Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание

Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 134.40 Кб (Скачать документ)

Дисциплинарные меры, применяемые  таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным  оценкам, наказаниям. Непоследовательный учитель вызывает тревожность ребенка  тем, что не дает ему возможности  прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований учителя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность  влекут за собой растерянность у  ребенка, невозможность решить, как  ему следует поступать в том  или ином случае. Педагогу также  необходимо знать ситуации, которые  могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию неприятия  со стороны значимого взрослого  или со стороны сверстников; ребенок  считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой. Заслужить  любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

  1. Тревожность возникает в ситуации соперничества, конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
  2. Тревожность возникает в ситуации повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть ли отверженным. В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический отказ от ответов на занятиях, отказ от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а также молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно [23, с. 103.].

Можно согласиться с выводом  А.М. Прихожан, о том, что тревожность  в детском возрасте является устойчивым личностям образованием, сохраняющимся  на протяжении достаточно длительного  периода времени. Она имеет собственную  побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении  с преобладанием в последних  компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое  образование, тревожность характеризуется  сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты  при доминировании эмоционального…  является производной широкого круга семейных нарушений [21, с. 67.].

Кочубей Б., Новикова Е. [13] рассматривают тревожность в связи с половозрастными особенностями.

Считают, что в дошкольном и младшим  школьном возрастах мальчики более  тревожны, чем девочки. У них чаще встречаются тики, заикания, энурез. В этом возрасте они более чувствительны к действию неблагоприятных психологических факторов, что облегчает почву для формирования различных типов неврозов. В 9-11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается. Оказалось, что по содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, чем значительнее эта разница. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми; их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними. В 11-12 лет девочки часто опасаются всяких фантастических страшилищ, мертвецов, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Эти ситуации получили название архаические, потому что они пугали еще наших далеких предков, древних людей: темнота, гроза, пожар, высота. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы. Возраст человека отражает не только уровень его физиологической зрелости, но и характер связи с окружающей реальностью, особенности внутреннего уровня, специфику переживания. Школьная пора важнейший этап в жизни человека, в течении которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется характер тревожных переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу возрастает больше чем в два раза. По мнению многих психологов, уровень тревожности начинает резко повышаться после 11 лет, достигая апогея к 20 годам, а к 30 постепенно снижается. Чем старше становится ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. [13, с. 34-41.].

Возраст человека отражает не только уровень физической зрелости, но и  характер связей с окружающим миром, особенности переживаний. Меняется и характер тревожных переживаний.

Ведущий страх в младшем школьном возрасте - страх "быть не тем", о  ком хорошо говорят, кого уважают, ценят  и понимают. Другими словами, это  страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь это школа, среда сверстников  или семья. Конкретными формами  страха быть "не тем" являются страхи не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей  социальной активности, об упрочнении чувства ответственности, долга  обязанности, т.е. обо всем том, что  объединено в понятии "совесть", которая является центральным психологическим  образованием данного возраста, они  вздрагивают, на лице у них испуг, дети теряют как бы самоконтроль, способность  думать и говорить.

Причиной возникновения тревоги  всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим  собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание  противоречит другому, одна потребность  мешает другой. Наиболее частыми причинами  такого внутреннего конфликта являются:

  • ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого;
  • несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот;
  • противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности [25, с. 94.].

Таким образом, противоречивые внутренние состояния души ребенка могут  быть вызваны:

1. противоречивыми требованиями  к нему, исходящими из разных  источников (или даже из одного  источника: бывает, что родители  противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и  тоже);

2. неадекватными требованиями, несоответствующими  возможностям и стремлениям ребенка; 

3. негативными требованиями, которые  ставят ребенка в униженное  зависимое положение. 

Во всех случаях возникают утрата прочных ориентиров в жизни, неуверенность  в окружающем мире.

Вступая на порог новой жизни, школьной жизни ребенок сталкивается с  появлением нового страха. Существует даже термин "школьная фобия", что  подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей страх перед  посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько  о страхе ухода из дома, разлуки  с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто  болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители сами боятся школы  и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют  проблемы начала обучения, выполняют  вместо детей задания, а также  излишне контролируют их.

Как правило, не испытывают страха перед  посещением школы уверенные в  себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится  с проблемами обучения и наладить отношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о гипертрофированном уровне притязаний, о детях, не приобрели  до школы необходимого опыта общения  со сверстниками, чрезмерно привязаны  к матери и недостаточно уверены  в себе. В этом случае они также  боятся не оправдать ожидания родителей, испытывают трудности адаптации  в школьном коллективе и страх  перед учителем.

Помимо боязни идти в школу, нередко  возникает страх опросов. В основе этого страха лежит боязнь сделать  ошибку, совершить глупость, оконфузиться, быть осмеянным. Как правило, бояться отвечать на вопросы тревожные, боязливые дети. Больше всего бояться отвечать у доски. Доска для них - это своего рода лобное место. Именно у доски в полной мере проявляется беззащитность некоторых детей, их незащищенность: на обращенный к ним вопрос боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков и особенно для тех для них, кто перешел в другую школу, где уже произошло "распределение сил" внутри класса.

У младших подростков чаще вызывают тревогу ситуации оценки, проверки: ответ у доски, контрольная  работа, публичное выступление.

Часто тревожность усиливается  под влиянием переутомления. К сожалению, режим школьной жизни, структура  учебного года сами по себе способствуют переутомлению, особенно физически  ослабленных или эмоционально неустойчивых детей. У школьников, получающих домашнее задание на понедельник, отличает от своих более счастливых ровесников, имеющих возможность полноценно отдохнуть в воскресенье, повышенная раздражительность, конфликтность, тревожность. И экзамены - сильнейший стресс для  подавляющего большинства учащихся.

В разные годы наиболее значимым для  школьников оказывается отношение  разных людей. Младшие школьники, особенно первоклассники, в первую очередь  стремятся к симпатии учителей, ради этого они готовы учится отлично. Если же учитель ставит плохие оценки, значит, по мнению младшего школьника, "он меня не любит".

Уровень тревожности младших школьников очень сильно зависит от того, насколько  гармонично удается сочетать в своем  сознании требования двух чрезвычайно  значимых для них общностей, членами  которых вдруг оказываются одновременно: семьи (к ее требованиям уже давно  привыкли) и школы (установленные  ей требования не очень известны, но очень важны). Если семья выпускает их "в свет", а школа принимает их такими, каковы они есть, то эмоциональных проблем не возникает [18, с. 189.].

Однако не всегда так происходит. Либо родители не отпускают ребенка  от себя: на словах-то ратуют за учебу, но, по существу, "держат" его возле  себя, поскольку без него не могут  справиться со своими личными или  супружескими проблемами. Либо школа  не помогает ученику приспособиться к новой жизни: учитель требует  от него, чтобы он был как все, но, когда это ребенку не удается, противопоставляет его одноклассникам. В этом случае у младшего школьника  могут возникнуть серьезные эмоциональные  нарушения. Это школьный невроз. Проявляется  он чаще всего в якобы беспричинных заболеваниях желудка, повышении температуры, головных болях и т.д.; или в  бурных реакциях протеста против школы - скандалах, истериках, агрессии; или  даже в детской депрессии - подавленном  настроении, слезливости, мыслях о смерти. Острее всего реагируют дети с  небогатым опытом отношений со сверстниками.

Еще одна важная причина повышения  тревожности младших школьников недостаточный уровень физиологической  и интеллектуальной зрелости, который  наблюдается у многих детей и  в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает  с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время  и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности  детей более или менее уравняются - если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к  учебе и школе.

Тот, кто сегодня отстает при  нивелировке оказывается в тупике, а тот, кто легко учится, на "отлично", может заболеть "звездной болезнью", что нередко заканчивается катастрофой - неспособностью переносить неудачи  и бурной вспышкой тревожности в  ответ на первый промах.

Иногда для ребенка значим лишь источник предъявляемых ему высоких  требований, но не их содержание, не их направленность: он, например, старается  учиться изо всех сил, чтобы не огорчать без конца маму, хотя самому отметки безразличны.

В других случаях сами эти завышенные требования усваиваются ребенком, превращаются в его собственные требования к себе, которые действуют даже при ослаблении внешнего давления. Однако в его сознании при этом образуется противоречивый комплекс: на одном полюсе "должен", а  на другом "а вдруг не смогу?" или отчаяние "наверняка не смогу!". Отсюда панический страх получить четверку у некоторых детей, воспитанных  по принципу "учеба превыше всего". Когда этот страх овладел ребенком, то заверения родителей, что "4" и "3" не так уж страшны, не помогают. Ведь образ-Я - отличник" становится частью представлений школьника о себе...

Ценить ребенка исключительно  по его достижениям (в школе, в  секции) - значит обречь его на постоянный внутренний конфликт. Никакие достижения не являются абсолютными, всегда рядом  может найтись другой, кто достигнет большего [22, с. 54.].

Освобождение от тревожности возможно, если взрослые поймут: любой ребенок  заслуживает любви и уважения; ценность человека в нем самом , прежде всего в его моральных качествах, а не в наградах, оценках и других условных знаках благополучия.

Тревогу у детей вызывает эмоциональное отторжение именно от близкого человека. Корень детской  тревожности - не открытое пренебрежение  интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам не знает за что. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки), но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.

Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом