Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа
Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.
Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения “стресса” (В.В. Суворова, В.С. Мерлин). И по силе стресс и тревожность состояния разные. Тревожность, как состояние - это ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей [6, с. 43.].
И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности. Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу. Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов (Павлова И.П., Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина) [7, с. 126.].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в исследованиях российских ученых проявлениями тревожности являются эмоциональные переживания, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами за рубежом. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Основатель психоанализа З. Фрейд [32] утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности [32, с. 57-104.].
В индивидуальной психологии А. Адлер
предлагает новый взгляд на происхождение
неврозов. По мнению Адлера, в основе
невроза лежат такие механизмы,
как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей,
а также стремление к определенной
позиции в группе людей, которую
индивид в силу каких-либо индивидуальных
особенностей или социальных условий
не мог добиться, то есть отчетливо
видно, что в основе невроза лежат
ситуации, в которых человек в
силу тех или иных обстоятельств,
в той или иной мере испытывает
чувство тревоги. Чувство неполноценности
может возникнуть от субъективного
ощущения физической слабости или каких-либо
недостатков организма, либо от тех
психических свойств и качеств
личности, которые мешают удовлетворить
потребность в общении. Потребность
в общении это есть в то же время
потребность принадлежать к группе.
Чувство неполноценности, неспособности
к чему-либо доставляет человеку определенные
страдания, и он пытается избавиться
от него либо путем компенсации, либо
капитуляцией, отказом от желаний. Уже
к 4-5 годам у ребенка может
Таким образом, у Адлера в основе
в основе неврозов и тревожности
лежит противоречие между “хотеть”
(воли к могуществу) и “мочь” (неполноценность),
вытекающие из стремления к превосходству.
В зависимости от того, как разрешается
это противоречие, идет все дальнейшее
развитие личности. Недостатком его
концепции является не сделанное
различие между беспокойством
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений [33, с. 86]
Хорни насчитывает 11 невротических потребностей: 1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным. 2. Невротическая потребность в “партнере”, который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве. 3. Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным. 4. Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения. 5. Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них. 6. Потребность в социальном признании или престиже. 7. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя. 8. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других. 9. Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться. 10. Невротическая потребность в любви. 11. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости [34, с. 33-48.].
К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления. В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится “центральной потребностью” и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные “динамизмы”, которые являются способом избавления от страха и тревоги.
Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм (Фромм, 1990). Он считает, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма [3, с. 203.].
Массер, Корнер и Каган не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызвать у ребенка страх. Тревога или беспокойство это ожидание того, что может вызвать страх. При помощи тревоги ребенок может избежать страха [14, с. 341.].
Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько источников тревоги, которые в своих работах выделяют авторы:
1. Тревога из-за потенциального
физического вреда. Этот вид
беспокойства возникает в
2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
3. Тревога может быть вызвана
чувством вины, которая обычно
проявляется не ранее 4-х лет.
У более старших детей чувство
вины характеризуется
4. Тревога из-за неспособности
овладеть средой. Она происходит,
если человек чувствует, что
не может справиться с
5. Тревога может возникнуть и
в состоянии фрустрации. Фрустрация
определяется как переживание,
возникающее при наличии
6. Тревога свойственна каждому
человеку в той или иной
степени. Незначительная
7. В возникновении тревоги
Т.е. Массер, Корнер и Каган с одной стороны, рассматривают тревогу как врожденную реакцию на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны ставят степень тревожности человека в зависимость от степени интенсивности обстоятельств (стимулов), вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой.
Таким образом, в понимании природы
тревожности у разных авторов
можно проследить два подхода
понимание тревожности как
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [6, с. 68.].
Определенный уровень
Проявления тревожности в
Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Ситуативно-изменчивые проявления тревожности
именуют ситуативными, а особенность
личности проявляющей такого рода тревожность,
обозначают как «ситуационная тревожность»
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [27, с. 234].
Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [17, с. 415.].
Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом