Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание

Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 134.40 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем именно педагог  в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может  сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести  ученика из статуса “изолированного” члена группы. Линия повеления  учителя в каждом конкретном случае должна строится сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся  ситуации, своеобразие личностных характеристик  самого ребенка, уровня развития межличностных  отношений в классе. Наиболее общие  рекомендации состоят в следующем:

1) вовлечение изолированного в  интересную деятельность;

2) помощь в достижение успеха  в той деятельности, от которой  прежде всего зависит положение  ребенка; 

3) преодоление аффективности ребенка (вспыльчивость, обидчивость), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

4) у некоторых детей рекомендуется  вырабатывать уверенность в себе, отсутствие которой делает их  слишком застенчивыми;

5) использование косвенных мер:  например, предложить авторитетным  сверстникам поддерживать робкого ребенка [12, с. 106.].

Для установления дружеских отношений  со сверстниками большое значение имеет  наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность  в себе, инициативность. Их основой  является позитивная самооценка. В  младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка, как в отношении своих  учебных способностей, так и общих  возможностей. Конечно, наиболее благополучный  вариант, когда самооценка является достаточной высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенка своих способностей и наличие возможности для их реализации. Способность делать лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или в случае неудачи, напротив, чувство неполноценности. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носит самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.

Повышенный уровень тревожности  у ребенка может свидетельствовать  о его недостаточной эмоциональной  приспособленности к тем или  иным социальным ситуациям. У детей  с данным уровнем тревожности  формируется установочное отношение  к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает  общую установку на неуверенность  в себе. Ребенок боится совершить  ошибку, в нем нет уверенности  цельного человека. Неуверенность в  себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили  ребенку, что он - «гадкий утенок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый - безобразным. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

Возникает внутренний конфликт - это  столкновение позиций сознания и  установок в неосознаваемой сфере  психики. Так, к примеру, у ребенка  сложился осознаваемый принцип: «Надо  помочь другу в беде, потому что  он прав». В сознании повелительный  стимул - «надо», а из неосознаваемого  установка: «не надо, опасно» - и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом звучит внушенная отцом установка: «товарища надо выручать из беды любой ценой». Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию [8, с. 126.].

Тревожность окрашивает в мрачные  тона отношение к себе, другим людям  и действительности. Ребенок уже  не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный  ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном  и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников  в коридоре школы говорят о  своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая  чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для  тревожного человека - а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности [8, с. 129.].

Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут  не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются  в изоляции, они чаще входят в  число наименее популярных, так как  очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные.

Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей  неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности  тревожных детей является то, что  у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет  к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, фальшивить и обманывать [16, с. 191.].

Это плохо в обоих случаях, так  как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению [28, с. 91.]

Личность с повышенным уровнем  тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка. Типичным проявлением  заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых  разных жизненных ситуациях, в том  числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Очевидно, что дети, имеющие такую  самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое  выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости [20.с.133].

Таким образом, умение ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон являются основанием для формирования самостоятельности, уверенности в  себе, личностной независимости, что  позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками. Выдвинутое предположение о том, что тревожность  ребенка влияет на социальный статус ребенка в группе, мы решили экспериментально проверить.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КЛАССЕ

 

2.1 Методы исследования

 

Эксперимент проводился на базе 2 «б»  класса, школы № 167 г. Казань. В эксперименте принимали участие 26 детей 8 - 9 лет.

Для определения уровня тревожности  у детей младшего школьного возраста использовались:

  1. Тест школьной тревожности Филлипса.
  2. Шкала явной тревожности CMAS.

3. Социометрическая методика.

 

Тест школьной тревожности  Филлипса.

Цель методики состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест проводился методом беседы индивидуально с каждым ребенком. Давалась такая инструкция: «Ты не против, если мы с тобой немного поговорим?». Сперва велась беседа-знакомство: «Нравится ли тебе учиться в школе? Какие предметы нравятся больше?...и т.д.». Вопросы, задаваемые ребенку, приведены в Приложении № 1.

 

При обработке результатов, выделялись вопросы, ответы на которые не совпадали  с ключом теста, затем эти ответы подсчитывались. Если число несовпадений больше 50%-говорилось о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов теста- о высокой тревожности. Вопросы также сгруппированы по 8 факторам тревожности, позволяющее анализировать эмоциональное состояние школьника, связанное наличием тех или иных тревожных факторов и их количеством. Таблица соответствия синдромов и номеров вопроса,а также ключ теста также приведены в Приложении №1

 

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Тест «Шкала явной тревожности  CMAS» (адаптация А.М.Прихожан)

Шкала явной тревожности предназначена  для выявления тревожности как  относительно устойчивого образования  у детей 8-12 лет. Тест проводился методом группового тестирования. Время на выполнение теста-25 минут. Давалась такая инструкция: «Ребята, сейчас я вам раздам листочки,там напечатаны различные предложения. Внимательно прочтите каждеи решите,можете ли вы отнести его к себе,правильно ли оно описывает вас, ваше поведение, ваши чувства. Есди да, то поставбте галочку в колонке ВЕРНО-вот она, а если нет-то в колонке НЕВЕРНО-во она. Не думайте очень долго. Не пропускайте предложения. Если никак не можете решить с ответом,то выбирайте то,что как вам кажется случается чаще. Нельзя давать сразу два ответа на один вопрос. Давайте потренируемся на других предложениях: например, « я мальчик» теперь подумайте,кто будет ставить галочку в колонке верно,а кто –в колонке неверно. Вам все понятно ребята? Готовы?». Полученные результаты были обработаны по субшкале «социальной желательности» и субшкале тревожности. Они сверялись с ключами и высчитывались «сырые» баллы. Затем оценка была переведена в шкальную в соответствии таблицей перевода «сырых» баллов а стены, где данные каждого испытуемого сопоставлялись с нормативными показателями группы детей соответствующего пола и возраста. На соновании полученной шкальной оценки делался выод об уровне тревожности испытуемого.

 

Таблица 1 - Характеристика уровней  тревожности

Характеристика 

Примечание

Состояние тревожности испытуемому  не свойственно

Подобное «спокойствие» может  иметь и не иметь защитного  характера

Нормальный уровень тревожности

Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

Несколько повышенная тревожность

Часто бывает связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

Явно повышенная тревожность

Обычно носит генерализованный характер

Очень высокая тревожность

Группа риска


 

Социометрическая методика.(Я.Л.Морено)

Социометрический тест предназначается  для диагностики эмоциональных  связей, т.е. взаимных симпатий между учениками класса.

Обработка результатов социометрического  изучения детской группы осуществляется следующим образом: в заготовленной  социометрической таблице (матрице) фиксируются  выборы детей. Потом осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком и взаимные выборы, которые  подсчитываются и записываются.

Далее результаты экспериментов оформляются  графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

Следующий этап работы – определение  диагностических показателей социометрического  исследования и их интерпретация. В  качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка  в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого  к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды» - 5 и более выборов, 2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора, 4 – «не  принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются  благоприятными. Исходя из этого,  мы можем знать, насколько благоприятен  статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок  желанен в системе межличностных  отношений, испытывают ли к  нему дети симпатию или нет.  В зависимости от этого можно  говорить об эмоциональном климате  группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом