Психологическая характеристика агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ.docx

— 217.44 Кб (Скачать документ)

 

Обработка результатов:

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100 = 7
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104 = 6
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108 = 4
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112 = 4
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116 = 8
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120 = 8
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124 = 12
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128 = 9

 

 

                                                    1                           8


 

                          2                                                                                 7             


                                                                      8                


                                     16         12         8         4        4         4        8        12        16




                          3                                                                                  6

 

                                                  4                              5

 

Рисунок 3.2.2 – Психограмма  Тарлецкой  Ольги

Доминирование = (1-5) + 0,7*(8+2-4-6) = 3,9

Дружелюбие – (7-3) + 0,7* (8-2-4+6) = 12,9

В личности Ольги присутствует склонность к соперничеству, которая  прочем не ставит ее на позиции лидера, хотя испытуемая упорна и настойчива в своих суждениях. При этом присутствует критичность в суждениях, что  приводит к спорам и раздражительности. При всех этих качествах Ольга  легко меняет свое мнение, по причине  склонности в подчиняемости (низкий уровень доминирования это подтверждает). Показатели дружелюбности и альтруизма высокие, что в совокупности с  другими показателями (довольно низкими) говорит скорее о том, что это  внешняя маска, нежели искреннее  поведение.

 

 

             Протокол №2

Испытуемый: Макарченя Александра

Возраст: 14

Ответный лист:

1

 

33

+

65

+

97

+

2

+

34

+

66

+

98

 

3

+

35

+

67

 

99

 

4

+

36

 

68

+

100

 

5

+

37

+

69

+

101

 

6

+

38

 

70

 

102

+

7

+

39

 

71

 

103

 

8

+

40

+

72

+

104

 

9

+

41

 

73

+

105

+

10

+

42

 

74

 

106

 

11

+

43

+

75

+

107

+

12

+

44

+

76

 

108

 

13

 

45

+

77

 

109

+

14

 

46

+

78

 

110

+

15

+

47

 

79

+

111

+

16

 

48

 

80

 

112

 

17

+

49

 

81

 

113

+

18

+

50

 

82

 

114

 

19

 

51

+

83

 

115

 

20

 

52

+

84

 

116

 

21

+

53

+

85

+

117

 

22

 

54

 

86

 

118

 

23

+

55

+

87

+

119

+

24

+

56

+

88

+

120

 

25

+

57

 

89

+

121

+

26

+

58

+

90

 

122

 

27

+

59

+

91

 

123

+

28

+

60

+

92

 

124

 

29

+

61

 

93

 

125

+

30

+

62

+

94

 

126

 

31

+

63

+

95

+

127

+

32

 

64

+

96

+

128

 

 

Обработка результатов:

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100 = 10
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104 = 9
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108 = 10
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112 = 7
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116 = 5
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120 = 10
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124 = 10
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128 = 10


                                                     1                       8      


                        2                                                                                    7


                                                                   8


                                     16         12         8        4      4         4        8        12        16




                        3                                                                                  6

                                                    4                        5

 

 

Рисунок 3.2.3 – Психограмма  Макарчени  Александры

Доминирование = (1-5) + 0,7*(8+2-4-6) = 6,4

Дружелюбие – (7-3) + 0,7* (8-2-4+6) = 2,8

Александра авторитарна, умеет отстоять свое мнение. При  этом проявляет агрессивность по отношению к окружающим, однако коэффициент  зависимости высок, что говорит  о том, что испытуемая считает, что  другие правы больше, чем она. Здесь  наблюдается конфликт – Александра не уверена в себе, но даже тогда  когда она не уверена в правоте, то будет отстаивать свою точку зрения какой бы она не была. Такая показная уверенность в себе дает относительно не маленький коэффициент доминирования. В своем арсенале общения испытуемая имеет достаточно развитые механизмы  вытеснения нежеланных ей лиц из микрогрупп и подавление мнений окружающих.

 

 

 

 

Протокол  №3

Испытуемый: Мороз Максим

Возраст: 15

Ответный лист:

1

+

33

 

65

 

97

+

2

 

34

+

66

 

98

 

3

+

35

 

67

 

99

+

4

+

36

+

68

 

100

 

5

+

37

+

69

 

101

 

6

 

38

+

70

 

102

 

7

+

39

+

71

 

103

 

8

 

40

+

72

+

104

 

9

 

41

+

73

 

105

 

10

 

42

 

74

+

106

 

11

+

43

 

75

 

107

 

12

+

44

+

76

 

108

 

13

 

45

+

77

 

109

+

14

 

46

 

78

 

110

+

15

+

47

+

79

+

111

+

16

+

48

 

80

 

112

 

17

+

49

 

81

 

113

 

18

+

50

 

82

 

114

 

19

 

51

 

83

 

115

 

20

 

52

+

84

 

116

 

21

+

53

 

85

 

117

 

22

 

54

+

86

 

118

 

23

+

55

+

87

 

119

 

24

 

56

 

88

 

120

 

25

+

57

 

89

 

121

+

26

+

58

 

90

 

122

 

27

+

59

+

91

 

123

+

28

+

60

+

92

 

124

 

29

 

61

+

93

 

125

 

30

 

62

+

94

 

126

 

31

+

63

 

95

 

127

 

32

 

64

+

96

+

128

 

 

Обработка результатов:

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100 = 7
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104 = 7
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108 = 5
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112 = 8
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116 = 3
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120 = 4
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124 = 8
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128 = 5



 

                                                                    8


                                                                   


                                16         12         8        4      4         4        8        12        16            



 

 

 

 

 

Рисунок 3.2.4 – Психограмма  Мороза Максима

Доминирование = (1-5) + 0,7*(8+2-4-6) = 4

Дружелюбие – (7-3) + 0,7* (8-2-4+6) = -1,2

По психограмме видно, что в характере Максима присутствуют черты менее приближенные к пограничным  значениям, чем в предыдущих 2 случаях. Преобладает подозрительность к  окружающим, при этом присутствует нормальное значение дружелюбия (8 баллов) – это говорит об открытости для  общения, но открывается испытуемый далеко не каждому. Однако коэффициент  дружелюбия имеет отрицательное  значение, что говорит, что общение  Максим начинает с позиций агрессивно-доминирующих, хотя и не прочь пообщаться с человеком, он однако с первых минут пытается оказаться «выше» (низкие значения зависимости и подчиняемости  – 4 и 3 балла соответственно это  подтверждают еще раз)

 

 

 

 

                    3.3Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»

 

      Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Рзработана Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым.

                                                  Опросник

 

1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

да

нет

2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.

да

нет

3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.

да

нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.

да

нет

5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.

да

нет

6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.

да

нет

7. Я часто злюсь, когда мне возражают.

да

нет

8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.

да

нет

9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

да

нет

10. Мнение, что нападение - лучшая защита, правильное.

да

нет

11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.

да

нет

12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.

да

нет

13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.

да

нет

14. Я считаю, что добро эффективнее мести.

да

нет

15. Каждый человек имеет право на свое мнение.

да

нет

16. Я верю в честность намерений большинства людей.

да

нет

17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

да

нет

18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.

да

нет

19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.

да

нет

20. Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.

да

нет

21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.

да

нет

22. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.

да

нет

23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.

да

нет

24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.

да

нет

25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

да

нет

26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.

да

нет

27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.

да

нет

28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.

да

нет

29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.

да

нет

30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.

да

нет

31. Утверждение: «Ум - хорошо, а два - лучше» - справедливо.

да

нет

32 Утверждение: «Не обманешь - не проживешь» тоже справедливо.

да

нет

33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

да

нет

34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.

да

нет

35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.

да

нет

36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.

да

нет

37. Я стараюсь избегать обострения отношений.

да

нет

38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.

да

нет

39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.

да

нет

40. Я осуждаю недоверчивых людей.

да

нет

41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

да

нет

42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.

да

нет

43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.

да

нет

44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.

да

нет

45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

да

нет

46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.

да

нет

47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.

да

нет

48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.

да

нет

49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.

да

нет

50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть.

да

нет

51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.

да

нет

52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.

да

нет

53. В решении любой проблемы я предпочитаю золотую середину.

да

нет

54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.

да

нет

55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.

да

нет

56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.

да

нет

57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

да

нет

58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.

да

нет

59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

да

нет

60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.

да

нет

61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.

да

нет

62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.

да

нет

63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.

да

нет

64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.

да

нет

65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.

да

нет

66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.

да

нет

67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.

да

нет

68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной - моя или чужая.

да

нет

69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.

да

нет

70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.

да

нет

71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.

да

нет

72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.

да

нет

73. Обычно меня трудно вывести из себя.

да

нет

74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.

да

нет

75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.

да

нет

76. Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.

да

нет

77. Пойти на компромисс - значит показать свою слабость.

да

нет

78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?

да

нет

79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.

да

нет

80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

да

нет


 

  1. Вспыльчивость:

Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;

Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.

  1. Напористость, наступательность:

Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;

Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.

  1. Обидчивость:

Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;

Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.

  1. Неуступчивость:

Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;

Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.

  1. Бескомпромиссность:

Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;

Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77

  1. Мстительность:

Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;

Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.

  1. Нетерпимость к мнению других:

Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;

Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.

  1. Подозрительность:

Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;

Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.

За каждый ответ «Да» или  «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут  набрать от 0 до 10 баллов.

 

Протокол  №1

Испытуемый: Тарлецкая  Ольга

Возраст: 15

Ответный лист:

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

+

21

+

41

 

61

+

2

-

22

+

42

-

62

+

3

+

23

-

43

+

63

-

4

-

24

-

44

+

64

+

5

+

25

-

45

+

65

-

6

-

26

+

46

+

66

-

7

-

27

+

47

-

67

-

8

+

28

-

48

-

68

+

9

-

29

+

49

-

69

-

10

-

30

+

50

-

70

-

11

-

31

-

51

+

71

+

12

+

32

+

52

+

72

-

13

+

33

-

53

+

73

+

14

-

34

+

54

-

74

-

15

+

35

-

55

-

75

-

16

+

36

-

56

+

76

-

17

-

37

+

57

-

77

-

18

-

38

-

58

+

78

-

19

+

39

-

59

+

79

-

20

-

40

-

60

-

80

+


 

Обработка результатов:

Вспыльчивость = 6;

Напористость, наступательность = 1;

Обидчивость = 7;

Неуступчивость = 1;

Бескомпромиссность = 9;

Мстительность = 6;

Нетерпимость к мнению других = 2;

Подозрительность = 5.

Позитивная агрессия = наступательность (напористость)  + неуступчивость = 2

Негативная агрессия = нетерпимость к мнению других + мстительность = 8

Обобщенный показатель конфликтности = бескомпромиссность + вспыльчивость + обидчивость + подозрительность = 27

Результаты этого теста  опять показывают на высокий уровень  подозрительности у испытуемой. Ольга  вспыльчивый человек и обидчивый. Чувство обидчивости уходит корнями  в чувство вины, которое обсуждалось  в 1 методике, чтобы легче относиться к поступкам окружающих Ольге  рекомендуется работать над упражнениями по упрощению чувства вины по отношению  к самой себе. Мстительность и  бескомпромиссность говорят и том, что испытуемая долго помнит свои обиды, переживает и держит эти чувства  в себе, что приводит к еще большей  нервозности. Относительно высокий  показатель конфликтности при соотношении  негативной и позитивной агрессии показывает  о склонности Ольги решать вопросы  спорами и криками и вступать в открытые конфликты с окружающими.

 

Протокол  №2

Испытуемый: Макарченя  Александра

Возраст: 14

Ответный лист:

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

+

21

+

41

-

61

+

2

+

22

+

42

+

62

+

3

-

23

+

43

+

63

+

4

+

24

-

44

+

64

-

5

+

25

-

45

+

65

+

6

+

26

+

46

-

66

+

7

+

27

+

47

-

67

+

8

-

28

-

48

-

68

-

9

+

29

+

49

-

69

+

10

+

30

-

50

-

70

-

11

+

31

+

51

+

71

+

12

+

32

+

52

+

72

-

13

+

33

-

53

+

73

+

14

+

34

-

54

-

74

-

15

+

35

+

55

-

75

-

16

-

36

-

56

+

76

-

17

+

37

+

57

-

77

-

18

-

38

+

58

+

78

-

19

+

39

-

59

+

79

-

20

-

40

-

60

-

80

+

Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности