Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:17, реферат
Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то таинства и секреты. Их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от мелких проблем материального мира, от своих страхов и всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути мудрости. Они считали, что человек должен проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости.
Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то таинства и секреты. Их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от мелких проблем материального мира, от своих страхов и всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути мудрости. Они считали, что человек должен проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости.
Во всех древних культурах и цивилизациях существовали системы обучения, называемые инициатическими, направленные на пробуждение скрытых возможностей человека. Сегодня мы имеем туманные и довольно стереотипные представления о том, в чем заключалась суть этих систем. Обычно, считалось, что они состояли из рецептов и формул, предписывающих, как лучше жить. Неизвестно, как на самом деле шло обучение, но, по-видимому, пройти этот путь было вовсе нелегко, иначе большинство людей того времени было бы посвященными в это знание. А этого, судя по последующим событиям, не произошло.
Современные психологи единодушно утверждают, что потенциал головного мозга человека используется всего лишь на 1-5 %. При этом установлено, что количество потенциальных нейронных связей в одном человеческом мозге больше, чем установленное число атомов во всей известной нам Вселенной. Отсюда следует, что возможности человеческого мозга не ограничены, и каждый из нас имеет колоссальный потенциал развития и совершенствования. Здесь сокрыты огромные резервы и ресурсы, использование которых позволит раскрыть и использовать потенциал человека во всей его полноте. Ведущая роль в их раскрытии в настоящее время принадлежит психологии. Поэтому не без оснований целый ряд ведущих и авторитетнейших ученых современности высказывают мысль о том, что двадцать первый век будет веком психологии, достижения которой будут способствовать личностному развитию и самосовершенствованию человека.
Продуктивным является изучение этой проблемы в рамках современного ведического подхода, когда полный потенциал человека означает максимальное использование своих возможностей на всех уровнях жизни – физическом, умственном и духовном. Первый уровень предполагает наличие здорового тела, в котором органы, чувства и нервная система функционируют нормально в согласии друг с другом. Второй означает способность человека полностью использовать свои умственные возможности, а третий – жить качеством духовного бытия во всех областях его повседневной жизни. Полный потенциал человека означает совершенную координацию между физическим и умственным, умственным и духовным аспектами жизни [10].
Мы уже знаем, что активность людей зависит от мышления. Многие великие мыслители сходились в том, что каждый из нас представляет собой то, о чем он думает. Соломон говорил: “Каковы мысли человека, таков и он сам”. Будда утверждал: “…то, что мы собой представляем, является результатом того, что мы когда-то подумали”. Марк Аврелий писал: “Жизнь человека представляет собой то, что сделали из неё его мысли”. Таким образом, мы становимся такими, каково содержание нашего мышления. Каждый из нас становится именно таким, каким он запрограммировал себя в своем сознании, каким он хочет стать.
Итак, мышление – основа действия, но что является основой мышления? Чтобы мыслить, мы должны, по меньшей мере, быть. Как отмечает современная ведическая наука, Бытие или Единое Поле Сознания - это основа всего жития, оно является основой мышления, а мышление – основа действия. Точно так же, как без сока не было бы никакого корня и никакого дерева. Если мы позаботимся о соке, расцветает все дерево. Подобным образом, если мы позаботимся о Бытии, расцветет вся область сознательной жизни.
Безграничная область Бытия, как утверждают представители этого направления знаний, простирается от непроявленного, абсолютного, вечного состояния до грубых, относительных, постоянно меняющихся состояний и явлений жизни точно так же, как океан простирается от вечного безмолвия в своей глубине до огромной активности непрерывно движущихся волн на своей поверхности. Одна грань – вечно безмолвная, неизменная по своей природе, другая – активная и постоянно меняющаяся. Первая представляет абсолютное состояние Бытия, а вторая – его относительную фазу. Бытие вечно неизменно в абсолютном состоянии и вечно изменчиво в своих относительных состояниях. Вся область жизни, от индивидуума до космоса, есть не что иное, как выражение вечного, абсолютного, неизменного, вездесущего Бытия в относительных, вечно изменяющихся фазах существования.
Современная ведическая наука утверждает, что искусство жития – это способность дополнения и усиления индивидуальной жизни мощью абсолютного космического Бытия. Каждый человек способен познать огромную глубину абсолютного Бытия, дополняя и усиливая тем самым индивидуальную жизнь жизнью вечного космического Бытия. У каждого индивидуума есть возможность обрести мощь безграничного, вечного, абсолютного Бытия и стать настолько сильным, насколько это возможно для человека. Использование своего полного потенциала требует, чтобы поверхностное качество относительной жизни дополнялось той силой, которая покоится в глубине океана Бытия. Это означает, что относительная жизнь должна дополняться абсолютным состоянием жизни. Искусство использования полного потенциала, в основном, заключается в дополнении волны индивидуальной жизни мощью океана Бытия.
Жизнь в своей относительной фазе вечно изменяется, что лишает ее стабильного статуса. Жизнь в абсолютном состоянии стабильна. Искусство использования полного потенциала заключается в создании гармонии между абсолютным и относительным. Следовательно, чтобы использовать свой полный потенциал, необходимо сделать свой первый шаг – влить стабильность в постоянно изменяющиеся фазы относительной жизни. Когда ум обретает стабильность, и она сохраняется во время всей активности и действий ума, то все поле активности наполняется силой неизменного абсолютного Бытия. Оно составляет основу использования полного потенциала человека, усиливая и обогащая постоянно изменяющиеся фазы относительного существования.
При этом задача психологии заключается в том, чтобы:
1. Делать ум сильным.
2. Увеличивать сознательную способность ума.
3. Давать человеку возможность использовать весь свой умственный потенциал.
4. Развивать техники, посредством которых можно реализовать все скрытые способности ума.
5. Приносить каждому индивиду больше удовлетворения, мира и внутреннего счастья, возросшую эффективность и созидательность.
6. Развивать способность к концентрации, наряду с возросшими силой воли и способностью поддерживать внутреннее равновесие и мир, даже в процессе внешней активности.
7. Развивать уверенность в себе, терпимость, ясное мышление и большую силу мысли.
8. Утверждать ум в вечной свободе и мире при любых обстоятельствах [10, с. 252].
Наши представления о человеке до конца не оформлены. Мы не знаем, откуда он появился, что из себя представляет. Д. Радьяр в своей книге “Планетаризация сознания” пишет: “Жизнь зависит в большей степени от энергии, заключенной в материальных атомах. Таким образом, вкратце, полностью индивидуализированный человек действует как материя, как жизнь и как индивидуализированный разум” [16, с. 176]. Получается, что жизнь – это энергия, заключенная в материальных атомах. Мир жизни мы относим к клеткам и организмам, включая человеческие тела. Человек есть одновременно материальный объект, то есть биологический организм и обширное поле сознания.
Убеждение, что сознание присуще только живым организмам и что оно требует высокоразвитой центральной нервной системы, составляет основной постулат материалистического и механистического мировоззрения. При этом оно рассматривается как продукт высокоорганизованной материи – центральной нервной системы – и как феномен физиологических процессов в головном мозге. Этот вывод основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге – такими, как травмы, опухоли или инфекция. С. Гроф по этому поводу утверждает: “Эти наблюдения, без всякого сомнения, демонстрируют, что существует тесная связь между сознанием и головным мозгом. Однако они не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга” [6, с. 28].
В течение долгого времени мозг считался тем местом, где обитает наш разум, без которого мы не были бы разумными существами. Недавно открытые факты поколебали это представление. Несколько пациентов, лишившиеся одного или даже части второго полушарий головного мозга, сохранили способность действовать и рассуждать. Об этом же говорят и наблюдения хирургов над множеством раненых с абсцессами лобных долей головного мозга. Они, как правило, не сопровождаются сколько-нибудь заметными изменениями психики или расстройствами высших мыслительных функций. Это дает основание считать что разум – это невидимый контролирующий центр, а мозг – его физический агент и символ. Разум, будучи значительнее и могущественнее мозга, при некоторых обстоятельствах принимает на себя и выполняет функции мозга, в дополнение к своим собственным.
Об этом в начале ХХ века писал В.Ф. Войно-Ясенецкий, врач-нейрохирург и митрополит Лука в одном лице. Ему принадлежит мысль, что у человека два вида сознания – обыкновенное (феноменальное), использующее пять органов чувств и трансцендентное, использующее сверхспособности мозга, тончайшую интуицию, ясновидение, способности особого, мистического знания неизвестной пока природы. В своей богословской работе “О духе, душе и теле”, публикация которой была долгое время запрещена на Родине, этот, в свое время много практикующий врач-хирург, обобщает мысли современников о головном мозге человека и его функциях.
Он излагает основные идеи философии Анри Бергсона, который предложил совершенно новый путь к познанию жизни. “Мозг, – говорил А. Бергсон, – не что иное, как нечто вроде центральной телеграфной станции: его роль сводится к “выдаче сообщения” или к выяснению его. Он ничего не прибавляет к тому, что получает. Все органы восприятия посылают к нему нервные волокна; в нем помещается вся моторная система, и он представляет собой центр, в котором периферическое раздражение вступает в отношение с тем или иным моторным механизмом. При бесчисленном множестве таких соединений мозг имеет возможность бесконечно видоизменять реакцию, отвечающую на внешнее раздражение, и действует, как своего рода коммутатор. Нервная система и, в особенности мозг, не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к действию” [8, с. 40].
Как это не поразительно, но эти ошеломляющие мысли великого метафизика почти полностью совпадали с учением о высшей нервной деятельности, созданной нашим гениальным физиологом И.П. Павловым. Можно даже сказать, что незадолго до И.П. Павлова Анри Бергсон предвосхитил чистым философским мышлением сущность его учения, построенного экспериментальным путем по методу изучения условных рефлексов головного мозга. По представлениям физиологов деятельность сознания, т.е. психическая деятельность, должна быть представлена, как колоссально-сложная система безусловных и условных рефлексов, прежде возникших и постоянно вновь образующихся: как огромная цепь восприятий, приносимых рецепторами в мозг, подвергающихся в нём анализу для выработки ответной реакции.
В связи с этим становятся понятными слова И.П. Павлова: “С точки зрения условных рефлексов большие полушария представляются как комплекс анализаторов, имеющих задачу разложить сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и моменты и потом связывать все это с многообразной деятельностью организма. На мозг, таким образом, возлагается грандиозная задача анализировать все эти раздражения и отвечать на них соответствующими реакциями”. Громадное значение имеют возглавляемые им исследования в области физиологического значения лобных долей мозговых полушарий. Они считались доселе важнейшей частью головного мозга, центрами психической деятельности, органом мышления, даже “седалищем души”. Но Павлов не нашел в них “никаких особенно важных приборов, которые устанавливали бы высшее совершенство нервной деятельности”, и кора этих передних долей больших полушарий, по его мнению. как и все другие отделы коры, представляют собой сенсорную область.
Эти выводы подтверждают и результаты современных научных исследований. Так, на основе многочисленных экспериментов к интересным выводам пришел в своей работе А.В. Бобров. Он, как и многие другие современные учёные утверждает, что в основе механизма сознания лежат полевые информационные взаимодействия, и приводит следующие основания для такого утверждения:
- современными научными методами в коре головного мозга не обнаружены центры мышления и памяти, а также специфические структурообразования, регулирующие функции мышления и памяти;
- механизм реализации мышления и памяти неизвестен;
- мышление и долговременная память не могут быть реализованы на пути распространения нервных импульсов по нейронным сетям головного мозга, поскольку скорость перемещения потенциала действия вдоль нервного волокна и время синаптической передачи не обеспечивает реально существующее быстродействие механизмов мышления и памяти. Такое быстродействие при переносе, запоминании и извлечении из памяти ничем не ограниченных объемов информации может осуществляться только на полевом уровне;
- биологические системы обладают материальной основой для реализации механизма сознания на полевом уровне. Исходящее из них излучение несёт сложную информацию и имеет торсионную природу [4, с. 58].
Информационно-энергетическое образование не может в физическом мире проявиться без материального посредника. Таковым является головной мозг человека, об этом говорит и его химический состав. Так, серое вещество мозга на 81-87 %, а белое на 67-74 % состоит из воды (остальное, в основном, жиры, зола составляют чуть меньше 3 %). Наукой установлено, что вода лучше всего поддаётся энергетическому воздействию и его передаче (энергетической структуризации и т.п.).