изменить в себе и собственной жизни. Результаты представлены на рис. 7.
Информация о работе Переживание свободы и осмысленности жизни как условие субъективного благополучия