Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа
Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время увеличилось
число тревожных детей, отличающихся
повышенным беспокойством, неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью. Возникновение
и закрепление тревожности
Тревожность имеет ярко выраженную
возрастную специфику, обнаруживающуюся
в ее источниках, содержание, формах
проявления компенсации и защиты.
Для каждого возрастного
Тревожность в детском возрасте
является устойчивым личностным образованием,
сохраняющимся на протяжении достаточно
длительного периода времени. Она
имеет собственную
Поступление ребенка в школу
порождает специфические
Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.И. Захаров [9], в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.
Появление тревожности в младшем школьном возрасте приводит к тому, что крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе и оказываются в изоляции.
Также причиной низкого социального
статуса в группе могут являться
их безынициативность из-за своей
неуверенности в себе. Результатом
безынициативности тревожных
Все это говорит об актуальности исследования взаимосвязи тревожности и социального статуса у детей младшего школьного возраста.
Знание причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения и статуса в группе сверстников у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с данной темой были определены цель, гипотеза, объект, предмет, задачи исследования.
Цель исследования: изучение взаимосвязи тревожности с социальным статусом.
Гипотеза исследования предполагает, что существует связь между социальным статусом ребенка в группе и личностными особенностями (тревожностью).
Предмет исследования: взаимосвязь тревожности и социального статуса у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
Теоретико-методологическую
основу исследования составляют современные
идеи, концепции и подходы к
определению тревожности
Методы исследования:
Используемые методики:
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что была эмпирически изучена связь между личностной тревожностью младших школьников и их социальным статусом. Результаты исследования могут быть использованы при работе с коллективом младших школьников, при работе по формированию полноценного, здорового коллектива.
Структура работы выглядит следующим образом: введение, теоретическая глава, эмпирическая глава, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Исследования тревожности в отечественной и зарубежной психологии
В психологической литературе, можно
встретить разные определения понятия
тревожности, хотя большинство исследователей
сходятся в признании необходимости
рассматривать его
А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”[15, с.15.].
По определению А.В. Петровского: “Тревожность склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [24, с. 401.].
Широкое распространение получило
в последние годы использование
в психологических
Современные исследования тревожности также направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности. А также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения (А.В. Петровский, 1990).
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. [1, с. 35]
Анализ литературы последних лет
позволяет рассматривать
В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы занимать самое высокое положение в коллективе, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели (Неймарк, 1963).
Отечественные психологи считают,
что неадекватно высокая
Первоначально тревога обоснована.
Она вызвана реальными для
ребенка трудностями, но постоянно
по мере закрепления неадекватности
отношения ребенка к себе, своим
возможностям, людям, неадекватность становится
устойчивой чертой его отношения
к миру. И тогда недоверчивость,
подозрительность и другие подобные
черты становится тревожностью, когда
ребенок будет ждать
Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.С. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть.
Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов.
Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Проблема тревожности имеет и другой аспект - психофизиологический.
Второе направление в
В отличие от тревоги как состояния
тревожность как черта личности
присуща далеко не каждому. Тревожный
человек – это человек
Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом