Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание

Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 134.40 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время увеличилось  число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение  и закрепление тревожности связано  с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится уже в младшем школьном возрасте.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода  существуют определенные области, объекты  действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства  детей в независимости от наличия  реальной угрозы или тревожности  как устойчивого образования. Эти  “возрастные пики тревожности” являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В данные “возрастные пики тревожности” тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры.

Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она  имеет собственную побудительную  силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием  в последних компенсаторных и  защитных проявлениях. Как и любое  сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным  строением, включающим, когнитивный, эмоциональный  и операционный аспекты при доминировании  эмоционального и является производной  широкого круга семейных нарушений.

Поступление ребенка в школу  порождает специфические эмоциональные  переживания. Ужесточая условия  жизни, новая социальная ситуация у  каждого ребенка, поступившего в  школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших  школьников, и на их поведении.

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к  тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают  смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.И. Захаров [9], в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

Появление тревожности в младшем  школьном возрасте приводит к тому, что крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и оказываются в изоляции.

Также причиной низкого социального  статуса в группе могут являться их безынициативность из-за своей  неуверенности в себе. Результатом  безынициативности тревожных детей  является то, что у других детей  появляется стремление доминировать над  ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции  избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в  себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений  со сверстниками появляется состояние  напряженности и тревожности, которые  и создают либо чувство неполноценности  и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко  становится эгоцентричным, отчужденным.

Все это говорит об актуальности исследования взаимосвязи тревожности и социального статуса у детей младшего школьного возраста.

Знание причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и  своевременному проведению коррекционно-развивающей  работы, способствуя снижению тревожности  и формированию адекватного поведения  и статуса в группе сверстников  у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с данной темой были определены цель, гипотеза, объект, предмет, задачи исследования.

Цель исследования: изучение взаимосвязи тревожности с социальным статусом.

Гипотеза исследования предполагает, что существует связь между социальным статусом ребенка в группе и личностными особенностями (тревожностью).

Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и социального статуса у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
  2. Исследовать особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста и установить причины повышенной тревожности.
  3. Провести экспериментальное изучение тревожности и социального статуса. Определить существует ли связь между тревожностью и социальным статусом.

 

Теоретико-методологическую основу исследования составляют современные  идеи, концепции и подходы к  определению тревожности российских авторов (Г.Г. Аракелов, Н.Е., Лысенко, А.В. Петровский, Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С., Макслак, М.С. Неймарк, А.М. Прихожан и др.) и зарубежных (К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм, Салливен и др.). Проблемой страхов у детей младшего школьного возраста занимались учёные (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Боулби, Рэчмен и др.) Много методов и приёмов для снятия тревожности младших школьников разработано у А.М. Прихожан.

Методы  исследования:

    1. Анализ психологической, социологической и социально - психологической литературы
    2. Тестирование
    3. Беседа
    4. Анализ проекционных рисунков детей.

 

 Используемые методики:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса.
  2. Шкала явной тревожности CMAS.
  3. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
  4. Социометрическая методика.

 

Практическая значимость данного  исследования состоит в том, что была эмпирически изучена связь между личностной тревожностью младших школьников и их социальным статусом. Результаты исследования могут быть использованы при работе с коллективом младших школьников, при работе по формированию полноценного, здорового коллектива.

Структура работы выглядит следующим образом: введение, теоретическая глава, эмпирическая глава, заключение, список литературы, приложение.

 

 

ГЛАВА 1.  ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

 

1.1 Исследования тревожности  в отечественной и зарубежной  психологии

 

В психологической литературе, можно  встретить разные определения понятия  тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости  рассматривать его дифференцированно  как ситуативное явление и  как личностную характеристику с  учетом переходного состояния и  его динамики. Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту  личности или темперамента. По определению  Р.С. Немова: “Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях” [17, с. 491.].

А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”[15, с.15.].

По определению А.В. Петровского: “Тревожность склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [24, с. 401.].

Широкое распространение получило в последние годы использование  в психологических исследованиях  дифференцированного определения  двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом.

Современные исследования тревожности  также направлены на различие ситуативной  тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством  личности. А также на разработку методов анализа тревожности, как  результата взаимодействия личности и  ее окружения (А.В. Петровский, 1990).

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. [1, с. 35]

Анализ литературы последних лет  позволяет рассматривать тревожность  с разных точек зрения, допускающих  утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется  в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих  реакций, провоцируемых при воздействии  на человека различными стрессами. Тревожность - как черта личности связана с  генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (Аракелов, 1997) [1, с. 36].

В исследовании уровня притязаний у  подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы занимать самое высокое положение в коллективе, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели (Неймарк, 1963).

Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству. Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность. Однако, ребенок стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию. От неудовлетворения потребности у ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Такое состояние не может не вызвать у ребенка переживания тревоги.

Первоначально тревога обоснована. Она вызвана реальными для  ребенка трудностями, но постоянно  по мере закрепления неадекватности отношения ребенка к себе, своим  возможностям, людям, неадекватность становится устойчивой чертой его отношения  к миру. И тогда недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты становится тревожностью, когда  ребенок будет ждать неприятностей  в любых случаях, объективно для  него отрицательных.

Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.С. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть.

Кроме того, исследования отечественных  психологов показывают, что отрицательные  переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных  инстинктов.

Эти исследования можно рассматривать  как теоретическую базу для понимания  тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни  ребенка, как образования, возникающие  в процессе его деятельности и  общения. Иначе говоря, это явление  социальное, а не биологическое. Проблема тревожности имеет и другой аспект - психофизиологический.

Второе направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии  изучения тех физиологических и  психологических особенностей личности, которые обуславливают степень  данного состояния. Термин "тревога" используется для описания неприятного  по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными  ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической  стороны - активитизации автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы или вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид.

В отличие от тревоги как состояния  тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. Тревожный  человек – это человек постоянно  не уверенный в себе и своих  решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив, мнителен, недоверчив. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза. Но, чтобы она сформировалась, человек должен накопить багаж неудачных, неадекватных способов преодоления состояния тревоги [23, с. 54.].

Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом