Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование
агрессивности подростков…..…...…….…...………..
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М.
Люшера…………….…………………….………………..
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
В этой работе мы рассмотрим проблему подростковой агрессии, изучим её причины, виды. Проведём практические исследования по определения уровня агрессивности случайных испытуемых , подростков 14 -15 лет(уч. 8,9 классов).
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
Предметом проводимого исследования является подростковая агрессия.
Объектом исследования являются подростки 14 – 15 лет
Методы исследования : Теоритические и практические.
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Понятие агрессии, основные теоретические подходы
В психологии
термин «агрессия» трактуется
по-разному. Многие авторы
Основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
- под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. (Bender L.);
- под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.);
- агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.);
- агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson);
- агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии
как мотивированных действиях,
нарушающих нормы и правила,
причиняющих боль и страдания.
В этом плане различаются
2. Агрессия как акты
враждебности и разрушения (поведенческая
составляющая). Р. Бэрон и Д.
Ричардсон дают такое
По мнению этих авторов:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии
может рассматриваться только
такое поведение, которое
- жертва должна обладать
мотивацией избегания
Из отечественных психологов эту
точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева
и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:
- фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
- агрессия всегда является
В свете
теории социального научения, предложенной
Бандурой, агрессия рассматривается
как некое специфическое
Агрессия (от латинского "agressio" - нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д.
Психологическая агрессия - это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости. Это воздействие, нарушающее психологические границы личности. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивности. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А.Басс и А.Дарки.
Басс предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Они выделили пять видов агрессии:
- физическая (физические действия против кого-либо);
- вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
- косвенная: направленная
(сплетни, злобные шутки) и
- раздражение (вспыльчивость, грубость);
- негативизм (оппозиционная манера поведения).
Агрессивное поведение человека
иногда определяется как "агрессия",
а иногда - как "агрессивность".
Нередко "агрессия" и "агрессивность"
рассматриваются как синонимы. Однако,
необходимо разграничивать понятия
«агрессия» и «агрессивность». Агрессия-
это поведение (индивидуальное или
коллективное), направленное на нанесение
физического, либо психологического вреда
или ущерба. Агрессивность – относительно
устойчивая черта личности, выражающаяся
в готовности к агрессии, а так
же в склонности воспринимать и интерпретировать
поведение другого как
Индивидуальные детерминанты
агрессии имеют постоянный характер,
они устойчивы. Человек склонен "тиражировать"
удачные модели поведения, что в
последствии закрепляется в довольно
устойчивые черты личности, поэтому
склонных к насилию лиц редко
удается переделать с помощью
широко используемых средств: усиления
мер, увеличение срока наказания
и т.д. Агрессия для них является
средством достижения целей, а потому
вполне приемлема. Она глубоко укоренилась
в их личностной структуре и как
модель поведения чрезвычайно
Берковиц обратил внимание
на то, что одна из главных проблем
в определении агрессии в том,
что в английском языке этот термин
подразумевает большое
А.А. Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессии:
- направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя;
- наблюдаемость - ненаблюдаемость
как скрытое или открытое
- временные признаки, т.
е. мера выраженности агрессии
по частоте проявлений во
- пространственные признаки - в семье, на улице и пр.;
- по особенностям психических действий — физическая, вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах и пр.;
- по социальной опасности агрессивных действий:
а) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности за собственное поведение;
б) делинквентные формы агрессии, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.[5]
Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или «настоять на своем». Широко распространенным способом проявления психологической агрессии является манипуляция (эмоциональный шантаж). Это такой вид психологического воздействия, который скрыто побуждает человека к действиям, не совпадающим с его желаниями и наносящими ему вред. Манипулятор расценивает собеседника не как партнера, а как предмет, который помогает или мешает. Главный смысл его действий самоутверждение за счет других, контроль и власть над людьми. Выражается психологическая агрессия в следующих основных формах:
- запугивание и угрозы;
- навязывание своих убеждений, советов, услуг, образа жизни;
- ущемление человеческого достоинства;
- принуждение (прямое или косвенное);
- вызывание чувства вины;
- назойливые просьбы;
Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности