Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
На становление агрессивного
поведения влияют степень сплоченности
семьи, близости между родителями и
ребенком, характер взаимоотношений
между братьями и сестрами, а
также стиль семейного
Один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.
Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.
3.ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
3.1Опросник уровня агрессивности «Басса-Дарки»
Авторы данного теста считают, что агрессивность имеет количественную и качественную характеристику. Как всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного значения. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Иначе это будет пассивная и конформная личность. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперации и т.д.
Исходя из этого, авторы делят агрессивные проявления на два типа:
- мотивационная агрессия, как самоценность;
- инструментальная - как средство.
Определив уровень таких деструктивных тенденций. Можно с большей вероятностью прогнозировать возможность проявления агрессивности.
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как "…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
- физическая агрессия - использование
физической силы против
- косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
- раздражение - готовность
к проявлению негативных
- негативизм - оппозиционна
манера в поведении от
- обида - зависть и ненависть
к окружающим за
- подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред;
- вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов;
- чувство вины - выражает
возможное убеждение субъекта
в том, что он является плохим
человеком, что поступает зло,
а также ощущаемые им
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". Ответы оцениваются по восьми указанным шкалам. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 +- 4, а враждебности 6,5-7 +- 3.
Опросник Баса Дарки следует использовать в совокупности с другими методиками: личностными тестами (Кеттел, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.
При составлении опросника использовались принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
- вопросы формулируются
таким образом, чтобы в
Опросник
1.
Временами я не могу |
да |
нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю |
да |
нет |
3.
Я легко раздражаюсь, но |
да |
нет |
4.
Если меня не попросят по- |
да |
нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено |
да |
нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной |
да |
нет |
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать |
да |
нет |
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести |
да |
нет |
9.
Мне кажется, что я не |
да |
нет |
10.
Я никогда не раздражаюсь |
да |
нет |
11.
Я всегда снисходителен к |
да |
нет |
12.
Если мне не нравится |
да |
нет |
13.
Другие умеют почти всегда
пользоваться благоприятными |
да |
нет |
14.
Я держусь настороженно с |
да |
нет |
15. Я часто бываю несогласен с людьми |
да |
нет |
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь |
да |
нет |
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему |
да |
нет |
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями |
да |
нет |
19.
Я гораздо более раздражителен, |
да |
нет |
20.
Если кто-то воображает себя
начальником, я всегда |
да |
нет |
21. Меня немного огорчает моя судьба |
да |
нет |
22. Я думаю, что многие люди не любят меня |
да |
нет |
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной |
да |
нет |
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины |
да |
нет |
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку |
да |
нет |
26. Я не способен на грубые шутки |
да |
нет |
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются |
да |
нет |
28.
Когда люди строят из себя
начальников, я делаю все, |
да |
нет |
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится |
да |
нет |
30. Довольно многие люди завидуют мне |
да |
нет |
31. Я требую, чтобы люди уважали меня |
да |
нет |
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей |
да |
нет |
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" |
да |
нет |
34. Я никогда не бываю мрачен от злости |
да |
нет |
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь |
да |
нет |
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания |
да |
нет |
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть |
да |
нет |
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются |
да |
нет |
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям |
да |
нет |
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены |
да |
нет |
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня |
да |
нет |
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь |
да |
нет |
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием |
да |
нет |
44.
Нет людей, которых бы я по- |
да |
нет |
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" |
да |
нет |
46.
Если кто-нибудь раздражает |
да |
нет |
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею |
да |
нет |
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь |
да |
нет |
49.
С детства я никогда не |
да |
нет |
50.
Я часто чувствую себя как
пороховая бочка, готовая |
да |
нет |
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать |
да |
нет |
52.
Я всегда думаю о том, какие
тайные причины заставляют |
да |
нет |
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ |
да |
нет |
54. Неудачи огорчают меня |
да |
нет |
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие |
да |
нет |
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее |
да |
нет |
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку |
да |
нет |
58.
Иногда я чувствую, что жизнь
поступает со мной |
да |
нет |
59.
Раньше я думал, что |
да |
нет |
60. Я ругаюсь только со злости |
да |
нет |
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть |
да |
нет |
62.
Если для защиты своих прав
мне нужно применить |
да |
нет |
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу |
да |
нет |
64.
Я бываю грубоват по отношению
к людям, которые мне не |
да |
нет |
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить |
да |
нет |
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает |
да |
нет |
67.
Я часто думаю, что жил |
да |
нет |
68.
Я знаю людей, которые |
да |
нет |
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей |
да |
нет |
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня |
да |
нет |
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение |
да |
нет |
72. В последнее время я стал занудой |
да |
нет |
73. В споре я часто повышаю голос |
да |
нет |
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям |
да |
нет |
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить |
да |
нет |
Протокол №1
Испытуемый: Тарлецкая Ольга
Возраст: 15
Ответный лист:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
+ |
16 |
+ |
31 |
+ |
46 |
+ |
61 |
+ |
2 |
+ |
17 |
- |
32 |
+ |
47 |
+ |
62 |
- |
3 |
+ |
18 |
- |
33 |
+ |
48 |
- |
63 |
- |
4 |
- |
19 |
+ |
34 |
- |
49 |
- |
64 |
- |
5 |
+ |
20 |
- |
35 |
+ |
50 |
+ |
65 |
- |
6 |
- |
21 |
+ |
36 |
- |
51 |
- |
66 |
+ |
7 |
- |
22 |
+ |
37 |
+ |
52 |
+ |
67 |
+ |
8 |
+ |
23 |
+ |
38 |
- |
53 |
+ |
68 |
- |
9 |
- |
24 |
- |
39 |
- |
54 |
+ |
69 |
+ |
10 |
+ |
25 |
+ |
40 |
+ |
55 |
+ |
70 |
+ |
11 |
+ |
26 |
- |
41 |
+ |
56 |
- |
71 |
+ |
12 |
+ |
27 |
+ |
42 |
+ |
57 |
+ |
72 |
- |
13 |
- |
28 |
+ |
43 |
+ |
58 |
+ |
73 |
+ |
14 |
+ |
29 |
+ |
44 |
- |
59 |
+ |
74 |
+ |
15 |
+ |
30 |
- |
45 |
+ |
60 |
+ |
75 |
+ |
Обработка и интерпретация результатов:
- физическая агрессия: 8 баллов;
- косвенная агрессия: 5 баллов;
- раздражение: 6 баллов;
- негативизм: 3балла;
- обида: 5 баллов;
- чувство вины: 8 баллов;
- вербальная агрессия: 8 баллов;
- подозрительность: 5 баллов.
Индекс агрессивности = физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия = 21
Индекс враждебности = обида + подозрительность = 10
Индексы агрессивности и враждебности в норме. Однако уровни физической и вербальной агрессии высоки – 8 баллов, что говорит о несдержанности Ольги в общении. Она может накричать и даже ударить своего собеседника в споре, вспыльчива и не всегда себя контролирует. Все эти свойства общения уходят корнями в высокое чувство вины – именно это причина агрессивности и раздражительности, уровень которой так же высок. Негативизм – 3 балла из возможных 4 говорит о том, что испытуемая смотрит на мир в призме неприятия и видит все в серых красках и темных тонах.
Протокол №2
Испытуемый: Макарченя Александра
Возраст: 14
Ответный лист:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
- |
16 |
+ |
31 |
+ |
46 |
+ |
61 |
- |
2 |
+ |
17 |
- |
32 |
+ |
47 |
- |
62 |
- |
3 |
+ |
18 |
+ |
33 |
- |
48 |
- |
63 |
+ |
4 |
- |
19 |
+ |
34 |
- |
49 |
- |
64 |
- |
5 |
+ |
20 |
- |
35 |
- |
50 |
- |
65 |
- |
6 |
- |
21 |
+ |
36 |
- |
51 |
+ |
66 |
+ |
7 |
- |
22 |
- |
37 |
+ |
52 |
+ |
67 |
+ |
8 |
+ |
23 |
+ |
38 |
+ |
53 |
+ |
68 |
- |
9 |
+ |
24 |
- |
39 |
- |
54 |
+ |
69 |
+ |
10 |
- |
25 |
- |
40 |
+ |
55 |
- |
70 |
+ |
11 |
- |
26 |
- |
41 |
- |
56 |
- |
71 |
+ |
12 |
+ |
27 |
- |
42 |
+ |
57 |
+ |
72 |
- |
13 |
- |
28 |
+ |
43 |
- |
58 |
+ |
73 |
+ |
14 |
- |
29 |
- |
44 |
- |
59 |
+ |
74 |
+ |
15 |
- |
30 |
+ |
45 |
+ |
60 |
+ |
75 |
- |
Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности