б) уровень благополучия взаимоотношений
(УБВ).
Если большинство детей группы
оказывается в благоприятных (1 и
2) статусных категориях, УБВ определяется
как высокий, при одинаковом соотношении
- как средний, при преобладании в
группе детей с неблагоприятным
статусом - как низкий, означающий неблагополучие
большинства детей в системе
межличностных отношений, их неудовлетворенность
в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности выражает
характер отношений, существующий в
группе. Он может быть показателем
действительной сплоченности, привязанности,
дружбы детей, но может свидетельствовать
о фактической разобщенности
группы на отдельные группировки.
г) коэффициент удовлетворенности
взаимоотношениями.
д) индекс изолированности (ИИ).
Группу можно считать благополучной,
если в ней нет изолированных,
или их число достигает 5-6%, менее
благополучной, если ИИ = 15-25%.
Инструкция проводилась следующим
образом: « Ребята, сейчас я раздам
вам листочки с именами ваших
одноклассников. Давайте представим,
что вам можно пригласить на день рождения
5 человек из вашего класса. Вы выбираете,
кого хотите пригласить первым отмечаете
его плюсиком, потом представляете, что
оказывается, он заболел, кого бы вы тогда
пригласили? А он оказывается уехал в другой
город, кого бы тогда вы пригласили? И так
до тех пор, пока не выберете 5 человек.
Затем вам нужно выбрать 5 человек, кого
бы вы не пригласили к себе на день рождения.
Сначала выбираете одного, кого бы вы точно
не пригласили- ставите минус рядом с его
именем, затем выбираете второго, кого
бы вы тоже не пригласили к себе и т.д. пока
не выберете 5 человек». Данные социометрической
методики приведены в Приложении № 2.
2.2 Результаты обработки
и интерпретации экспериментальных
данных
Целью данного этапа экспериментального
исследования является выявление тревожности
у детей младшего школьного возраста
и установление причин.
В эксперименте участвовали учащиеся
2 «б» класса школы № 167 в количестве 26
человек. Из них: девочек – 15, мальчиков
– 11. Для выявления детей с ярко выраженной
тревожностью были использован тест «Шкала
явной тревожности CMAS» и “Тест школьной
тревожности Филлипса”.
Для подтверждения тревожности детей
данной группы был проведен тест «Шкала
явной тревожности CMAS».
Таблица 2 - Характеристика уровней тревожности
детей 2 «б» класса
Характеристика |
Девочки
( чел) |
% |
Мальчики
( чел) |
% |
Состояние тревожности испытуемому
не свойственно |
- |
|
- |
|
Нормальный уровень тревожности |
3 |
11,4 % |
5 |
19% |
Несколько повышенная тревожность |
5 |
19% |
2 |
7,6% |
Явно повышенная тревожность |
5 |
19% |
1 |
3,8% |
Очень высокая тревожность |
2 |
7,6% |
3 |
11,4% |
Рис. 1 - Характеристика уровней тревожности
детей 2 «б» класса
Также была выявлена группа детей, имеющая
явно повышенную и очень высокую тревожность.
Таблица 3 - Группа детей с повышенным
и высоким уровнем тревожности
Класс |
Явно повышенная тревожность |
Очень высокая тревожность |
2 «б» |
Оля Т., Павел С., Ксения Я., Антон Б.,
Аня Б., Кристина Х. |
Даша С., Рома Н., Илья П., Даша Г., Коля
А. |
Таким образом, мы можем говорить о
том, что в данных классах, большинство
детей имеет высокий уровень
тревожности.
Для подтверждения тревожности
и выявления основных видов тревожности
был проведен “Тест школьной тревожности
Филлипса”.
По результатам опроса выявлено,
что в 2 «б» у 45,6 % (12 детей) общая тревожность
повышенная, у 54,4% (14 детей) – нормальная.
Таблица 4 - Показатели тревожности детей
2 «б» класса
№№ |
Факторы тревожности |
Средний показатель в процентах |
1 |
Общая тревожность в школе |
50,6% |
2 |
Переживания социального стресса |
36,4 % |
3 |
Фрустрация потребности в достижении
успеха |
38,7 % |
4 |
Страх самовыражения |
59,9 % |
5 |
Страх ситуации проверки знаний |
72,7% |
6 |
Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих |
67,2 % |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу |
33,3 % |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях
с учителями |
44, 04 % |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость
стрессу |
37,95 % |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях
с учителями |
48,3 % |
Анализируя результат данного исследования,
стало явно, что у наибольшего количества
детей младшего школьного возраста фактором
высокой тревожности оказался страх ситуации
проверки знаний - 72,7%, страх не соответствовать
ожиданиям окружающих - 67,2 %, страх самовыражения
-59,9 %.
Сопоставляя полученные результаты тестов,
можно сделать вывод, что проявление повышенной
тревожности свойственно одним и тем же
детям. Поэтому было сделано предложение
о том, что причина возникновения тревожности
в данной группе является нарушения в
системе взаимодействия “ребенок-ребенок”.
Для подтверждения выдвинутого предположения
было проведено социометрическое исследование
в каждой группе.
В результате проведенного социометрического
исследования в группе детей старшего
дошкольного возраста с целью
изучения межличностных отношений были
определены следующие диагностические
показатели в каждом классе. В 2 «б» следующие
показатели:
Статусные категории каждого ребенка.
В итоге: «звезды» - 12 человек (45,6 %), «предпочитаемые»
- 4 человека (15,2 %), «принятые» - 5 человек
(19,6 %) и «не принятые» - 5 человек (19,6
%).
Таблица 6 - Статусные категории
детей
«звезды» |
«предпочитаемые» |
«принятые» |
«не принятые» |
Эля А.
Саша Г.
Артем К.
Сергей М.,
Маша П.
Даша Р.
Павел С.,
Оля Т.,
Лена Т.,
Маша Ш,
Ксения Я.,
Мария Ш. |
Кристина Б.
Аня Б.,
Артур М.,
Даша С. |
Даша Д.,
Саша К.,
Рома Н.,
Кристина Х.,
Максим Т. |
Коля А.
Даша Г.
Никита Г.
Антон Б.
Илья П. |
Рис. 2 - Социальный статус в 2 «б» классе
Рис. 3 - Статусное положение в группе
девочек и мальчиков в 2 «б» классе
Таблица 7 - Статусное
положение детей с различным уровнем
тревожности в 2 «б» классе
Уровень тревожности |
Количество детей, имеющих статус |
I |
II |
III |
IV |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Высокий уровень |
Очень высокая тревожность
|
0 |
|
1 |
3,8 % |
1 |
3,8 % |
3 |
11,4 % |
Явно повышенная тревожность
|
3 |
11,4 % |
1 |
3,8 % |
1 |
3,8 % |
1 |
3,8 % |
Средний уровень |
Несколько повышенная тревожность |
4 |
15,2 % |
1 |
3,8 % |
2 |
7,6 % |
0 |
|
Низкий уровень |
Нормальный уровень тревожности
|
5 |
19 % |
1 |
3,8 % |
1 |
3,8 % |
1 |
3,8 % |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопоставляя статусное положение каждого
ребенка 2 «б» с присущим ему уровнем тревожности,
были получены следующие результаты: из
общего количества детей I статуса («звезды»)
19% детей имеют низкий уровень тревожности
и 15,2 % - средний уровень тревожности, 11,4
% - высокий уровень; из всех детей группы,
находящихся во II статусе («предпочитаемые»)
3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности
и 3,8 % имеют средний уровень тревожности,
7,6 % имеют высокий уровень тревожности;
из всех детей III статуса («принятые») 7,6
% детей имеют высокий уровень тревожности,
7,6 % детей имеют средний уровень тревожности
и 3,8 % детей имеют низкий уровень тревожности;
из всех детей, находящихся в IV статусе
(«не принятые»), имеют высокий уровень
тревожности – 15,2 %, низкий уровень – 3,8
%.
Таким образом, в результате проведенного
исследования было установлено:
1. Дети с ярко выраженной тревожностью
могут занимать любое статусное
место, т.е. могут иметь любое
количество выборов как положительных,
так и отрицательных.
- Существует зависимость между социальным статусом ребенка и его эмоциональным благополучием. Дети с низким социальным статусом имеют множественные проявления эмоционального неблагополучия.
Таким образом, было выявлено, что взаимосвязи
между тревожностью и социальным статусом
не существует.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997 - № 2 с. 34-38.
- Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии.
1990 - № 2 с. 23.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Пер. с англ. и вступительная статья А.Б. Хавина Э.: Изд-во “КСП” 1996.-
243 с.
- Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993 - №1 с. 104-113.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968.-
345 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. – 197 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. –224 с.
- Козлова Е.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997 с. 16-20.
- Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
- Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. 1990 - №6 с. 34-41.
- Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб, 1997.- 688 с.
- Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. 1988. - № 2 с. 15.
- Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985. - 325 с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996. – 286 с.
- Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. М., 1987.
- 350 с.
- Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Минск, 1997. – 212 с.
- Прихожан А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте. М., -
1996. - 204 с.
- Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1994.
- 191 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика.
- Москва-Воронеж. 2000.- 297 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
- 494 с.
- Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
- Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: 1987.
- 243 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996.- 529 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970. - 258 с.
- Савина Е. Тревожные дети // Дошкольное воспитание .1996 - № 4 с. 11-14
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., -
1966. - 210 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Изд-во Феникс. 1996.- 736 с.
- Фрейд З. Психология бессознательного. М.; 1989.-
540 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. СПб: Лань, 1997.-
240 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. / Бурменской М.: Прогресс.- 1993. – 198 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995.- 544 с.
Приложение
№1
Текст опросника. Тест школьной
тревожности Филипса
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?