Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО 
 

ФАКУЛЬТЕТ              психологии

КАФЕДРА                  социальной и организационной психологии

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  психология

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ психология здоровья 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 

ТЕМА 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 
 

РАБОТА  ЗАВЕРШЕНА

“____” __________200_г.                            _______________________(Е.С. Стаканчикова) 
 

РАБОТА  ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ: 
 
Научный руководитель

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры  юридической психологии

“___” ___________200_г.                           ___________________________(И.И. Пацакула) 
 

Заведующий кафедрой

Кандидат психологических  наук,

доцент кафедры  социальной и организационной 

психологии 

“___” ___________200_г.                           __________________________(Н.Н. Авраменко)    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга 2010 г. 
 
 
 

Содержание

 

      Введение

    Актуальность  изучения психологической готовности  к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и  не разработанностью социальной и психологической помощи семье, и, в первую очередь женщине.

    Т. Бангерская указывает, что если в 1945 году  в России было примерно 678 тысяч детей-сирот, то сегодня их в два раза больше. Распространённость отказничества (около 20 тысяч случаев в год в России) несопоставима с распространённостью абортов (около 1,8 млн.). Россия занимает первое место по количеству абортов [4]. В каждой четвёртой  российской семье  имеют место факты насилия над детьми. По данным ООН от произвола родителей ежегодно умирают примерно два миллиона детей в возрасте до четырнадцати лет [1, с.56]. Как ни странно, грубое насилие в отношении детей чаще практикуется со стороны матери. Родные матери  виновны в 66% случаев физического насилия и в 75% фактов плохого ухода и пренебрежения детьми. В современных условиях 89% женщин детородного возраста сознательно отказываются от рождения последующих детей, завершая свою репродуктивную функцию до 30-летнего возраста [4].

    Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских  и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Женщина рожает ребёнка, но считает его обузой [11, с. 112]. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству [27].

    Филиппова Г.Г. указывает на то, что всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка  оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях развития ребёнка и своих функциях в уходе за ним. В этих условиях помимо возникновения потребности в повышении родительской компетентности, происходит осознание недостаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств [37].

    Все вышесказанное позволяет утверждать, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия  себя, как матери, дискомфортное отношение  к собственной материнской позиции.

    Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической  готовности к выполнению материнских  функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.

    Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.

    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
  2. исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
  3. провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;

    Объект исследования: психологическая готовность к материнству.

  Предметом исследования являются характеристики социально - личностной, когнитивно - операционной, потребностно - мотивационной готовности к материнству, составляющие психологическую готовность к материнству.

    Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия в системе психологической готовности к материнству среди женщин различных возрастных групп по составляющим когнитивно - операционной, потребностно - мотивационной и социально – личностной сферам готовности.

    Методологическую  основу исследования составили работы Филипповой Г.Г., Матвеевой Е.В., Мещеряковой С.Ю.

    В качестве основных методов исследования выступили: анкетирование ( авторский текст ), рисуночный проективный тест «мой малыш», проективная методика «родительское сочинение» ( Столин В.В. ), методы математической статистики ( метод углового преобразования Фишера - j* ).

В качестве испытуемых выступили женщины различных возрастных групп.

    Первую  группу составили 40 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей. Из них 40% испытуемых находятся в официальном или неофициальном браке. 37% испытуемых работают, 30%  учатся в техникуме, 25% - в ВУЗе, 8% - в школе.

    Вторую  группу составили 20 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей. Из них 90% испытуемых данной группы находятся в официальном или неофициальном браке. Все женщины имеют одного ребёнка. Возраст детей составляет от одного месяца до трёх лет, при этом 75% женщин находятся в отпуске по уходу за ребёнком, 15% работают, 10% учатся (на очном отделении в ВУЗе).

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что его результаты можно  использовать в работе психолога  в женских, семейных консультациях в рамках психологического сопровождения по проблемам готовности к материнству среди женщин различных возрастных групп. 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения психологической готовности к материнству.

1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к        материнству» и характеристика её составляющих.

    С точки зрения исследователя материнства  Матвеевой Е.В. основной  детерминантой  материнского поведения является степень  психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских функций  и качество материнской позиции зависит от психологической готовности женщины к материнству [27, с.39].

    Изучение  готовности к материнству в последние  годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического  исследования  связи готовности к материнству, реального материнского поведения  и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос  о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь,  остаётся открытым.

      При изучении психологической   готовности к материнству анализируются  изменения в жизни, ждущие женщину  с рождением ребёнка, которые   чрезвычайно глубоки. 

    Рождение  ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.

    Большинство авторов, исследующих проблему готовности к материнству, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми [29].

    Одна  из исследователей психологической  готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт  как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя  и потребности в сопереживании [28].

    Автор выделяет несколько групп показателей  психологической готовности  к  материнству.

  1. В первую  группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.

      Эта составляющая была определена  Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными, и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми [28].

  1. К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.

      Наиболее благоприятной ситуацией  для будущего материнского поведения  являются желанность ребёнка,  наличие субъектного отношения  матери к ещё не родившемуся  младенцу, которое проявляется в  любви к нему, мысленной или  вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

  1. Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка [28].

    То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.

    Мещерякова  С.Ю., не претендуя на полноту и  окончательную завершённость модели психологической готовности к материнству, предполагает, что выделенные показатели в совокупности могут  отражать её уровень и служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения.

    Брутман В.И. рассматривает готовность к  материнству как способность  матери обеспечивать адекватные условия  для развития ребёнка, проявляющаяся  в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери [14].

    Анна  де Каресдуэ выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:

  1. Отношение к беременности.

Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом  и физиологическом  уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.

  1. Поведение женщины в процессе родов [3, с. 48].

Зачастую  женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.

Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп