Психологическая характеристика агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ.docx

— 217.44 Кб (Скачать документ)

 

Обработка результатов:

Вспыльчивость = 9;

Напористость, наступательность = 6;

Обидчивость = 6;

Неуступчивость = 3;

Бескомпромиссность = 8;

Мстительность = 8;

Нетерпимость к мнению других = 5;

Подозрительность = 4.

Позитивная агрессия = наступательность (напористость)  + неуступчивость = 9

Негативная агрессия = нетерпимость к мнению других + мстительность = 13

Обобщенный показатель конфликтности = бескомпромиссность + вспыльчивость + обидчивость + подозрительность = 27

Александра вспыльчивый  человек, что в совокупности с  показателем нетерпимости мнения других показывает, что испытуемая легко  раздражается, если кто-то из окружающих не согласен с ее мнением, даже если это мнение неправильное. Это также  подтверждает показатель конфликтности. Высокий показатель мстительности  говорит о том, что Александра хоть и не обидчивый человек, но зло  причиненное ей помнит достаточно долго  и при удобном случае может  отомстить своему обидчику.  Негативная агрессия превышает позитивную, что  является еще одним показателем  подросткового возраста.

 

Протокол  №3

Испытуемый: Мороз Максим

Возраст: 15

Ответный лист:

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

+

21

+

41

+

61

-

2

+

22

-

42

+

62

-

3

-

23

+

43

+

63

+

4

+

24

+

44

-

64

-

5

+

25

+

45

-

65

+

6

-

26

+

46

-

66

+

7

+

27

+

47

-

67

+

8

-

28

-

48

+

68

-

9

-

29

+

49

+

69

+

10

+

30

-

50

-

70

+

11

+

31

-

51

+

71

-

12

+

32

+

52

-

72

+

13

-

33

+

53

-

73

+

14

-

34

-

54

-

74

+

15

+

35

-

55

-

75

+

16

-

36

+

56

+

76

+

17

+

37

+

57

-

77

+

18

+

38

+

58

+

78

-

19

-

39

+

59

+

79

-

20

+

40

-

60

+

80

-


 

Обработка результатов:

Вспыльчивость = 7;

Напористость, наступательность = 9;

Обидчивость = 3;

Неуступчивость = 10;

Бескомпромиссность = 3;

Мстительность = 8;

Нетерпимость к мнению других = 7;

Подозрительность = 8.

Позитивная агрессия = наступательность (напористость)  + неуступчивость = 19

Негативная агрессия = нетерпимость к мнению других + мстительность = 15

Обобщенный показатель конфликтности = бескомпромиссность + вспыльчивость + обидчивость + подозрительность = 21

Напористость и вспыльчивость  испытуемого приводит к спорам и  конфликтам. Высокий уровень показателя неуступчивости говорит о том, что  Максим всегда отстаивает свое мнение, которое считает правильным несмотря на любые аргументы. Когда он принимает  решение, тоне слушает уже никого – мнение других ему становится неинтересно. Показатель конфликтности  имеет среднее значение – испытуемый умеет уклониться от прямого конфликта, но сделает все равно так, как  он решил.

 

 

                           3.4 Цветовой тест М. Люшера

 

Цветовой тест Люшера основан  на предположении о том, что выбор  цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние  и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера».

Цветовая диагностика Люшера позволяет  измерить психофизиологическое состояние  человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины  психологического стресса, который  может привести к появлению физиологических  симптомов.

Каждый из восьми цветов теста тщательно  подбирался по своему специальному психологическому и физиологическому значению - своей  структуре - с этой целью в течение  пяти лет производились предварительные  опыты с 4500 оттенками цветов. Их значение является универсальным, оно остается неизменным для разных стран, не зависит  от возраста, одинаково для мужчин и женщин, образованных и необразованных или "цивилизованных" и "нецивилизованных". Многие испытывают предубеждение против "психологических тестов" прежде всего, если им приходится давать ответы на бесчисленные, отнимающие много  времени вопросы, или если их заставляют сортировать множество карточек. Опыт работы с тестом Люшера показывает, что число тех, кто его не приемлет, очень невелико. Тест привлекателен, его можно быстро провести, а испытуемые при этом не считают, что они роняют свое достоинство, выбирая цвета. Возможно, они изменили бы свое мнение, если бы знали, насколько разоблачающим  является тест на самом деле.

Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и  изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного  психотерапевтического подхода  и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода  методики, весьма эклектичного, лежит  социально-историческая символика  цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста  Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Тест Люшера в оригинале представлен  в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий  тест с использованием восьмицветового  ряда. Первый из них достаточно громоздок  и представляет ценность скорее всего  в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным  временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового  ряда является большим преимуществом  сокращенного варианта, тем более, что  в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается. Полный вариант теста  Люшера

Полный вариант ЦТЛ — «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц:

- «серого цвета» 

- «8-ми цветов» 

- «4-х основных цветов» 

- «синего цвета» 

- «зеленого цвета» 

- «красного цвета» 

- «желтого цвета» 

В таблицу 1 «серого цвета» входят — средне серый (0; он аналогичен серому из 8-ми цветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2; аналогичен 7 из таблицы 8-ми цветов), светло-серый (3) и белый (4).

Таблица 2 полного варианта аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта теста Люшера.

Таблица 3: темно-синий (I1), сине-зеленый (D2), красно-желтый (O3) и желто-красный (Р4). Каждый цвет представлен в таблице  по 3 раза (как и цвета последующих  таблиц) с целью по парного сравнения  цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м «основным» тонам таблицы 2.

Таблица 4: темно-синий (I1), зелено-синий (D2), сине-красный (O3), голубой (Р4). В этой таблице темно-синий цвет (I1), аналогичен темно-синему в таблицах 2 и 3. Использование  одного и того же цвета («основного» ) в нескольких таблицах ЦТЛ позволяет, с точки зрения Люшера, более глубоко  изучить отношение к нему испытуемого.

Таблица 5: коричнево-зеленый (I1), сине-зеленый (D2), зеленый (O3) и желто-зеленый (Р4). Здесь, в третий раз присутствует сине-зеленый (D2).

Таблица 6: коричневый (I1), красно-коричневый (D2), красно-желтый (O3), оранжевый (Р4). Первый из этих цветов аналогичен 6 из таблицы 2, а красно-желтый (O3) появляется в 3-й  раз.

Таблица 7: светло-коричневый (I1), зелено-желтый (D2), оранжевый с большей долей  красного (O3) и желто-красный (Р4). В  последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красный  цвет (Р4).

Цвета ЦТЛ, начиная с таблицы 4, относятся  к определенным «цветовым колонкам». Их четыре — по числу «основных» цветов. В «синию» колонку (I1) входят цвета, обозначенные I1, в «зеленую» (D2) — D2; «красную» (O3) — O3; «желтую» (P4) —  Р4. Краткий вариант теста Люшера

Краткий вариант представляет собой  таблицу восьми цветов:

- серого (условный номер — 0);

- темно-синего (1);

- сине-зеленого (2);

- красно-желтого (3);

- желто-красного (4);

- красно-синего или фиолетового  (5);

- коричневого (6);

- черного (7).

 

 

Протокол  №1

Испытуемый: Тарлецкая Ольга

Возраст: 15

1 выбор – 3 1 5 4 2 6 0 7

2 выбор – 3 5 1 4 2 6 7 0

 

Обработка результатов:

+

+

х

=

=

-

-

-

3

1

5

4

2

6

0

7

3

5

1

4

2

6

7

0

+

х

х

=

=

=

-

-


 

Основные цвета 1,2,3,4  находятся  в первой части выбранных цветов, за исключением цвета №2 – зеленый, что говорит о потребности  в самоутверждении. На первом месте  стоит красный цвет, что символизирует  потребность в действиях и  желании добиться успеха, а для  этого необходимо как раз таки самоутверждение. Цвета №1 и 5 – синий  и фиолетовый показывают с одной  стороны внутреннюю гармонию (синий  цвет), а с другой показывает противоположность  натуры – потребность в спокойствии  и умиротворении и необходимость  действовать. Сочетание черного  и серого цветов в конце говорит  о преодолении внутренних трудностей путем отгораживания от всего  мира и переживания в себе, что  считается нормальным в подростковом возрасте.

 

Протокол  №2

Испытуемый: Макарченя  Александра

Возраст: 14

1 выбор – 1 5 4 2 3 7 0 6

2 выбор – 5 1 4 3 2 6 0 7

 

Обработка результатов:

+

+

х

х

=

=

-

-

1

5

4

2

3

7

0

6

5

1

4

3

2

6

0

7

+

+

х

=

=

-

-

-


 

Расположение рядом желтого  и зеленого цветов говорят о потребности  в признании, Александра с рвением  и живой заинтересованностью  наблюдает оказывают ли ей желаемую признательность и уважение. Серый  цвет на предпоследней позиции показывает, что испытуемая отвергает его  спокойствие, ей больше импонирует быстрый  ритм жизни и происходящих событий. Синий цвет – предпочтительный –  соответствует всем видам эмоциональности, восприимчивости и открытости для  всего, что происходит вокруг.

 

Протокол  №3

Испытуемый: Мороз Максим

Возраст: 15

1 выбор – 2 3 1 4 6 0 7 5

2 выбор – 3 1 2 4 6 0 5 7

 

Обработка результатов:

+

+

х

=

=

-

-

-

2

3

1

4

6

0

7

5

3

1

2

4

6

0

5

7

+

х

х

=

=

=

-

-


 

 

Красный цвет на первом месте  показывает активную жизненную позицию  и желание пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. 4 основных цвета в данном случае стоят на 1-ых выбранных позициях, что говорит о потребностях действовать  и удовлетворять свои желания, потребность  умиротворения после успешного  окончания задуманного, потребность  в самоутверждении. Все эти потребности  в большей мере у испытуемого  удовлетворяются. Фиолетовый цвет на последнем  месте в данном случае символизирует  скорее всего первую влюбленность –  желание быть вместе с выбранным  партнером,  однако это желание  скрывается и тщательно хранится в сознании испытуемого.

 

      

 

 

 

              Интерпретация результатов по каждому испытуемому

Испытуемый Тарлецкая Ольга.

По результатам проведенной  диагностики можно сделать следующий  вывод: хотя индекс агрессивности находится  в пределах нормы, индекс враждебности показывает верхнюю планку допустимой нормы. Это говорит о том, что  испытуемая зачастую недоверчиво относится  к окружающим и часто излишне  враждебно настроена против них. Высокий индекс чувства вины показывает, что Ольга излишне самокритична и во многих жизненных неурядицах и конфликтах с окружающими винит  себя. Индекс вербальной и физической агрессии также высок. Исходя из того, можно сделать вывод, что у  испытуемой не всегда получается сдерживать эмоции и чаще всего "сгоряча" она высказывает то, что думает (о чем чаще всего сожалеет), и, может быть, вполне способна ударить  человека. Наименьшей индекс - негативизм (3 балла), но, учитывая максимальный индекс в 4 балла можно сделать вывод, что она во многом видит темное, часто впадает в депрессии. Средние  индексы показали косвенная агрессия, раздражение, обида и подозрительность также смещены в верхнюю сторону  допустимых индексов. Это говорит  о том, что испытуемая достаточно обидчива, подозрительна относится  к людям, может затаивать обиду  и не всегда высказывать реальные мысли окружающим людям, раздражается по пустякам.

Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности