Потенциал человека и его использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:17, реферат

Описание

Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то таинства и секреты. Их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от мелких проблем материального мира, от своих страхов и всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути мудрости. Они считали, что человек должен проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости.

Работа состоит из  1 файл

ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОЕКА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

 

Упражнение на изменение содержания своих мыслей
[12, с. 531-533]

 

Для того чтобы овладеть умением управлять содержанием мысли в своих целях, нужно тренироваться следующим образом:

1. Возьмите в руки книгу и начинайте читать. Не переставая читать и удерживая сюжет книги в голове, в то же время постарайтесь думать о чем-либо ещё.

2. Каждый раз, когда вы будете делать упражнение на сосредоточение, возникшую у вас мысль удерживайте. Осмыслите содержание этой мысли.

3. Когда содержание мысли осмысленно, не теряя его, тут же усилием разума создавайте продолжение сюжета.

4. Научитесь продлевать содержание мысли и по своей воле заканчивать его. Создавайте логически завершенные сюжеты.

5. Возьмите для упражнения новую мысль. Не прерывая ее содержания, второй мыслью создавайте любой другой сюжет, непохожий на тот, что происходит в содержании первой мысли.

6. Прервите содержание старой мысли и переходите на созданное вами содержание нового сюжета. Доведите его до логического конца.

7. Вспомните негативную историю из вашей жизни. Затем вспомните счастливую. Сохраните в памяти содержание этих двух мыслей.

8. Переживайте негативную историю. Второй мыслью тут же наслаивайте счастливые воспоминания. Прервите негативное переживание и переведите мысль только на положительную тему. Не позволяйте уму возвратиться к прошлому неприятному воспоминанию.

9. Придумывайте заранее сценарии с определенным положительным содержанием. Они будут вашими новыми положительными мыслеформами, которые вы используете, когда будут приходить негативные мысли. Они изменят содержание старых нежелательных воспоминаний.

10. Лучше всего создать информацию в виде коротких мыслеформ на каждое негативное переживание, особенно связанное с плохим самочувствием, и мгновенно использовать их для прерывания повторения плохих мыслей. Это самое действенное оружие разума. Оно подавляет самую неприятную мысль, которая не будет отрицательно воздействовать на организм.

Когда вы научитесь и овладеете техникой внимания к своим мыслям и искусством их преобразования в нужном направлении, тогда вы почувствуете небывалый прилив жизненных сил, уверенность в своих возможностях. Такой опыт есть, это опыт самоопустошения – того, что буддизм и другие мистические школы называют “пустотой”. Индивидуум должен сбросить “старый ум”, обусловленный культурой и языком, прямо или косвенно структурирующий его рост. И лишь потом он может проследить в самом себе возникновение сознания нового человека. Это процесс трансформации разума или “ноуз”.

Восточная философия учит: опустошите ум от бесконечной болтовни, нескончаемых образов и сменяющих друг друга желаний. Тогда вы обнаружите внутри себя покой, незамутненность, незаполненность ума мыслями. При этом вы освобождаетесь от сознания, по привычке заполненного хаосом неуправляемых психических процессов и от их шлаков. Многие никогда не “выключают” работу мышления, они похожи на тех, кто не отдыхает даже по ночам. Мир должен восприниматься таким, каков он есть. Пустота ума способствует воображению. Именно в пустоте мыслью можно создать желательный умозрительный опыт, словно начертанный карандашом на чистом листе бумаги. И этот образ, сначала иллюзорный, возможно, потом станет реальностью. Ум должен выйти за пределы всякого опыта, иначе он окажется в плену своих собственных проекций, желаний и стремлений; это будет просто блужданием в иллюзии. Ум должен быть свободен от известного, и тогда проявляется непознаваемое. Этого можно добиться только подчинением мыслей своей воле.

Вашим защитным механизмом мозга должно стать забывание. Должны быть забыты все переживания, неприятности, заботы. Забвение негативных воспоминаний очистит память. Забывание болезненных переживаний прошлого нормализует общее состояние организма. Человек становится другим. Правильно настроенный ум наполняет новыми ощущениями все тело. Состояние полной мысленной отрешенности и спасительная пустота очищают ум. Это есть вакуум сознания, при котором возможно проявление нового, положительного опыта, новых позитивных переживаний – путь к овладению психическим самосовершенствованием.

 

Упражнения для овладения умением приостанавливать
мышление, оставлять его без мыслей [12, с. 542-544].

 

1. Ложитесь на спину и закройте глаза. Расслабьте тело и сосредоточьте внимание на своих мыслях. Непринужденно следите за их ходом.

2. Остановите мысли, ни о чем не думайте. Представьте себе черный квадрат. Мысли стараются проскочить его, и некоторые будут проскакивать. Найдите их, верните внутрь небытия, в черный квадрат. Используя воображение, следите за всем происходящим внутренним зрением, зафиксируйте происходящее визуально. Сейчас вы увидите этот черный квадрат. Вот вы и добились полной умственной и физической релаксации.

3. Вы “в пустоте” и отказываетесь от своих привычек, вошедших в вашу плоть и кровь. Ваши представления меняются, разрушается стереотип поведения, сложившаяся система ценностей, схематичность мышления. Вы совершили эволюцию в своем сознании: научились работать со своим мышлением, подчинили мысли своей воле.

4. Не ищите истину вне себя, загляните в себя, созерцайте свою истинную природу. Пустота – не вещь, без конца и начала, она вечная, ее нельзя уничтожить. Она не имеет протяженности в пространстве. Она находится вне сравнения, у нее нет названия, и ее нельзя измерить. Как только вы сделаете это, так сразу возвращаетесь в мир старых понятий и устремлений.

5. Остановка работы мысли – это есть вакуум мышления. Человек не думает, разум молчит, бездействует, информация не поступает. Этим он на время отсекает себя от всего происходящего, что делается вокруг него. Он временно погружается в мир своего существования, и он отдыхает. Приходят новые ощущения и вытесняют старые, нажитые прошлым.

6. Для осуществления остановки работы мысли требуется постоянная тренировка. Дайте отрадную тишину уму и очищение чувствам, укротите душевные страсти и ненужные мечтания. Основой оздоровления телесного организма является неведение. Нужно не позволять уму в это время размышлять о чем-либо, он должен на время замолкнуть. Для этого он должен находиться под контролем.

7. Правильная техника самоопустошения мышления от мыслей необходима для очищения ума, так как без этого действия не может быть обновления. Ум должен быть совершенно пуст для того, чтобы воспринимать новые переживания. Очищение ума должно происходить не только на его верхних уровнях, а также в скрытых глубинах. Это возможно только в том случае, если прекратился процесс определения или создания понятий. Когда все уровни сознания стихают, становятся безмолвными, только тогда возникает неизмеримое, то блаженство, которое вне времени и пространства и где проявляется возрождение творческого созидательного начала.

8. Осознавание без какого-либо выбора путей ума, этого творца иллюзии, – вот начало вашего преображения. Только в уединении может прийти то, что не имеет причины, только в уединении существует блаженство. В вакууме сознания, словно на чистом листе бумаги, можно написать новый сценарий своего мышления, можно построить новый мир, другие ощущения, создать положительные мысли, новое, созидательное осознание жизни.

 

2.3.Нейролингвистическое программирование

и использование его технологий для реализации

полного потенциала человека

 

Сегодня многие осознали принципиальную возможность управления своей собственной судьбой. Признана фундаментальная роль практической психологии не только для медицины и педагогики, но для всего существования человечества в целом. Настало время изучать и осваивать конкретные практические рекомендации, определяющие правильный порядок использования возможностей человеческого тела и психики. В связи с этим весьма перспективным в настоящее время является нейролингвистическое программирование [7]. За этим названием скрываются три идеи: часть “нейро” отражает ту фундаментальную идею, что поведение берет начало в неврологических процессах работы органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир. Мы извлекаем смысл из информации и затем руководствуемся им. Наша психика включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно является отражением другого на физическом уровне. “Лингвистическая часть” названия показывает, что мы используем язык для того, чтобы упорядочить наши мысли и поведение и чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми. “Программирование” определяет системность мыслительных и поведенческих процессов. Слово “программа” в переводе с греческого означает “четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата”.

 

2.3.1. Сущность нейролингвистического программирования

 

Нейролингвистичекое программирование (НЛП) представляет собой целостный конгломерат стратегий эффективного разрешения всевозможных внешних и внутренних проблем человеческой жизни. Это может быть названо искусством направленных изменений. Во главу ставится принцип выявления и использования незадействованных ресурсов. Все это базируется на изначальной готовности человека к трансформациям, т.е. на действительном желании изменить свою жизнь к лучшему. Известный психолог Р. Дилтс так обозначил данный подход: “Необходимо хорошо сформулировать цель, ясно осознавая желаемый результат изменений. Необходимо проявлять высокую чувствительность к происходящим изменениям и адекватно соотносить их с намеченным результатом. Наконец, надо проявлять немалую гибкость, творчески изменяя приемы влияния в случае расхождения достигнутых результатов с ранее намеченными” [].

НЛП предоставляет в наше распоряжение технические средства и навыки самосовершенствования личности, кроме того, оно предлагает свой взгляд на систему общечеловеческих ценностей, заставляет поверить в потенциал межличностного общения и в те качественные сдвиги, которые произойдут в каждом из последователей. На другом уровне НЛП служит для самопознания, самооценки и выбора пути. Кроме того, оно дает ключ к пониманию духовной стороны человеческого бытия, которое выходит за рамки нашего личного опыта. Цель НЛП состоит не только в самосовершенствовании, но и в накоплении мудрости и приобретении широты взглядов.

Есть такая научная дисциплина – эпистемология, которая занимается систематическим исследованием структур и процессов, лежащих в основе человеческих знаний. Это слово означает в переводе с греческого “то, на чем мы основываем свои рассуждения”. Таким образом, эпистемология представляет собой фундаментальную систему понятий и допущений, на которой человек основывает и генерирует все остальные знания. Она основана на новом направлении в науке, получившем название “структурализм”, которое исходит из того, что знание о мире появляется в сознании не в виде необработанных данных, а в весьма абстрагированной форме, то есть в виде структур. В ходе предшествующего осознанию пошагового преобразования первичных данных в структуры, какая-то часть информации неизбежно теряется, поскольку создание структур есть не что иное, как избирательное разрушение информации. Таким образом, поскольку индивидуальное сознание не получает доступа к полному объему данных о мире, оно не может ни отражать, ни конструировать реальность. Вместо этого реальность предстает перед сознанием в виде структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире (см. рис. 2.2).

 

 

Рис. 2.2. Согласно структуралистскому подходу,
сознание подобно монтажеру, который взаимодействует
с “первичными данными” и проводит их отбор

 

НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы называем интуицией, талантом, природной одаренностью. Задачей ученых является выявление и описание их первопричин. НЛП позволяет более пристально взглянуть на поведение человека, разглядеть истинные, скрытые движущие мотивы их деятельности и обнаружить структуры мышления, позволившие гениальным людям стать ими. НЛП представляет как механизм, так и язык, при помощи которых мыслительный процесс может быть разложен на элементарные составляющие, которым можно обучить других.

В основе НЛП лежат также когнитивные науки. Разрабатывая модели искусственного интеллекта, ученые продвинулись в понимании того, как устроен самый главный биокомпьютер – человеческий мозг. Поэтому разработки когнитивных наук использовались для понимания того, что представляют собой мыслительные стратегии и как происходит построение когнитивных карт.

В процессе развития НЛП затронуло вопросы, находящиеся в сфере изучения экзистенциальной психологии. Как осознание миссии (высшего предназначения) влияет на всю жизнь человека? Как понимание собственного личностного своеобразия (“Я-концепция”) связано с возможностью самореализации? Какова структура убеждений? Каково различие между поведением и намерением людей? Отвечая на эти вопросы, исследователи-тренеры НЛП создали инструменты, позволяющие изменять иерархию ценностей и структуру убеждений для достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.

Как самостоятельная интегративная область знаний НЛП выросло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения. Поначалу оно было эклектичным, но со временем приобрело мощную методологию, во многом основанную на эпистемологии Грегори Бэйтсона и его теории трансформов, работах по экологии разума, теории коммуникации, а также теории логических типов Бертрана Рассела, которая стала прообразом логических уровней в НЛП. Оно исходит из идеи, что внутренние процессы субъективного опыта отражены в речи и лингвистических структурах.

Кроме того, к научным основам НЛП можно отнести разработки поведенческой психологии, основателем которой является русский ученый И.П. Павлов, особенно его изучение условной рефлекторной деятельности. При этом исследователи НЛП сфокусировали свое внимание не на механизме, а на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов (триггеров), которые запускают данный условный рефлекс. В НЛП эта тема называется “Якорение”. Авторы НЛП использовали некоторые модели, разработанные поведенческими психологами, которые сравнивали наш внутренний опыт с “черным ящиком”. Они  достигли понимания того, как информация поступает к нам из внешнего и как она после обработки реализуется во внешнем поведении, коммуникации. Исследователи НЛП попытались заглянуть внутрь этого “черного ящика” и обнаружили мельчайшие составляющие человеческого опыта – субмодальности, позволяющие на микроуровне описывать его структуру. Теория субмодальностей позволила описать разницу в состояниях и предложить пути успешного поддержания нужных состояний и их изменения. На этой основе было предложено микроописание субъективного опыта и объяснены многие феномены и эффекты восприятия.

Информация о работе Потенциал человека и его использование