Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
Обработка результатов:
Вспыльчивость = 9;
Напористость, наступательность = 6;
Обидчивость = 6;
Неуступчивость = 3;
Бескомпромиссность = 8;
Мстительность = 8;
Нетерпимость к мнению других = 5;
Подозрительность = 4.
Позитивная агрессия = наступательность (напористость) + неуступчивость = 9
Негативная агрессия = нетерпимость к мнению других + мстительность = 13
Обобщенный показатель конфликтности = бескомпромиссность + вспыльчивость + обидчивость + подозрительность = 27
Александра вспыльчивый человек, что в совокупности с показателем нетерпимости мнения других показывает, что испытуемая легко раздражается, если кто-то из окружающих не согласен с ее мнением, даже если это мнение неправильное. Это также подтверждает показатель конфликтности. Высокий показатель мстительности говорит о том, что Александра хоть и не обидчивый человек, но зло причиненное ей помнит достаточно долго и при удобном случае может отомстить своему обидчику. Негативная агрессия превышает позитивную, что является еще одним показателем подросткового возраста.
Протокол №3
Испытуемый: Мороз Максим
Возраст: 15
Ответный лист:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
+ |
21 |
+ |
41 |
+ |
61 |
- |
2 |
+ |
22 |
- |
42 |
+ |
62 |
- |
3 |
- |
23 |
+ |
43 |
+ |
63 |
+ |
4 |
+ |
24 |
+ |
44 |
- |
64 |
- |
5 |
+ |
25 |
+ |
45 |
- |
65 |
+ |
6 |
- |
26 |
+ |
46 |
- |
66 |
+ |
7 |
+ |
27 |
+ |
47 |
- |
67 |
+ |
8 |
- |
28 |
- |
48 |
+ |
68 |
- |
9 |
- |
29 |
+ |
49 |
+ |
69 |
+ |
10 |
+ |
30 |
- |
50 |
- |
70 |
+ |
11 |
+ |
31 |
- |
51 |
+ |
71 |
- |
12 |
+ |
32 |
+ |
52 |
- |
72 |
+ |
13 |
- |
33 |
+ |
53 |
- |
73 |
+ |
14 |
- |
34 |
- |
54 |
- |
74 |
+ |
15 |
+ |
35 |
- |
55 |
- |
75 |
+ |
16 |
- |
36 |
+ |
56 |
+ |
76 |
+ |
17 |
+ |
37 |
+ |
57 |
- |
77 |
+ |
18 |
+ |
38 |
+ |
58 |
+ |
78 |
- |
19 |
- |
39 |
+ |
59 |
+ |
79 |
- |
20 |
+ |
40 |
- |
60 |
+ |
80 |
- |
Обработка результатов:
Вспыльчивость = 7;
Напористость, наступательность = 9;
Обидчивость = 3;
Неуступчивость = 10;
Бескомпромиссность = 3;
Мстительность = 8;
Нетерпимость к мнению других = 7;
Подозрительность = 8.
Позитивная агрессия = наступательность (напористость) + неуступчивость = 19
Негативная агрессия = нетерпимость к мнению других + мстительность = 15
Обобщенный показатель конфликтности = бескомпромиссность + вспыльчивость + обидчивость + подозрительность = 21
Напористость и вспыльчивость испытуемого приводит к спорам и конфликтам. Высокий уровень показателя неуступчивости говорит о том, что Максим всегда отстаивает свое мнение, которое считает правильным несмотря на любые аргументы. Когда он принимает решение, тоне слушает уже никого – мнение других ему становится неинтересно. Показатель конфликтности имеет среднее значение – испытуемый умеет уклониться от прямого конфликта, но сделает все равно так, как он решил.
3.4 Цветовой тест М. Люшера
Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера».
Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Каждый из восьми цветов теста тщательно
подбирался по своему специальному психологическому
и физиологическому значению - своей
структуре - с этой целью в течение
пяти лет производились
Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.
Тест Люшера в оригинале представлен
в двух вариантах: полное исследование
с помощью 73 цветовых таблиц и краткий
тест с использованием восьмицветового
ряда. Первый из них достаточно громоздок
и представляет ценность скорее всего
в тех случаях, когда цветовой
тест является единственным инструментом
психодиагностического
Полный вариант ЦТЛ — «
- «серого цвета»
- «8-ми цветов»
- «4-х основных цветов»
- «синего цвета»
- «зеленого цвета»
- «красного цвета»
- «желтого цвета»
В таблицу 1 «серого цвета» входят — средне серый (0; он аналогичен серому из 8-ми цветовой таблицы), темно-серый (1), черный (2; аналогичен 7 из таблицы 8-ми цветов), светло-серый (3) и белый (4).
Таблица 2 полного варианта аналогична 8-ми цветовой таблице краткого варианта теста Люшера.
Таблица 3: темно-синий (I1), сине-зеленый (D2), красно-желтый (O3) и желто-красный (Р4). Каждый цвет представлен в таблице по 3 раза (как и цвета последующих таблиц) с целью по парного сравнения цветов испытуемыми. Цвета аналогичны 4-м «основным» тонам таблицы 2.
Таблица 4: темно-синий (I1), зелено-синий (D2), сине-красный (O3), голубой (Р4). В этой таблице темно-синий цвет (I1), аналогичен темно-синему в таблицах 2 и 3. Использование одного и того же цвета («основного» ) в нескольких таблицах ЦТЛ позволяет, с точки зрения Люшера, более глубоко изучить отношение к нему испытуемого.
Таблица 5: коричнево-зеленый (I1), сине-зеленый (D2), зеленый (O3) и желто-зеленый (Р4). Здесь, в третий раз присутствует сине-зеленый (D2).
Таблица 6: коричневый (I1), красно-коричневый (D2), красно-желтый (O3), оранжевый (Р4). Первый из этих цветов аналогичен 6 из таблицы 2, а красно-желтый (O3) появляется в 3-й раз.
Таблица 7: светло-коричневый (I1), зелено-желтый (D2), оранжевый с большей долей красного (O3) и желто-красный (Р4). В последней таблице ЦТЛ в третий раз повторяется желто-красный цвет (Р4).
Цвета ЦТЛ, начиная с таблицы 4, относятся к определенным «цветовым колонкам». Их четыре — по числу «основных» цветов. В «синию» колонку (I1) входят цвета, обозначенные I1, в «зеленую» (D2) — D2; «красную» (O3) — O3; «желтую» (P4) — Р4. Краткий вариант теста Люшера
Краткий вариант представляет собой таблицу восьми цветов:
- серого (условный номер — 0);
- темно-синего (1);
- сине-зеленого (2);
- красно-желтого (3);
- желто-красного (4);
- красно-синего или фиолетового (5);
- коричневого (6);
- черного (7).
Протокол №1
Испытуемый: Тарлецкая Ольга
Возраст: 15
1 выбор – 3 1 5 4 2 6 0 7
2 выбор – 3 5 1 4 2 6 7 0
Обработка результатов:
+ |
+ |
х |
= |
= |
- |
- |
- |
3 |
1 |
5 |
4 |
2 |
6 |
0 |
7 |
3 |
5 |
1 |
4 |
2 |
6 |
7 |
0 |
+ |
х |
х |
= |
= |
= |
- |
- |
Основные цвета 1,2,3,4 находятся
в первой части выбранных цветов,
за исключением цвета №2 – зеленый,
что говорит о потребности
в самоутверждении. На первом месте
стоит красный цвет, что символизирует
потребность в действиях и
желании добиться успеха, а для
этого необходимо как раз таки
самоутверждение. Цвета №1 и 5 – синий
и фиолетовый показывают с одной
стороны внутреннюю гармонию (синий
цвет), а с другой показывает противоположность
натуры – потребность в спокойствии
и умиротворении и
Протокол №2
Испытуемый: Макарченя Александра
Возраст: 14
1 выбор – 1 5 4 2 3 7 0 6
2 выбор – 5 1 4 3 2 6 0 7
Обработка результатов:
+ |
+ |
х |
х |
= |
= |
- |
- |
1 |
5 |
4 |
2 |
3 |
7 |
0 |
6 |
5 |
1 |
4 |
3 |
2 |
6 |
0 |
7 |
+ |
+ |
х |
= |
= |
- |
- |
- |
Расположение рядом желтого
и зеленого цветов говорят о потребности
в признании, Александра с рвением
и живой заинтересованностью
наблюдает оказывают ли ей желаемую
признательность и уважение. Серый
цвет на предпоследней позиции
Протокол №3
Испытуемый: Мороз Максим
Возраст: 15
1 выбор – 2 3 1 4 6 0 7 5
2 выбор – 3 1 2 4 6 0 5 7
Обработка результатов:
+ |
+ |
х |
= |
= |
- |
- |
- |
2 |
3 |
1 |
4 |
6 |
0 |
7 |
5 |
3 |
1 |
2 |
4 |
6 |
0 |
5 |
7 |
+ |
х |
х |
= |
= |
= |
- |
- |
Красный цвет на первом месте показывает активную жизненную позицию и желание пережить в результате своей деятельности возбуждающую интенсивность. 4 основных цвета в данном случае стоят на 1-ых выбранных позициях, что говорит о потребностях действовать и удовлетворять свои желания, потребность умиротворения после успешного окончания задуманного, потребность в самоутверждении. Все эти потребности в большей мере у испытуемого удовлетворяются. Фиолетовый цвет на последнем месте в данном случае символизирует скорее всего первую влюбленность – желание быть вместе с выбранным партнером, однако это желание скрывается и тщательно хранится в сознании испытуемого.
Интерпретация результатов по каждому испытуемому
Испытуемый Тарлецкая Ольга.
По результатам проведенной
диагностики можно сделать
Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности