Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание

Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 134.40 Кб (Скачать документ)

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации, непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности  контрмер, предпринятых для ее снижения и точности когнитивной оценки ситуации.

 

1.2 Особенности тревожности  у детей младшего школьного  возраста

 

1.2.1 Особенности эмоциональной  сферы в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в  жизни ребенка - его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное  биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных  систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В  основе такой перестройки (ее еще  называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие «новые»  железы внутренней секреции и перестают  действовать «старые». В этот период возрастает подвижность нервных  процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные  особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.

Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической  жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания [5,с. 231.].

Именно в этом возрасте ребенок  впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах  поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная  сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется  характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное  отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего [16, с. 301.].

С другой стороны, поступление в  школу порождает новые, специфические  эмоциональные переживания, т. к. свобода  дошкольного возраста сменяется  зависимостью и подчинением новым  правилам жизни. Ситуация школьной жизни  вводит ребенка в строго нормированный  мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая  условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.

Поступление в школу - это такое  событие в жизни ребенка, в  котором обязательно приходят в  противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит  от самого ребенка, то мотив долженствования  чаще инициируется взрослыми.

Неспособность ребенка соответствовать  новым нормам и требованиям взрослых неизбежно заставляет его сомневаться  и переживать. Поступивший в школу  ребенок становится крайне зависимым  от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических  замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к  изменению самооценки.

Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми  людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие  отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь  обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к  тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают  смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.И. Захаров [9], если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

Таким образом, основными моментами  развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства  становятся всё более сознательными  и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни школьника; возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности школьника. И именно в этом возрасте начинает появляться тревожность.

 

1.2.2 Особенности тревожности  младших школьников

Устойчивая тревожность  и интенсивные постоянные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращений родителей  к психологу. При этом в последние  годы по сравнению с предшествующим периодом количество таких обращений  существенно увеличилось. О возрастании  тревожности и страхов у детей  свидетельствуют и специальные  экспериментальные исследования. По данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и  за рубежом, количество тревожных людей  – вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик  – обычно бывает близко к 15%.

Известно, что смена социальных отношений представляют для ребенка  значительные трудности. Тревожное  состояние, эмоциональная напряженность  связаны главным образом с  отсутствием близких для ребенка  людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни [15, с. 15.].

Такое психическое состояние тревоги  принято определять как генерализованное ощущение неконкретной, неопределенной угрозы. Ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности: ребенок, как правило, не в состоянии объяснить, чего же, в сущности, он опасается.

Тревожность можно разделить на 2 формы: личностная и ситуативная.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [31, с. 425.].

Личности, относимые к категории  высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Можно выделить две большие группы признаков тревоги: первая физиологические  признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая реакции, протекающие в психической сфере.

Чаще всего, соматические признаки проявляются в увеличении частоты  дыхания и сердцебиения, возрастании  общей возбужденности, снижении порогов  чувствительности. К ним также  относится: ком в горле, ощущение тяжести или боль в голове, чувство  жара, слабость в ногах, дрожание рук, боль в животе, холодные и влажные  ладони, неожиданное и не к месту  желание сходить в туалет, чувство  собственной неловкости, неаккуратности, неуклюжести, зуд и многое другое. Эти ощущения объясняют нам, почему ученик, идя к доске, тщательно  трет нос, одергивает костюм, почему мел  дрожит в его руке и падает на пол, почему во время контрольной  кто-то запускает всю пятерню  в волосы, кто-то не может прокашляться, а кто-то настойчиво просится выйти. Нередко это раздражает взрослых, которые даже в таких естественных и невинных проявлениях подчас усматривают  злой умысел.

Психологические и поведенческие  реакции тревоги еще более  разнообразны, причудливы и неожиданны. Тревога, как правило, влечет за собой  затруднение принятия решений, нарушение  координации движений. Иногда напряжение тревожного ожидания так велико, что  человек невольно сам причиняет  себе боль. Отсюда неожиданные удары, падения. Слабовыраженные проявления тревоги как чувство беспокойства, неуверенности в правильности своего поведения, являются неотъемлемой частью эмоциональной жизни любого человека. Дети, как недостаточно подготовленные к преодолению тревожных ситуаций субъекта, часто прибегают к лжи, фантазиям, становятся невнимательными, рассеянными, застенчивыми.

Тревога дезорганизует не только учебную  деятельность, она начинает разрушать  личностные структуры. Конечно, не только тревога служит причиной нарушений  в поведении. Существуют и другие механизмы отклонения в развития личности ребенка. Однако, психологи-консультанты утверждают, что, большая часть проблем, по поводу которых родители к ним  обращаются, большая часть явных  нарушений, препятствующих нормальному  ходу обучения и воспитанию в своей  основе связано с тревожностью ребенка.

Тревожные дети отличаются частыми  проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством  страхов, причем страхи и тревога  возникают в тех ситуациях, в  которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью  и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у  них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в  состоянии. Тревожные дети очень  чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны  отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряженны. Отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера: они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают [10, с. 18.].

Причинами, вызывающими детскую  тревожность, являются:

  1. неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви. Неудовлетворение потребности в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.
  2. Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.
  3. В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно.
  4. Тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.
  5. Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия взрослого с ребенком: превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не “угодить” им, преступить жесткие рамки. Говоря о жестких рамках, имеется в виду ограничения, устанавливаемые педагогом:
  • К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных), в деятельности и т.д.;
  • ограничение детской непоследовательности на занятиях, например, обрывание детей.
  • прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный педагог. Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени, и порождает страх не успеть или сделать неправильно [29, с. 13.].

Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом