Психологическая характеристика агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ.docx

— 217.44 Кб (Скачать документ)

Ольга уверена в себе, однако невысокое значение авторитарности говорит о том, что лидером  она вряд ли когда-нибудь станет. Уровень  подозрительности говорит о критичности  ко всем социальным явлениям и окружающим людям, однако стоит отметить, что  эта черта характерна многим подросткам. Наряду с подозрительностью индексы  дружелюбия и альтруистичности достигают  высоких значение (12 и 9 баллов соответственно), что говорит об активности по отношению  к окружающим, но это скорее всего  лишь внешняя «маска», которая скрывает под собой личность противоположного типа. Это подтверждают и данные по бескомпромиссности (9 баллов) и обидчивости (7 баллов), а также высокий уровень обобщенного показателя конфликтности – 27 баллов.

Прогноз: Ольге трудно контролировать свое поведение, ей нужно учиться  контролировать свои эмоции и больше доверять людям. Впоследствии, если не будет предпринято с ее стороны  никаких действий, ее агрессивность  может привести к частым депрессиям, непониманию окружающими, одиночеству. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе.

Методические рекомендации: Исходя из всего вышеизложенного, можно  порекомендовать Ольге упражнения на повышения уровня самооценки, чувства  уверенности в себе, снятия тревожности. Родителям стоит обратить внимание на вспышки эмоций и попытаться провести ряд бесед на тему "никто не бывает прав всегда". В первую очередь  следует снизить чувство вины, т.к это является главной предпосылкой повышенной агрессивности.

Испытуемый  Макарченя Александра.

По результатам проведенной  диагностики можно сделать следующий  вывод: хотя индекс агрессивности находится  в пределах нормы, индекс враждебности показывает ненормативное значение. Это говорит о том, что испытуемая враждебно настроено против окружающих незнакомых ей людей. А также среди  круга лиц, с которыми общается испытуемая есть люди, которых она не приемлет, однако она старается этого не показывать, скрывая враждебность и  неприязнь внутри – отсюда столь  высокий показатель – 13 баллов. Высокий  индекс вербальной агрессии при низком уровне физической говорит о том, что Александра выражает свои негативные чувства через крик, возможны угрозы в адрес другого лица, однако ударить  человека она не сможет.

Индекс дружелюбия имеет  низкое значение, что говорит о  замкнутости в себе, нежелании  общаться с другими лицами. Однако высокий уровень авторитарности показывает, что Александра любит  давать советы, требует к себе уважения. Есть склонность во многом обвинять окружающих снимать с себя таким образом ответственность. Высокий уровень зависимости – неуверенна в себе, терзается какими-то страхами и тревогами. Негативизм – 3 балла, из возможных 4 баллов – видит все в сером цвете. Обидчива и долго помнит свои обиды, индекс мстительности – 8 баллов – высокое значение, которое обозначает, что даже спустя время Александра при удобном случае отомстит своему обидчику. Цветовой тест Люшера показал, что испытуемая отдает предпочтение синему цвету, что отражает потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.

Прогноз: Александра достаточно замкнутый человек. Ей следует расширять  свой круг общения, вырабатывать дружелюбие и стараться не концентрироваться  на своих обидах, иначе в будущем  это приведет к конфликтам с окружающими  и все возрастающей негативной агрессией.

Методически рекомендации: исходя из вышеизложенного можно  порекомендовать побольше общаться со сверстниками, пытаясь при этом не навязывать свое мнение и искать компромиссы в спорах. Родителям  следует обратить внимания на бескомпромиссный характер общения Александры и объяснять, что в общении стоит искать решения выгодные не только самому себе, особенно это касается конфликтных  ситуаций.

 Испытуемый Мороз Максим.

Индекс агрессивности  в норме, однако сильно повышен уровень  враждебности. При достаточно высоком  уровне физической агрессии это говорит  о том, что Максим в качестве аргумента  в споре может выбрать кулак  и ударить собеседника. Однако уровень  позитивной агрессии высок, а обобщенный показатель конфликтности в норме, т.е. испытуемый достаточно уравновешенный человек. Неуступчив, редко отступается  от своего мнения, при этом мало случая, что по этому поводу говорят другие. Осторожно и не очень доверчиво  относится к другим людям. Самый  низкий показатель – негативизм –  видит все «как есть». Показатель дружелюбия имеет отрицательное значение - проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Нетерпимость к мнению других достаточно высокая. Максим максималист и желает, чтобы все было по его желанию. Есть задатки лидера.

Индекс вербальной агрессии невелик – 5 баллов, такое же значение у индекса обидчивости. Испытуемый редко прибегает к крику при  выражении своего несогласия, обижается  в крайних случаях, когда терпению приходит предел.

Прогноз: Максиму для развития в себе лидерских качеств стоит  научиться прислушиваться к мнению других, иначе в будущем могут  возникнуть проблемы с общениям внутри коллектива, мнение которого не совпадет с мнением испытуемого.

Методические рекомендации: исходя из вышеизложенного можно  порекомендовать упражнения по контролю физической агрессии и враждебности. Максиму стоит научиться относиться к людям на равных и прислушиваться к мнению других, научиться понимать, что существуют еще мнения кроме  его собственного и они имеют  такое же право на существование. Так же рекомендуется относиться к окружающим более открыто, это  способствует улучшению атмосферы  общения.

 

 

                                                  

 

 

 

 

                                                   Заключение.

          Таким образом, агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного   обращения.

Это определение подчеркивает, что  агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными  эмоциями — такими как злость; с  мотивами — такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние  на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым  условием    для подобного  поведения.

         Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют отклоняющемуся поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

          Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально – психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско – родительских отношений, особенности стиля воспитания).   

В нашей группе испытуемых преобладает косвенная агрессия, враждебность. Уровни позитивной и негативной агрессии колеблются как в сторону уменьшения, так и в с сторону увеличения. Общий обобщенный показатель конфликтность повышен, за счет высоких показателей конфликтности у девочек. Физическая агрессия преобладает у мальчика, что абсолютно характерно для подростков его возраста. Девочки предпочитают решать конфликты спорами, либо не решать вообще, накапливая в себе негатив.

                                                    Список литературы

 

1.     Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

2.     Козырев Г.И.  Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное  знание. 1999. № 2.С. 108.

3.     Кон И. С.  «Какими они себя видят?»// Популярная  психология для родителей под  ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр. 

4.     Кон И.С.  Психология ранней юности. – М., 1989

5.     Маринина  Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.

6.     Можгинский  Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный  и кризисный механизм. – СПб, 1999.

7.     Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.

8.     Реан А.А.  Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал.       1996. №5. С.3-18.

9.     Ремшмидт X. Подростковый  и юношеский возраст. Проблемы  становления         личности. М., 1994.

10. Савина О.О. «Особенности  становления идентичности в подростковом  и юношеском возрасте» 1998 г.

11. Семенюк Л.М. Психологические  особенности агрессивного поведения  подростков и условия его коррекции.  М. 1996.

12. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

 


Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности