Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить психологическую готовность к материнству российских женщин.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
изучить сложившиеся в психологической литературе подходы к изучению готовности к материнству;
исследовать материнскую позицию женщин, имеющих детей; изучить готовность к материнству среди женщин, не имеющих детей;
провести сравнительный анализ степени готовности к материнству женщин различных возрастных групп, имеющих и не имеющих детей;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической готовности
к материнству. 6
§1.1. Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих. 6
§1.2. Психофизиологическая готовность женщин различных возрастных групп к материнству. 21
Глава 2. Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству женщин различных возрастов. 29
§2.1. Методы исследования. 29
§2.2 Исследование общих закономерностей психологической готовности к материнству у женщин различных возрастных групп………………………37
Заключение 74
Литература 76

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ У ЖЕНЩИН РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.doc

— 425.50 Кб (Скачать документ)

     Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы  нарушения материнства, рассматривала  психологическую готовность к материнству  как ведущий фактор адаптации  к беременности  и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность [38].

    Матвеева  Е.В.определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое  личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно - операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству [27, с.43].

    Потребностно-мотивационная  готовность к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно - эмоциональный  и ценностно - смысловой компоненты.

    Потребность в материнстве – комплексная  потребность. Она подразумевает  рефлексию своих состояний  и  стремление к их переживанию в  процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей [26, с. 71].

    Бестужев-Лада И. считает, что потребность в материнстве – необходимое, но не достаточное условие для материнской деятельности, и побуждение к действию есть результат особого процесса – процесса мотивации. Мотив деятельности выступает непосредственным смыслообразующим фактором [7].

    Филиппова Г.Г. выделяет следующие основные мотивы материнства:

  • достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
  • удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);
  • стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);
  • реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);
  • компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
  • решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);
  • любовь к детям (самый сложный мотив, в котором  сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других  и т.п.);
  • достижение критического для деторождения возраста [40, с. 113].

      Различные обстоятельства создают  совершенно индивидуальные, неповторимые  условия мотивации рождения ребёнка  для каждой женщины.

    Потребность в детях -  центральное звено  потребности в материнстве. Никаких  биологических законов, заставляющих иметь детей, не существует. Эти законы следует искать в сфере социального. Потребность в детях, по определению  Бойко В.В., - это устойчивое социально-психологическое образование личности, мотивированное её внутренними побуждениями [10, с. 43].

    Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и  у женщин желание иметь детей  напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни [31, с.76-77].

    Потребностно - эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на  роды, эмоционально - положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери.

    Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. Несмотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в «предвкушении» будущего материнства.

    В ходе проведённых исследований было выявлено, что для женщин с отрицательным  отношением к беременности будущий  ребёнок является источником отрицательных  эмоций. Женщины с положительным  отношением к беременности  говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются  сомнениям. Беременность для таких женщин является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни [19, с.119].

    Если  ребёнок желанен, то он способен олицетворять представление женщины о счастье. Когда ребёнка не ждут, чаще встречаются  преждевременные роды. Происходит это  потому что, женщина находится в  подавленном, напряжённом состоянии, её угнетает мысль о будущем ребёнке [8, с. 51].

    Большое значение имеет и то, как женщина  настроена  на процесс родов. В  современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины  к процессу родов существенным образом  влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к  беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери.

    Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных  чувств к будущему ребёнку или  к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.

    В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Исчезает прелесть девичьей фигуры, кажется утерянным очарованье молодости. Возникают различного рода опасения и страхи. Женщина должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его. И только тогда проклюнется чувство радостного ожидания. Брусиловский А.И. с настойчивостью говорит будущим матерям: «Вы должны хотеть будущего ребёнка, вы должны приветствовать зарождающуюся жизнь, вы должны сознательно находиться в состоянии радостного ожидания» [12, с.56].

    Ценностно - смысловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной  высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.

    Любая женщина, хочет она того или нет, неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь. Если девочка была для матери желанным ребёнком и не чувствовала себя в семье ненужной и одинокой, то, вырастая, она, как правило, не испытывает проблем, создавая свою семью. С самого детства между дочерью и матерью происходит неосознанная передача опыта, закладывается основа женского поведения, а также представления об основных жизненных ценностях [31, с.78].

    Желательно, чтобы женщина-мать видела смысл  своей жизни  в первую очередь в материнстве [6, с.21].

    В ходе исследований, проводившихся в 1974 году, было выявлено, «в чём видят  женщины свою главную задачу –  в профессиональной деятельности или в воспитании детей и организации дома». В подавляющем большинстве ответов (86%) указывалось на то, что обе задачи главные. И в настоящее время женщины стремятся к самореализации, достижению больших успехов в карьере. Не простые экономические условия заставляют думать о том, как заработать деньги. Многие исследователи отмечают, что у современной женщины наблюдается противоборство двух жизненных устремлений – желания свободного жизнеустройства и желания иметь детей. Но всё же  наметился сдвиг ценностей женщины в сторону ребёнка, семьи. Результаты показывают, что семья и дети имеют у женщин значение как базовые ценности [35, с. 140].

    Уровень ценности материнства для женщины  определяется уровнем ценности  ребёнка. Филиппова Г.Г. выделяет четыре основных типа ценности ребёнка:

  1. эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери);
  2. повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация  на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);
  3. замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок -  как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ  и т.п.)
  4. полное отсутствие ценности [39, с. 32].

      Женщина, для которой дети являются  жизненной ценностью, стремится  увидеть в них своё продолжение,  воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Человек хочет жить дальше – в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдёт своё продолжение. Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека. Ребёнок даёт взрослому очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее [24].

    Ребёнок – неисчерпаемый источник жизненных  стимулов. Это безгранично подвижная  стихия, вносящая в жизнь не только заботу  и тревогу, но и радость [47].

    Исупова О.Г. считает, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности женщины. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к жизни  является результатом счастливого материнства. Ничто не может с такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убеждённость в том, что её материнские предназначения реализованы успешно. Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, очень важную роль [23, с.76].

    Содержание  когнитивно - операционного блока составляют знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании.

    Женщина должна быть знакома с теми глубинными изменениями, которые происходят в её организме во время беременности, как в физиологическом, так и в психологическом плане,  для того, чтобы она смогла сделать всё от неё зависящее для нормального протекания беременности, чтобы сама будущая мама чувствовала себя эмоционально комфортно.

    Женщина должна владеть достаточной информацией  о родах. Ей необходимо быть подготовленной к родам, как в физическом, так  и в психологическом   плане. Женщина, знающая как проходят роды, чувствует себя увереннее. Они уже не будут для неё неожиданными, а поэтому не вызовут беспричинного испуга, тревоги и излишних волнений, столь вредных для будущего ребёнка [23, с.204].

    Большое значение имеет то, каковы знания будущей  матери о психическом и физическом развитии ребёнка. Филиппова Г.Г. считает, всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функций в уходе за ним и общении. Интересным является тот факт, что, помимо осознания низкого уровня родительской компетентности, молодые мамы осознают нехватку эмоциональных переживаний, неготовность к возникновению материнских чувств [40, с.156].

    Женщина должна знать операции ухода,  кормления, общения, охраны, физического воспитания ребёнка (гимнастические упражнения, правильный режим и гигиенические правила, подвижные игры, влияние естественных сил природы на ребёнка (воздух, солнце и вода)), а также воспитательные средства, применяемые родителями. Особенностью операции ухода являются, помимо их инструментальной стороны, стиль осуществления, соответствующий физическим особенностям ребёнка – в первую очередь, сила прикосновений, расположение рук при держании, пальцев при обработке ребёнка и т.п. Лучше всего это обеспечивают движения бережные и ласковые. Умелость движений зависит от уверенности и компетентности матери.

    Особый  класс составляют операции общения, которое играет большую роль в  жизни ребёнка. Исследования показали, что именно общение с взрослыми определяет внутренний план действий ребёнка, сферу его эмоциональных переживаний, познавательную активность детей, произвольность и волю, самооценку и самосознание, общение со сверстниками [47].

    Компьютерный  анализ речи, обращённой к младенцу, показал, насколько важную роль в диалоге с ним играет интонация. Большое значение имеет и мимика матери при эмоциональном общении. Эмоции матери сопровождают все её действия и позволяют ребёнку ориентироваться в различных ситуациях. На ранних этапах развития ребёнка общение играет двоякую роль. С одной стороны, оно есть необходимое условие развития речи, с другой – предлагает множество возможностей для отработки и автоматизации базальных интегративных процессов. В отсутствие у ребёнка таких возможностей под угрозой оказывается не только речевое, но и психическое развитие в целом [32].

Информация о работе Психологическая готовность к материнству у женщин различных возрастных групп