Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа
Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.
Таким образом, деятельность человека
в порождающей тревожность
1.2 Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста
1.2.1 Особенности эмоциональной
сферы в младшем школьном
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное
биологическое развитие детского организма
(центральной и вегетативной нервных
систем, костной и мышечной систем,
деятельности внутренних органов). В
основе такой перестройки (ее еще
называют вторым физиологическим кризом)
лежит отчетливый эндокринный сдвиг
- включаются в действие «новые»
железы внутренней секреции и перестают
действовать «старые». В этот период
возрастает подвижность нервных
процессов, процессы возбуждения преобладают,
и это определяет такие характерные
особенности младших
Физиологические трансформации вызывают
большие изменения в
Именно в этом возрасте ребенок
впервые отчетливо начинает осознавать
отношения между ним и
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего [16, с. 301.].
С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.
Поступление в школу - это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
Неспособность ребенка соответствовать новым нормам и требованиям взрослых неизбежно заставляет его сомневаться и переживать. Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки.
Если до школы некоторые индивидуальные
особенности ребенка могли не
мешать его естественному развитию,
принимались и учитывались
Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода: что его посчитают смешным, трусом, обманщиком или слабовольным. Как отмечает А.И. Захаров [9], если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.
Таким образом, основными моментами развития чувств в школьном возрасте заключается в том, что: чувства становятся всё более сознательными и мотивированными; происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и характера деятельности школьника; меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни школьника; возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности школьника. И именно в этом возрасте начинает появляться тревожность.
1.2.2 Особенности тревожности младших школьников
Устойчивая тревожность
и интенсивные постоянные страхи
детей относятся к числу
Известно, что смена социальных
отношений представляют для ребенка
значительные трудности. Тревожное
состояние, эмоциональная напряженность
связаны главным образом с
отсутствием близких для
Такое психическое состояние тревоги принято определять как генерализованное ощущение неконкретной, неопределенной угрозы. Ожидание надвигающейся опасности сочетается с чувством неизвестности: ребенок, как правило, не в состоянии объяснить, чего же, в сущности, он опасается.
Тревожность можно разделить на 2 формы: личностная и ситуативная.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [31, с. 425.].
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Можно выделить две большие группы
признаков тревоги: первая физиологические
признаки, протекающие на уровне соматических
симптомов и ощущений; вторая реакции,
протекающие в психической
Чаще всего, соматические признаки проявляются в увеличении частоты дыхания и сердцебиения, возрастании общей возбужденности, снижении порогов чувствительности. К ним также относится: ком в горле, ощущение тяжести или боль в голове, чувство жара, слабость в ногах, дрожание рук, боль в животе, холодные и влажные ладони, неожиданное и не к месту желание сходить в туалет, чувство собственной неловкости, неаккуратности, неуклюжести, зуд и многое другое. Эти ощущения объясняют нам, почему ученик, идя к доске, тщательно трет нос, одергивает костюм, почему мел дрожит в его руке и падает на пол, почему во время контрольной кто-то запускает всю пятерню в волосы, кто-то не может прокашляться, а кто-то настойчиво просится выйти. Нередко это раздражает взрослых, которые даже в таких естественных и невинных проявлениях подчас усматривают злой умысел.
Психологические и поведенческие
реакции тревоги еще более
разнообразны, причудливы и неожиданны.
Тревога, как правило, влечет за собой
затруднение принятия решений, нарушение
координации движений. Иногда напряжение
тревожного ожидания так велико, что
человек невольно сам причиняет
себе боль. Отсюда неожиданные удары,
падения. Слабовыраженные проявления
тревоги как чувство
Тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Конечно, не только тревога служит причиной нарушений в поведении. Существуют и другие механизмы отклонения в развития личности ребенка. Однако, психологи-консультанты утверждают, что, большая часть проблем, по поводу которых родители к ним обращаются, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитанию в своей основе связано с тревожностью ребенка.
Тревожные дети отличаются частыми
проявлениями беспокойства и тревоги,
а также большим количеством
страхов, причем страхи и тревога
возникают в тех ситуациях, в
которых ребенку, казалось бы, ничего
не грозит. Тревожные дети отличаются
особой чувствительностью, мнительностью
и впечатлительностью. Также дети
нередко характеризуются низкой
самооценкой, в связи, с чем у
них возникает ожидание неблагополучия
со стороны окружающих. Это характерно
для тех детей, чьи родители ставят
перед ними непосильные задачи, требуя
того, что дети выполнить не в
состоянии. Тревожные дети очень
чувствительны к своим
Причинами, вызывающими детскую тревожность, являются:
Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом