Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
Ольга уверена в себе, однако невысокое значение авторитарности говорит о том, что лидером она вряд ли когда-нибудь станет. Уровень подозрительности говорит о критичности ко всем социальным явлениям и окружающим людям, однако стоит отметить, что эта черта характерна многим подросткам. Наряду с подозрительностью индексы дружелюбия и альтруистичности достигают высоких значение (12 и 9 баллов соответственно), что говорит об активности по отношению к окружающим, но это скорее всего лишь внешняя «маска», которая скрывает под собой личность противоположного типа. Это подтверждают и данные по бескомпромиссности (9 баллов) и обидчивости (7 баллов), а также высокий уровень обобщенного показателя конфликтности – 27 баллов.
Прогноз: Ольге трудно контролировать свое поведение, ей нужно учиться контролировать свои эмоции и больше доверять людям. Впоследствии, если не будет предпринято с ее стороны никаких действий, ее агрессивность может привести к частым депрессиям, непониманию окружающими, одиночеству. Яркое выявление вербальной агрессии может привести к появлению недругов и замыканию в себе.
Методические рекомендации:
Исходя из всего вышеизложенного, можно
порекомендовать Ольге
Испытуемый Макарченя Александра.
По результатам проведенной
диагностики можно сделать
Индекс дружелюбия имеет низкое значение, что говорит о замкнутости в себе, нежелании общаться с другими лицами. Однако высокий уровень авторитарности показывает, что Александра любит давать советы, требует к себе уважения. Есть склонность во многом обвинять окружающих снимать с себя таким образом ответственность. Высокий уровень зависимости – неуверенна в себе, терзается какими-то страхами и тревогами. Негативизм – 3 балла, из возможных 4 баллов – видит все в сером цвете. Обидчива и долго помнит свои обиды, индекс мстительности – 8 баллов – высокое значение, которое обозначает, что даже спустя время Александра при удобном случае отомстит своему обидчику. Цветовой тест Люшера показал, что испытуемая отдает предпочтение синему цвету, что отражает потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности.
Прогноз: Александра достаточно замкнутый человек. Ей следует расширять свой круг общения, вырабатывать дружелюбие и стараться не концентрироваться на своих обидах, иначе в будущем это приведет к конфликтам с окружающими и все возрастающей негативной агрессией.
Методически рекомендации: исходя из вышеизложенного можно порекомендовать побольше общаться со сверстниками, пытаясь при этом не навязывать свое мнение и искать компромиссы в спорах. Родителям следует обратить внимания на бескомпромиссный характер общения Александры и объяснять, что в общении стоит искать решения выгодные не только самому себе, особенно это касается конфликтных ситуаций.
Испытуемый Мороз Максим.
Индекс агрессивности в норме, однако сильно повышен уровень враждебности. При достаточно высоком уровне физической агрессии это говорит о том, что Максим в качестве аргумента в споре может выбрать кулак и ударить собеседника. Однако уровень позитивной агрессии высок, а обобщенный показатель конфликтности в норме, т.е. испытуемый достаточно уравновешенный человек. Неуступчив, редко отступается от своего мнения, при этом мало случая, что по этому поводу говорят другие. Осторожно и не очень доверчиво относится к другим людям. Самый низкий показатель – негативизм – видит все «как есть». Показатель дружелюбия имеет отрицательное значение - проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Нетерпимость к мнению других достаточно высокая. Максим максималист и желает, чтобы все было по его желанию. Есть задатки лидера.
Индекс вербальной агрессии невелик – 5 баллов, такое же значение у индекса обидчивости. Испытуемый редко прибегает к крику при выражении своего несогласия, обижается в крайних случаях, когда терпению приходит предел.
Прогноз: Максиму для развития в себе лидерских качеств стоит научиться прислушиваться к мнению других, иначе в будущем могут возникнуть проблемы с общениям внутри коллектива, мнение которого не совпадет с мнением испытуемого.
Методические рекомендации:
исходя из вышеизложенного можно
порекомендовать упражнения по контролю
физической агрессии и враждебности.
Максиму стоит научиться
Таким образом, агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что
агрессия — это модель поведения,
а не эмоция или мотив. Хотя агрессия
часто ассоциируется с
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют отклоняющемуся поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально – психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско – родительских отношений, особенности стиля воспитания).
В нашей группе испытуемых преобладает косвенная агрессия, враждебность. Уровни позитивной и негативной агрессии колеблются как в сторону уменьшения, так и в с сторону увеличения. Общий обобщенный показатель конфликтность повышен, за счет высоких показателей конфликтности у девочек. Физическая агрессия преобладает у мальчика, что абсолютно характерно для подростков его возраста. Девочки предпочитают решать конфликты спорами, либо не решать вообще, накапливая в себе негатив.
1. Бандура А.,
Уолтерс Р. Подростковая
2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2.С. 108.
3. Кон И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
5. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6. С. 42-43.
6. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
7. Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.
8. Реан А.А.
Агрессия и агрессивность
9. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
10. Савина О.О. «Особенности
становления идентичности в
11. Семенюк Л.М. Психологические
особенности агрессивного
12. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.
Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности