Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
Обработка и интерпретация результатов:
- физическая агрессия: 2 баллов;
- косвенная агрессия: 7 баллов;
- раздражение: 6 баллов;
- негативизм: 3балла;
- обида: 6 баллов;
- чувство вины: 6 баллов;
- вербальная агрессия: 9 баллов;
- подозрительность: 7 баллов.
Индекс агрессивности = физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия = 17
Индекс враждебности = обида + подозрительность = 13
Индекс агрессивности
в норме, однако, уровень враждебности
превышает максимально
Протокол №3
Испытуемый: Мороз Максим
Возраст: 15
Ответный лист:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
+ |
16 |
+ |
31 |
+ |
46 |
- |
61 |
+ |
2 |
+ |
17 |
- |
32 |
- |
47 |
+ |
62 |
- |
3 |
- |
18 |
- |
33 |
+ |
48 |
- |
63 |
- |
4 |
+ |
19 |
- |
34 |
- |
49 |
- |
64 |
- |
5 |
+ |
20 |
- |
35 |
- |
50 |
+ |
65 |
- |
6 |
- |
21 |
36 |
+ |
51 |
+ |
66 |
+ | |
7 |
+ |
22 |
+ |
37 |
- |
52 |
+ |
67 |
+ |
8 |
+ |
23 |
+ |
38 |
+ |
53 |
+ |
68 |
+ |
9 |
- |
24 |
- |
39 |
+ |
54 |
- |
69 |
+ |
10 |
- |
25 |
- |
40 |
+ |
55 |
- |
70 |
- |
11 |
- |
26 |
+ |
41 |
- |
56 |
+ |
71 |
- |
12 |
+ |
27 |
- |
42 |
+ |
57 |
+ |
72 |
- |
13 |
+ |
28 |
+ |
43 |
+ |
58 |
+ |
73 |
- |
14 |
+ |
29 |
+ |
44 |
+ |
59 |
+ |
74 |
+ |
15 |
- |
30 |
- |
45 |
+ |
60 |
- |
75 |
- |
Обработка результатов:
- физическая агрессия: 7 баллов;
- косвенная агрессия: 6 баллов;
- раздражение: 7 баллов;
- негативизм: 2 балла;
- обида: 5 баллов;
- чувство вины: 6 баллов;
- вербальная агрессия: 5 баллов;
- подозрительность: 8 баллов.
Индекс агрессивности = физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия = 19
Индекс враждебности = обида + подозрительность = 13
Индекс агрессивности
в норме, однако, уровень враждебности
превышает максимально
3.2Методика
диагностики межличностных
Данная
методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена
для исследования представлений субъекта
о себе и идеальном "Я", а также для
изучения взаимоотношений в малых группах.
С ее помощью выявляется преобладающий
тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение"
и "дружелюбие-агрессивность(
Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
В зависимости от соответствующих
показателей выделяются ряд ориентаций
- типов отношения к окружающим.
Делаются выводы о выраженности типа,
о степени адаптированности поведения
- степени соответствия (несоответствия)
между целями и достигаемыми в
процессе деятельности результатами.
Очень большая неадаптивность поведения
( при представлении результатов
выделяется красным цветом) может
свидетельствовать о
Методика может использоваться как для самооценки, так и для оценки наблюдаемого поведения людей ("со стороны"). В последнем случае испытуемый отвечает на вопросы как бы за другого человека, основываясь на своем представлении о нем. Суммируя результаты такого тестирования разных членов группы (например, трудового коллектива ) можно составить обобщенный "представленческий" портрет какого-либо ее члена, например, лидера. И делать выводы об отношении к нему других членов группы.
Методика создана Т.
Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г.
и предназначена для
При исследовании межличностных
отношений наиболее часто выделяются
два фактора: доминирование-подчинение
и дружелюбие-агрессивность. Именно
эти факторы определяют общее
впечатление о человеке в процессах
межличностного восприятия. Они названы
М. Аргайлом в числе главных компонентов
при анализе стиля
Для представления основных
социальных ориентации Т. Лири разработал
условную схему в виде круга, разделенного
на секторы. В этом круге по горизонтальной
и вертикальной осям обозначены четыре
ориентации: доминирование-подчинение,
дружелюбие-враждебность. В свою очередь,
эти секторы разделены на восемь
– соответственно более частным
отношениям. Для еще более тонкого
описания круг делят на 16 секторов,
но чаще используются октанты, определенным
образом ориентированные
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Рисунок – 3.2.1 – Психограмма
к тесту диагностики
Опросник
Вам предлагается список характеристик. Следует внимательно прочесть каждую и решить, соответствует ли она вашему представлению о себе. Если соответствует, то пометьте её в протоколе крестиком, если не соответствует – ничего не ставьте. Если нет полной уверенности, крестик не ставьте. Старайтесь быть искренними.
1. Другие думают о нем благосклонно |
|
2. Производит впечатление на окружающих |
|
3. Умеет распоряжаться, приказывать |
|
4. Умеет настоять на своем |
|
5. Обладает чувством достоинства |
|
6. Независимый |
|
7. Способен сам позаботиться о себе |
|
8. Может проявлять безразличие |
|
9. Способен быть суровым |
|
10. Строгий, но справедливый |
|
11. Может быть искренним |
|
12. Критичен к другим |
|
13. Любит поплакаться |
|
14. Часто печален |
|
15. Способен проявлять недоверие |
|
16. Часто разочаровывается |
|
17. Способен быть критичным к себе |
|
18. Способен признать свою неправоту |
|
19. Охотно подчиняется |
|
20. Уступчивый |
|
21. Благодарный |
|
22. Восхищающийся, склонный к подражанию |
|
23. Уважительный |
|
24. Ищущий одобрения |
|
25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи |
|
26. Стремится ужиться с другими |
|
27. Дружелюбный, доброжелательный |
|
28. Внимательный, ласковый |
|
29. Деликатный |
|
30. Ободряющий |
|
31. Отзывчивый на призывы о помощи |
|
32. Бескорыстный |
|
33. Способен вызывать восхищение |
|
34. Пользуется у других уважением |
|
35. Обладает талантом руководителя |
|
36. Любит ответственность |
|
37. Уверен в себе |
|
38. Самоуверен, напорист |
|
39. Деловитый, практичный |
|
40. Любит соревноваться |
|
41. Стойкий и упорный, где надо |
|
42. Неумолимый, но беспристрастный |
|
43. Раздражительный |
|
44. Открытый, прямолинейный |
|
45. Не терпит, чтобы им командовали |
|
46. Скептичен |
|
47. На него трудно произвести впечатление |
|
48. Обидчивый, щепетильный |
|
49. Легко смущается |
|
50. Не уверенный в себе |
|
51. Уступчивый |
|
52. Скромный |
|
53. Часто прибегает к помощи других |
|
54. Очень почитает авторитеты |
|
55. Охотно принимает советы |
|
56. Доверчив и стремится радовать других |
|
57. Всегда любезен в обхождении |
|
58. Дорожит мнением окружающих |
|
59. Общительный, уживчивый |
|
60. Добросердечный |
|
61. Добрый, вселяющий уверенность |
|
62. Нежный, мягкосердечный |
|
63. Любит заботиться о других |
|
64. Бескорыстный, щедрый |
|
65. Любит давать советы |
|
66. Производит впечатление значительного человека |
|
67. Начальственно повелительный |
|
68. Властный |
|
69. Хвастливый |
|
70. Надменный и самодовольный |
|
71. Думает только о себе |
|
72. Хитрый, расчетливый |
|
73. Нетерпим к ошибкам других |
|
74. Корыстный |
|
75. Откровенный |
|
76. Часто недружелюбен |
|
77. Озлобленный |
|
78. Жалобщик |
|
79. Ревнивый |
|
80. Долго помнит свои обиды |
|
81. Самобичующийся |
|
82. Застенчивый |
|
83. Безынициативный |
|
84. Кроткий |
|
85. Зависимый, несамостоятельный |
|
86. Любит подчиняться |
|
87. Предоставляет другим принимать решения |
|
88. Легко попадает впросак |
|
89. Легко поддается влиянию друзей |
|
90. Готов довериться любому |
|
91. Благорасположен ко всем без разбора |
|
92. Всем симпатизирует |
|
93. Прощает все |
|
94. Переполнен чрезмерным сочувствием |
|
95. Великодушен, терпим к недостаткам |
|
96. Стремится покровительствовать |
|
97. Стремится к успеху |
|
98. Ожидает восхищения от каждого |
|
99. Распоряжается другими |
|
100. Деспотичный |
|
101. Сноб, судит о людях лишь по рангу и достатку |
|
102. Тщеславный |
|
103. Эгоистичный |
|
104. Холодный, черствый |
|
105. Язвительный, насмешливый |
|
106. Злой, жестокий |
|
107. Часто гневлив |
|
108. Бесчувственный, равнодушный |
|
109. Злопамятный |
|
110. Проникнут духом противоречия |
|
111. Упрямый |
|
112. Недоверчивый, подозрительный |
|
113. Робкий |
|
114. Стыдливый |
|
115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться |
|
116. Мягкотелый |
|
117. Почти никогда никому не возражает |
|
118. Навязчивый |
|
119. Любит, чтобы его опекали |
|
120. Чрезмерно доверчив |
|
121. Стремится сыскать расположение каждого |
|
122. Со всеми соглашается |
|
123. Всегда дружелюбен |
|
124. Любит всех |
|
125. Слишком снисходителен к окружающим |
|
126. Старается утешить каждого |
|
127. Заботится о других в ущерб себе |
|
128. Портит людей чрезмерной добротой |
Протокол №1
Испытуемый: Тарлецкая Ольга
Возраст: 15
Ответный лист:
1 |
+ |
33 |
65 |
+ |
97 |
+ | |
2 |
+ |
34 |
66 |
+ |
98 |
+ | |
3 |
35 |
+ |
67 |
99 |
|||
4 |
36 |
68 |
100 |
||||
5 |
37 |
69 |
+ |
101 |
+ | ||
6 |
38 |
70 |
102 |
+ | |||
7 |
+ |
39 |
+ |
71 |
103 |
||
8 |
40 |
72 |
+ |
104 |
|||
9 |
41 |
73 |
105 |
||||
10 |
42 |
74 |
+ |
106 |
|||
11 |
+ |
43 |
75 |
+ |
107 |
||
12 |
44 |
+ |
76 |
108 |
|||
13 |
+ |
45 |
77 |
109 |
|||
14 |
+ |
46 |
78 |
110 |
|||
15 |
47 |
79 |
111 |
||||
16 |
+ |
48 |
+ |
80 |
112 |
||
17 |
+ |
49 |
81 |
+ |
113 |
+ | |
18 |
+ |
50 |
+ |
82 |
114 |
||
19 |
+ |
51 |
+ |
83 |
115 |
||
20 |
+ |
52 |
84 |
116 |
+ | ||
21 |
53 |
85 |
+ |
117 |
|||
22 |
54 |
+ |
86 |
+ |
118 |
||
23 |
55 |
+ |
87 |
+ |
119 |
||
24 |
+ |
56 |
+ |
88 |
120 |
+ | |
25 |
+ |
57 |
89 |
+ |
121 |
||
26 |
+ |
58 |
+ |
90 |
+ |
122 |
|
27 |
+ |
59 |
+ |
91 |
+ |
123 |
+ |
28 |
+ |
60 |
+ |
92 |
124 |
+ | |
29 |
61 |
93 |
+ |
125 |
+ | ||
30 |
+ |
62 |
94 |
+ |
126 |
+ | |
31 |
+ |
63 |
+ |
95 |
+ |
127 |
+ |
32 |
64 |
96 |
128 |
Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности