Психологическая характеристика агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ.docx

— 217.44 Кб (Скачать документ)

                                         Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.Психологическая  характеристика  агрессивности……………………………..…….5

    1. Понятие агрессии, основные теоретически   подходы… …………..…….5
    2. Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12

2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20

2.1 Основные психологические  особенности подростков… ………….……....20

2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25

3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28

3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28

3.2 Методика диагностики  межличностных отношений Т. Лири…………..…36

3.3 Методика «Личностная  агрессивность и конфликтность.……………….....49

3.4 Цветовой тест М.  Люшера…………….…………………….………………..56

 Интерпретация результатов  по каждому испытуемому ………………….……….....63

Заключение……………………………………………………………………………….67

Список литературы………………………………………………………………………68

 

 

 

 

 

                                                          ВВЕДЕНИЕ

       На сегодняшний день тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи.

        В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

    Проведённое изучение подростков-правонарушителей (объектом которого были психически и физически здоровые дети) показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность - в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

        Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

    В этой работе  мы рассмотрим  проблему подростковой  агрессии, изучим  её причины,  виды. Проведём практические исследования  по определения уровня агрессивности случайных  испытуемых , подростков 14 -15 лет(уч. 8,9 классов).

Цель  работы – рассмотреть  проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать  уровень агрессивности у учащихся  8 ,9 классов.      

 

 Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.

 

2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.

 

3) Рассмотреть методы  диагностики агрессии и агрессивности.

 

4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.

 

5) Сделать выводы относительно  полученных результатов.

 

Предметом проводимого исследования является подростковая  агрессия.

Объектом исследования являются подростки  14 – 15 лет

 

Методы исследования : Теоритические  и практические.

Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки

1.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИВНОСТИ

 

1.1 Понятие агрессии, основные теоретические подходы

 

       В психологии  термин «агрессия» трактуется  по-разному. Многие авторы исследования  агрессивности предпочитают ей  давать негативную оценку.  Но  так же существует и точка  зрения на агрессию с позитивной стороны.

Основные определения  агрессии в соответствии с основными  психологическими теориями и концепциями  агрессии и агрессивного поведения:

- под агрессией понимается  сильная активность, стремление  к самоутверждению. (Bender L.);

- под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.);

- агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.);

- агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson);

- агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Имеющиеся определения можно условно  разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии  как мотивированных действиях,  нарушающих нормы и правила,  причиняющих боль и страдания.  В этом плане различаются преднамеренная  и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей  целью действовать агрессивно, но  «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.

2. Агрессия как акты  враждебности и разрушения (поведенческая  составляющая).  Р. Бэрон и Д.  Ричардсон дают такое определение:  агрессия- это любая форма поведения,  нацеленного на оскорбление или  причинение вреда другому живому  существу, не желающего подобного  обращения.

По мнению этих авторов:

- агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

- в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба  живым организмам;

- жертва должна обладать  мотивацией избегания подобного  обращения с собой;

Из отечественных психологов эту  точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева  и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным  при двух условиях: когда имеют  место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой  утверждается что:

- фрустрация всегда приводит  к агрессии в какой-либо форме;

- агрессия всегда является результатом  фрустрации.

          В свете  теории социального научения, предложенной  Бандурой, агрессия     рассматривается  как некое специфическое социальное  поведение, которое  усваивается  и поддерживается в основном  точно так же, как и многие  другие формы социального поведения.  Теория социального научения  рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные  навыки, требующие всестороннего научения”. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не         даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Агрессия (от латинского "agressio" - нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д.

Психологическая агрессия - это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости. Это воздействие, нарушающее психологические границы личности. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

В современной литературе предлагаются самые разнообразные  классификации агрессии и агрессивности. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А.Басс и А.Дарки.

Басс предложил определение  агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим. Они выделили пять видов агрессии:

- физическая (физические  действия против кого-либо);

- вербальная (угрозы, крики,  ругань и пр.);

- косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и  т. д.);

- раздражение (вспыльчивость,  грубость);

- негативизм (оппозиционная  манера поведения).

Агрессивное поведение человека иногда определяется как "агрессия", а иногда - как "агрессивность". Нередко "агрессия" и "агрессивность" рассматриваются как синонимы. Однако, необходимо разграничивать понятия  «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или  коллективное), направленное на нанесение  физического, либо психологического вреда  или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так  же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения  в структуру личности, агрессивность  способна предопределять общую тенденцию  поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в  последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому  склонных к насилию лиц редко  удается переделать с помощью  широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания  и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась  в их личностной структуре и как  модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью  откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может  быть психотерапия, направленная на повышение  уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь  и отношения с другими людьми.

Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем  в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют  кого-то, как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всё по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.[6]

А.А. Романов перечисляет  следующие основные признаки для  классификации агрессии:

- направленность агрессии  на предметный или животный  мир, на другого, на себя;

- наблюдаемость - ненаблюдаемость  как скрытое или открытое проявление  агрессии;

- временные признаки, т.  е. мера выраженности агрессии  по частоте проявлений во времени  и длительности состояний агрессии;

- пространственные признаки - в семье, на улице и пр.;

- по особенностям психических  действий — физическая, вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах  и пр.;

- по социальной опасности  агрессивных действий:

а) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без  юридической ответственности за собственное поведение;

б) делинквентные формы  агрессии, нарушающие права других, социальные нормы с юридической  ответственностью за агрессивное поведение.[5]

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и  самоутверждение. В случае принуждения  зло может быть причинено с  целью оказать влияние на другого  человека или «настоять на своем». Широко распространенным способом проявления психологической агрессии является манипуляция (эмоциональный шантаж). Это такой вид психологического воздействия, который скрыто побуждает  человека к действиям, не совпадающим с его желаниями и наносящими ему вред. Манипулятор расценивает собеседника не как партнера, а как предмет, который помогает или мешает. Главный смысл его действий самоутверждение за счет других, контроль и власть над людьми. Выражается психологическая агрессия в следующих основных формах:

- запугивание и угрозы;

- навязывание своих убеждений,  советов, услуг, образа жизни;

- ущемление человеческого  достоинства;

- принуждение (прямое  или косвенное);

- вызывание чувства вины;

- назойливые просьбы;

Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности