Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:17, реферат
Человек сам по себе велик, в нем заложены величайшие богатства, огромнейшие возможности. Именно поэтому древние не пытались приписывать ему какие-то дополнительные сверхъестественные силы и качества, передавать какие-то таинства и секреты. Их целью было способствовать тому, чтобы человек открыл в себе и пробудил скрытые способности души. Они старались, чтобы он освободился от мелких проблем материального мира, от своих страхов и всего того, что могло бы остановить его восхождение по пути мудрости. Они считали, что человек должен проникнуть в скрытую суть вещей и подняться из сокровенного сердца всего сущего до небесных высот, до духовной мудрости.
Рис. 2.3. Нейрологические уровни
1. Духовность подразумевает ту большую по масштабу систему, частью которой индивид является, а также ее влияние на состояние духа человека. Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные метафизические вопросы. Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует её, является фундаментом нашего существования. Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни.
2. Идентичность планов или стратегий мышления, которые мы используем в своей жизни. Это базисное ощущение самого себя, центральной ценности в жизни, своей миссии.
3. Убеждения и ценности представляют собой различные идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Они могут быть как побуждающими, так и ограничивающими.
4. Способности направляют поведенческие акты при помощи ментальных “карт”, которые мы используем в своей жизни.
5. Поведение – это особые действия или реакции, производимые индивидом в пределах данного окружения.
6. Окружение определяет внешние возможности либо ограничивающие факторы, на которые индивид должен реагировать.
Изменение на более низком уровне не обязательно вызовет перемены на более высоком уровне. Маловероятно, чтобы изменение окружения поменяло убеждения человека, однако смена последних определенно повлияет на его поведение. Изменение на более высоком уровне будет более глубоким и длительным и всегда повлияет на более низкие уровни. Таким образом, если вы хотите изменить поведение, работайте со способностями и убеждениями. Если утрачена способность, работайте с убеждениями. Убеждения совершают отбор способностей, влияющих на поведение, а оно, в свою очередь, определяет наше окружение. Трудно произвести изменения на уровне идентичности или духовности, не затрагивая убеждений и способностей любого человека. При этом окружение определяет внешние возможности либо ограничивающие факторы, на которые индивид должен реагировать.
Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели и технологии, НЛП получило широкое применение в коммуникации, обучении, искусстве, творчестве, терапии, бизнесе и организационном консультировании, т.е. везде, где наиболее интенсивно задействованы ресурсы человеческого мышления и поведения. НЛП не претендует на роль объективной истины. В нем существует несколько основных идей, которые являются весьма полезными, а именно:
• надо знать, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации;
• надо быть внимательным и держать свои чувства открытыми, чтобы заметить, что вы движетесь к результату;
• надо иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока не получите то, чего хотите.
В связи с этим изучение технологий НЛП должно войти как необходимая часть в программы вузовского образования по целому ряду дисциплин и, в первую очередь, в курсы психологии и педагогики.
Курс НЛП даст возможность [13, с. 4]:
• повысить способности к обучению и познанию; при этом вы сможете не только контролировать изменения, но и сами вводить их, научившись верно определять пути достижения ваших личных и рабочих интересов;
• ставить захватывающие цели, которые уже сами по себе являются стимулирующим началом и максимально увеличивают шансы достижения желаемого результата в любой сфере личной или деловой жизни;
• наладить крепкие и эффективные связи и отношения с людьми, которые находятся с вами в ежедневном личном контакте в личной жизни и на работе;
• повысить вашу чувствительность и восприимчивость, что позволит вам различать тончайшие оттенки поведения и состояния людей и увеличит продуктивность вашего общения;
• развить вашу гибкость, благодаря чему вы добьетесь более успешных результатов в любой жизненной ситуации;
• научиться эффективно руководить людьми, создавая атмосферу, способствующую согласованной и продуктивной работе;
• научиться управлять собственными мыслями и чувствами, что даст возможность вам контролировать свои эмоции и стать творцом собственной судьбы;
• проникнуть в собственное подсознание, что будет способствовать максимальному использованию внутренних творческих ресурсов.
Цель образования – развивать умственные способности человека таким образом, чтобы он смог осуществить все свои цели в жизни. Это позволит человеку раскрыть полный потенциал своего тела, ума, духа, а также использовать свои личные качества, окружение и обстоятельства так, чтобы он мог осуществить максимум в жизни для самого себя и для других. Известно, что никакая система образования не может обеспечить решение указанных задач без глубоко осознанной самим человеком необходимости, без его установки на их решение и психологической готовности к большим дополнительным усилиям и целеустремленности. Однако масштаб этих задач, их судьбоносное значение для человека стоят любых усилий и энергии.
Наша окружающая среда приводится в соответствующее состояние посредством тех ментальных моделей мышления, которых мы придерживаемся. Наши мысли проявляются во всех наших поступках, и часто мы не осознаем, каким образом это происходит. Однако помимо нашей воли эти мысли постоянно посылают в окружающий мир сигналы, отражающие наши желания, убеждения и наши личностные качества. Мир реагирует на эти сигналы, поэтому для изменения реакций необходимо изменить посылаемые сигналы. Одним из действенных средств формирования этих сигналов и их изменения в желаемом направлении являются технологии нейролингвистического программирования (НЛП). Они широко используются для формирования желаемого психического состояния человека и его установки на определенный вид деятельности.
НЛП предоставляет нам возможность научиться управлять своими внутренними образами и сигналами. Для этого мы сможем задействовать потенциал самого мощного компьютера, известного в нашем мире, то есть нашего головного мозга, который представляет собой в значительной степени незадействованный ресурс человека. Устанавливаемые нами связи, процесс воспоминаний и способ получения информации, определяются нашими индивидуальными особенностями. Если мы поймем природу этих представлений, то сможем научиться контролировать свои мысли и переживания. Наши мысли определяют то, кем мы являемся на самом деле.
НЛП отражает фундаментальную идею, что поведение человека берет начало в неврологических процессах видения, слушания, восприятия запаха, вкуса, прикосновения и ощущения. Мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств, мы извлекаем “смысл” из поступающей от них информации и затем руководствуемся этим смыслом. Наша неврология включает в себя не только невидимые мыслительные процессы, но и наши видимые физиологические реакции на идеи и события. Одно является отражением другого на физическом уровне. Тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо. Вначале мы воспринимаем информацию с помощью органов чувств, затем мысленно её воспроизводим и интерпретируем. Модели нашего мышления определяют то, как мы “кодируем” свои переживания.
Существуют разные типы процессов мышления, основными из них являются следующие [7, с. 17].
Визуальное мышление, при котором мы видим мысленные картины и воспроизводим идеи, воспоминания и впечатления как ментальные визуальные образы.
Слуховое или аудиальное мышление, при котором мы мысленно слышим звуки. Ими могут быть разные голоса, шумы или, например, звук наливаемого кофе.
Кинестетическое мышление, имеющее место в том случае, когда наши мысленные образы опираются на чувства. Они могут быть внутренними эмоциями или мысленным воспроизведением некоторого физического соприкосновения. Сюда можно включить вкус и обоняние.
Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним, чтобы “репрезентировать” (перепредставлять) переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, – картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы – известны как репрезентативные системы. Визуальная, аудиальная и кинестетическая система являются первичными репрезентативными системами, используемыми в западной культуре. Ощущения вкуса и запаха, а, следовательно, вкусовая и обонятельная системы, не являются столь же важными, как названные, и часто включаются в состав кинестетической системы. Они часто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звуками и ощущениями, ассоциированными с ними.
Сенсорная репрезентативная система – это система, состоящая из сенсорного анализатора, воспринимающего и совершающего первичную обработку поступающей информации от внешних и внутренних раздражителей, и нейронных путей, передающих эту информацию в закодированном виде в соответствующие зоны коры головного мозга для окончательной переработки и использования первичной информации. Сенсорные репрезентативные системы являются своего рода “фильтрами” восприятия. Они определяют тот спектр восприятия реального мира, который физиологически доступен человеку.
Каждая система напрямую связана с операциями получения, переработки, организации, хранения и вывода информации. Используя их в той или иной последовательности, человек создает свою собственную репрезентацию (отражение) реального мира или, другими словами, субъективную модель мира. От направленности нашего внимания зависит то, в каких комбинациях используются сенсорные репрезентации для кодирования записи происходящих вокруг нас процессов и событий. Известно, что сознательно человек может воспринимать 7+-2 единицы информации одновременно. Разные люди по-разному “распределяют” этот резерв восприятия между отдельными системами.
Мы постоянно используем все три первичные репрезентативные системы, хотя осознаем их не в равной степени. При этом часто мы имеем склонность отдавать предпочтение одной из них по сравнению с другими. Например, многие люди обладают так называемым внутренним голосом, который возникает в аудиальной системе. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления. Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можно визуализировать сцену, одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы одновременно.
В любом случае некоторая часть мыслительного процесса все-таки останется неосознаваемой. Мы постоянно используем все наши внешние каналы восприятия, хотя обращаем больше внимания на один из каналов, чем на другой, в зависимости от того, что мы делаем. Мы способны использовать все системы, но уже к возрасту 11 или 12 лет складываются явные предпочтения. Это значит, что некоторые люди являются естественным образом более “талантливыми” в отдельных задачах и умениях, они научились и стали более успешными экспертами в использовании одного или двух внутренних каналов восприятия.
Ни одна из систем не является абсолютно предпочтительной, все зависит от того, что мы хотим сделать. Так, атлеты нуждаются в хорошо развитом кинестетическом осознании. Трудно стать хорошим архитектором или конструктором, не имея способности создавать ясные сконструированные мыслительные картинки. Умение, объединяющее всех гениев, заключается в том, что они свободно переходят от одной репрезентативной системы к другой и используют наиболее подходящую из них для решаемой задачи.
Аналогично тому, как мы имеем предпочитаемую репрезентативную систему для своего осознаваемого мышления, так у нас есть предпочитаемые средства для введения информации в свои осознаваемые мысли. Эта ведущая система является внутренним каналом, который мы чаще всего используем в качестве ключа доступа к нашей памяти. Именно так информация достигает уровня осознания разумом. Ведущая система аналогична запускающей программе компьютера – незаметная, но необходимая для работы компьютера. Ее иногда называют системой ввода, поскольку она поставляет материалы для сознательного обдумывания.
Большинство людей имеют предпочитаемую систему ввода, но она не обязана совпадать с их первичной системой. Один и тот же человек может иметь различные ведущие системы для разных типов переживаний. Богатство и размах наших мыслей зависит от способностей устанавливать связи и переходить при необходимости от одного способа мышления к другому. Одновременная и неосознаваемая связь между каналами восприятия называется синестезией. То, как человек входит в свою предпочитаемую репрезентативную систему, часто оказывается его наиболее устойчивым типичным паттерном синестезии.
Синестезии представляют собой важную часть того, как мы думаем, а некоторые из них являются настолько укоренившимися и широко распространенными, что кажется, будто они вплетены в наш мозг с самого рождения. Например, цвета часто связаны с настроением: красный – с гневом, голубой – со спокойствием. Музыка широко использует синестезии: визуально воспринимаемая высота расположения ноты в нотном стане связана с тем, как высоко она звучит. Кроме того, некоторые композиторы ассоциировали определенные музыкальные звуки с определенными цветами. Синестезии возникают автоматически. Таким образом, мы воспринимаем информацию об окружающем нас мире с помощью органов чувств. Далее мы мысленно воспроизводим информацию, получаемую от сенсорных систем. Модели нашего мышления определяют то, как мы “кодируем” свои переживания. НЛП дает нам возможность управлять этими внутренними процессами.