Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа

Описание

Тревожность в детском возрасте является устойчивым личностным образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 134.40 Кб (Скачать документ)

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в  группе детей с неблагоприятным  статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе  межличностных отношений, их неудовлетворенность  в общении, признании сверстниками;

в) коэффициент взаимности выражает характер отношений, существующий в  группе. Он может быть показателем  действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать  о фактической разобщенности  группы на отдельные группировки.

г) коэффициент удовлетворенности  взаимоотношениями.

д) индекс изолированности (ИИ).

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее  благополучной, если ИИ = 15-25%.

Инструкция проводилась следующим  образом: « Ребята, сейчас я раздам вам листочки с именами ваших  одноклассников. Давайте представим, что вам можно пригласить на день рождения 5 человек из вашего класса. Вы выбираете, кого хотите пригласить первым отмечаете его плюсиком, потом представляете, что оказывается, он заболел, кого бы вы тогда пригласили? А он оказывается уехал в другой город, кого бы тогда вы пригласили? И так до тех пор, пока не выберете 5 человек. Затем вам нужно выбрать 5 человек, кого бы вы не пригласили к себе на день рождения. Сначала выбираете одного, кого бы вы точно не пригласили- ставите минус рядом с его именем, затем выбираете второго, кого бы вы тоже не пригласили к себе и т.д. пока не выберете 5 человек». Данные социометрической методики приведены в Приложении № 2.

 

2.2 Результаты обработки  и интерпретации экспериментальных  данных

 

Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности  у детей младшего школьного возраста и установление причин.

В эксперименте участвовали учащиеся 2 «б» класса школы № 167 в количестве 26 человек. Из них: девочек – 15, мальчиков – 11. Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использован тест «Шкала явной тревожности CMAS» и “Тест школьной тревожности Филлипса”.

Для подтверждения тревожности детей данной группы был  проведен тест «Шкала явной тревожности CMAS».

Таблица 2 - Характеристика уровней тревожности детей 2 «б» класса

Характеристика 

Девочки

( чел)

%

Мальчики 

( чел)

%

Состояние тревожности испытуемому  не свойственно

-

 

-

 

Нормальный уровень тревожности

3

11,4 %

5

19%

Несколько повышенная тревожность

5

19%

2

7,6%

Явно повышенная тревожность

5

19%

1

3,8%

Очень высокая тревожность

2

7,6%

3

11,4%


 

Рис. 1 - Характеристика уровней тревожности детей 2 «б» класса

 

Также была выявлена группа детей, имеющая явно повышенную и очень высокую тревожность.

 

Таблица 3 - Группа детей с повышенным и высоким уровнем тревожности

Класс

Явно повышенная тревожность

Очень высокая тревожность

2 «б»

Оля Т., Павел С., Ксения Я., Антон Б., Аня Б., Кристина Х.

Даша С., Рома Н., Илья П., Даша Г., Коля А.


 

Таким образом, мы можем говорить о  том, что в данных классах, большинство  детей имеет высокий уровень  тревожности.

Для подтверждения тревожности  и выявления основных видов тревожности был проведен “Тест школьной тревожности Филлипса”.

По результатам опроса выявлено, что в 2 «б» у 45,6 % (12 детей) общая тревожность повышенная, у 54,4% (14 детей) – нормальная.

 

Таблица 4 - Показатели тревожности детей 2 «б» класса

№№

Факторы тревожности

Средний показатель в процентах

1

Общая тревожность в школе

50,6%

2

Переживания социального стресса

36,4 %

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

38,7 %

4

Страх самовыражения

59,9 %

5

Страх ситуации проверки знаний

72,7%

6

Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих

67,2 %

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

33,3 %

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

44, 04 %

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

37,95 %

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

48,3 %


 

Анализируя результат данного исследования, стало явно, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказался страх ситуации проверки знаний - 72,7%, страх не соответствовать ожиданиям окружающих - 67,2 %, страх самовыражения -59,9 %.

Сопоставляя полученные результаты тестов, можно сделать вывод, что проявление повышенной тревожности свойственно одним и тем же детям. Поэтому было сделано предложение о том, что причина возникновения тревожности в данной группе является нарушения в системе взаимодействия “ребенок-ребенок”. Для подтверждения выдвинутого предположения было проведено социометрическое исследование в каждой группе.

В результате проведенного социометрического  исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с целью  изучения межличностных отношений были определены следующие диагностические показатели в каждом классе. В 2 «б» следующие показатели:

Статусные категории каждого ребенка. В итоге: «звезды» - 12 человек (45,6 %), «предпочитаемые» - 4 человека (15,2 %), «принятые» - 5 человек (19,6 %) и «не принятые» - 5 человек (19,6 %).

 

Таблица 6 - Статусные категории  детей

«звезды»

«предпочитаемые»

«принятые»

«не принятые»

Эля А.

Саша Г.

Артем К.

Сергей М.,

Маша П.

Даша Р.

Павел С.,

Оля Т.,

Лена Т.,

Маша Ш,

Ксения Я.,

Мария Ш.

Кристина Б.

Аня Б.,

Артур М.,

Даша С.

Даша Д.,

Саша К.,

Рома Н.,

Кристина Х.,

Максим Т.

Коля А.

Даша Г.

Никита Г.

Антон Б.

Илья П.


 

Рис. 2 - Социальный статус в 2 «б» классе

 

Рис. 3 - Статусное положение в группе девочек и мальчиков в 2 «б» классе

Таблица 7 - Статусное  положение детей с различным уровнем тревожности в 2 «б» классе

Уровень тревожности

Количество детей, имеющих статус

I

II

III

IV

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Высокий уровень

Очень высокая тревожность 

0

 

1

3,8 %

1

3,8 %

3

11,4 %

Явно повышенная тревожность 

3

11,4 %

1

3,8 %

1

3,8 %

1

3,8 %

Средний уровень

Несколько повышенная тревожность

4

15,2 %

1

3,8 %

2

7,6 %

0

 

Низкий уровень

Нормальный уровень тревожности 

5

19 %

1

3,8 %

1

3,8 %

1

3,8 %


 

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка 2 «б» с присущим ему уровнем тревожности, были получены следующие результаты: из общего количества детей I статуса («звезды») 19% детей имеют низкий уровень тревожности и 15,2 % - средний уровень тревожности, 11,4 % - высокий уровень; из всех детей группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые») 3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности и 3,8 % имеют средний уровень тревожности, 7,6 % имеют высокий уровень тревожности; из всех детей III статуса («принятые») 7,6 % детей имеют высокий уровень тревожности, 7,6 % детей имеют средний уровень тревожности и 3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности; из всех детей, находящихся в IV статусе («не принятые»), имеют высокий уровень тревожности – 15,2 %, низкий уровень – 3,8 %.

 

Таким образом, в результате проведенного исследования было установлено:

1. Дети с ярко выраженной тревожностью  могут занимать любое статусное  место, т.е. могут иметь любое  количество выборов как положительных,  так и отрицательных. 

  1. Существует зависимость между социальным статусом ребенка и его эмоциональным благополучием. Дети с низким социальным статусом имеют множественные проявления эмоционального неблагополучия.

Таким образом, было выявлено, что взаимосвязи между тревожностью и социальным статусом не существует.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997 - № 2 с. 34-38.
  2. Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. 1990 - № 2 с. 23.
  3. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б. Хавина Э.: Изд-во “КСП” 1996.- 243 с.
  4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993 - №1 с. 104-113.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968.- 345 с.
  6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. – 197 с.
  7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  8. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
  9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. –224 с.
  10. Козлова Е.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997 с. 16-20.
  11. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
  12. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
  13. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. 1990 - №6 с. 34-41.
  14. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб, 1997.- 688 с.
  15. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. 1988. - № 2 с. 15.
  16. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985. - 325 с.
  17. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  18. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996. – 286 с.
  19. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. М., 1987. - 350 с.
  20. Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Минск, 1997. – 212 с.
  21. Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте. М., - 1996. - 204 с.
  22. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994. - 191 с.
  23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - Москва-Воронеж. 2000.- 297 с.
  24. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  25. Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
  26. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: 1987. - 243 с.
  27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996.- 529 с.
  28. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970. - 258 с.
  29. Савина Е. Тревожные дети // Дошкольное воспитание .1996 - № 4 с. 11-14
  30. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., - 1966. - 210 с.
  31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Изд-во Феникс. 1996.- 736 с.
  32. Фрейд З. Психология бессознательного. М.; 1989.- 540 с.
  33. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. СПб: Лань, 1997.- 240 с.
  34. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. / Бурменской М.: Прогресс.- 1993. – 198 с.
  35. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995.- 544 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

 

Текст опросника. Тест школьной тревожности Филипса

 

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Информация о работе Проявление тревожности у младших школьников с разным социальным статусом