Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа
Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.
Вместе с тем именно педагог в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса “изолированного” члена группы. Линия повеления учителя в каждом конкретном случае должна строится сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразие личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе. Наиболее общие рекомендации состоят в следующем:
1) вовлечение изолированного в интересную деятельность;
2) помощь в достижение успеха
в той деятельности, от которой
прежде всего зависит
3) преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, обидчивость), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;
4) у некоторых детей
5) использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка [12, с. 106.].
Для установления дружеских отношений
со сверстниками большое значение имеет
наличие у ребенка таких
Повышенный уровень
Возникает внутренний конфликт - это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: «Надо помочь другу в беде, потому что он прав». В сознании повелительный стимул - «надо», а из неосознаваемого установка: «не надо, опасно» - и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию [8, с. 126.].
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека - а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности [8, с. 129.].
Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные.
Также причиной непопулярности является
их безынициативность из-за своей
неуверенности в себе, следовательно,
эти дети не всегда могут быть лидерами
в межличностных
Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению [28, с. 91.]
Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости [20.с.133].
Таким образом, умение ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон являются основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками. Выдвинутое предположение о том, что тревожность ребенка влияет на социальный статус ребенка в группе, мы решили экспериментально проверить.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ
2.1 Методы исследования
Эксперимент проводился на базе 2 «б» класса, школы № 167 г. Казань. В эксперименте принимали участие 26 детей 8 - 9 лет.
Для определения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста использовались:
3. Социометрическая методика.
Тест школьной тревожности Филлипса.
Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест проводился методом беседы индивидуально с каждым ребенком. Давалась такая инструкция: «Ты не против, если мы с тобой немного поговорим?». Сперва велась беседа-знакомство: «Нравится ли тебе учиться в школе? Какие предметы нравятся больше?...и т.д.». Вопросы, задаваемые ребенку, приведены в Приложении № 1.
При обработке результатов, выделялись вопросы, ответы на которые не совпадали с ключом теста, затем эти ответы подсчитывались. Если число несовпадений больше 50%-говорилось о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов теста- о высокой тревожности. Вопросы также сгруппированы по 8 факторам тревожности, позволяющее анализировать эмоциональное состояние школьника, связанное наличием тех или иных тревожных факторов и их количеством. Таблица соответствия синдромов и номеров вопроса,а также ключ теста также приведены в Приложении №1
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
Тест «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан)
Шкала явной тревожности
Таблица 1 - Характеристика уровней тревожности
Характеристика |
Примечание |
Состояние тревожности испытуемому не свойственно |
Подобное «спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера |
Нормальный уровень тревожности |
Необходим для адаптации и продуктивной деятельности |
Несколько повышенная тревожность |
Часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни |
Явно повышенная тревожность |
Обычно носит генерализованный характер |
Очень высокая тревожность |
Группа риска |
Социометрическая методика.(Я.
Социометрический тест предназначается для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между учениками класса.
Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществляется следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) фиксируются выборы детей. Потом осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком и взаимные выборы, которые подсчитываются и записываются.
Далее результаты экспериментов оформляются графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.
Следующий этап работы – определение
диагностических показателей
а) социометрический статус ребенка
в системе межличностных
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «звезды» - 5 и более выборов, 2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора, 4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются
благоприятными. Исходя из этого,
мы можем знать, насколько
Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом