Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа
Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ психологии
КАФЕДРА социальной и организационной психологии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ психология
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
психология здоровья
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
ТЕМА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ
У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
РАБОТА ЗАВЕРШЕНА
“____” __________200_г.
_______________________(Е.С. Стаканчикова)
РАБОТА
ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ:
Научный руководитель
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры юридической психологии
“___” ___________200_г.
Заведующий кафедрой
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры социальной и организационной
психологии
“___” ___________200_г.
Калуга
2010 г.
Содержание
Введение
Актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье, и, в первую очередь женщине.
Т. Бангерская указывает, что если в 1945 году в России было примерно 678 тысяч детей-сирот, то сегодня их в два раза больше. Распространённость отказничества (около 20 тысяч случаев в год в России) несопоставима с распространённостью абортов (около 1,8 млн.). Россия занимает первое место по количеству абортов [4]. В каждой четвёртой российской семье имеют место факты насилия над детьми. По данным ООН от произвола родителей ежегодно умирают примерно два миллиона детей в возрасте до четырнадцати лет [1, с.56]. Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери. Родные матери виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми. В современных условиях 89% женщин детородного возраста сознательно отказываются от рождения последующих детей, завершая свою репродуктивную функцию до 30-летнего возраста [4].
Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой [11, с. 112]. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству [27].
Филиппова Г.Г. указывает на то, что всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств [37].
Все
вышесказанное позволяет
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Объект исследования: психологическая готовность к материнству.
Предметом исследования являются характеристики социально - личностной, когнитивно - операционной, потребностно - мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.
Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в системе психологической готовности к материнству среди женщин различных возрастных групп по составляющим когнитивно - операционной, потребностно - мотивационной и социально – личностной сферам готовности.
Методологическую основу исследования составили работы Филипповой Г.Г., Матвеевой Е.В., Мещеряковой С.Ю.
В качестве основных методов исследования выступили: анкетирование ( авторский текст ), рисуночный проективный тест «мой малыш», проективная методика «родительское сочинение» ( Столин В.В. ), методы математической статистики ( метод углового преобразования Фишера - j* ).
Первую группу составили 40 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей. Из них 40% испытуемых находятся в официальном или неофициальном браке. 37% испытуемых работают, 30% учатся в техникуме, 25% - в ВУЗе, 8% - в школе.
Вторую группу составили 20 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей. Из них 90% испытуемых данной группы находятся в официальном или неофициальном браке. Все женщины имеют одного ребёнка. Возраст детей составляет от одного месяца до трёх лет, при этом 75% женщин находятся в отпуске по уходу за ребёнком, 15% работают, 10% учатся (на очном отделении в ВУЗе).
Практическая
значимость исследования заключается
в том, что его результаты можно
использовать в работе психолога
в женских, семейных консультациях
в рамках психологического сопровождения
по проблемам готовности к материнству
среди женщин различных возрастных групп.
С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству [27, с.39].
Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь, остаётся открытым.
При изучении психологической
готовности к материнству
Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.
Большинство авторов, исследующих проблему готовности к материнству, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми [29].
Одна из исследователей психологической готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании [28].
Автор выделяет несколько групп показателей психологической готовности к материнству.
Эта составляющая была
Наиболее благоприятной
То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.
Мещерякова
С.Ю., не претендуя на полноту и
окончательную завершённость
Брутман В.И. рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [14].
Анна де Каресдуэ выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.
Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп