Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
Обработка результатов:
2
3
Рисунок 3.2.2 – Психограмма Тарлецкой Ольги
Доминирование = (1-5) + 0,7*(8+2-4-6) = 3,9
Дружелюбие – (7-3) + 0,7* (8-2-4+6) = 12,9
В личности Ольги присутствует
склонность к соперничеству, которая
прочем не ставит ее на позиции лидера,
хотя испытуемая упорна и настойчива
в своих суждениях. При этом присутствует
критичность в суждениях, что
приводит к спорам и раздражительности.
При всех этих качествах Ольга
легко меняет свое мнение, по причине
склонности в подчиняемости (низкий
уровень доминирования это
Протокол №2
Испытуемый: Макарченя Александра
Возраст: 14
Ответный лист:
1 |
33 |
+ |
65 |
+ |
97 |
+ | |
2 |
+ |
34 |
+ |
66 |
+ |
98 |
|
3 |
+ |
35 |
+ |
67 |
99 |
||
4 |
+ |
36 |
68 |
+ |
100 |
||
5 |
+ |
37 |
+ |
69 |
+ |
101 |
|
6 |
+ |
38 |
70 |
102 |
+ | ||
7 |
+ |
39 |
71 |
103 |
|||
8 |
+ |
40 |
+ |
72 |
+ |
104 |
|
9 |
+ |
41 |
73 |
+ |
105 |
+ | |
10 |
+ |
42 |
74 |
106 |
|||
11 |
+ |
43 |
+ |
75 |
+ |
107 |
+ |
12 |
+ |
44 |
+ |
76 |
108 |
||
13 |
45 |
+ |
77 |
109 |
+ | ||
14 |
46 |
+ |
78 |
110 |
+ | ||
15 |
+ |
47 |
79 |
+ |
111 |
+ | |
16 |
48 |
80 |
112 |
||||
17 |
+ |
49 |
81 |
113 |
+ | ||
18 |
+ |
50 |
82 |
114 |
|||
19 |
51 |
+ |
83 |
115 |
|||
20 |
52 |
+ |
84 |
116 |
|||
21 |
+ |
53 |
+ |
85 |
+ |
117 |
|
22 |
54 |
86 |
118 |
||||
23 |
+ |
55 |
+ |
87 |
+ |
119 |
+ |
24 |
+ |
56 |
+ |
88 |
+ |
120 |
|
25 |
+ |
57 |
89 |
+ |
121 |
+ | |
26 |
+ |
58 |
+ |
90 |
122 |
||
27 |
+ |
59 |
+ |
91 |
123 |
+ | |
28 |
+ |
60 |
+ |
92 |
124 |
||
29 |
+ |
61 |
93 |
125 |
+ | ||
30 |
+ |
62 |
+ |
94 |
126 |
||
31 |
+ |
63 |
+ |
95 |
+ |
127 |
+ |
32 |
64 |
+ |
96 |
+ |
128 |
Обработка результатов:
2
3
Рисунок 3.2.3 – Психограмма Макарчени Александры
Доминирование = (1-5) + 0,7*(8+2-4-6) = 6,4
Дружелюбие – (7-3) + 0,7* (8-2-4+6) = 2,8
Александра авторитарна,
умеет отстоять свое мнение. При
этом проявляет агрессивность по
отношению к окружающим, однако коэффициент
зависимости высок, что говорит
о том, что испытуемая считает, что
другие правы больше, чем она. Здесь
наблюдается конфликт – Александра
не уверена в себе, но даже тогда
когда она не уверена в правоте,
то будет отстаивать свою точку зрения
какой бы она не была. Такая показная
уверенность в себе дает относительно
не маленький коэффициент
Протокол №3
Испытуемый: Мороз Максим
Возраст: 15
Ответный лист:
1 |
+ |
33 |
65 |
97 |
+ | ||
2 |
34 |
+ |
66 |
98 |
|||
3 |
+ |
35 |
67 |
99 |
+ | ||
4 |
+ |
36 |
+ |
68 |
100 |
||
5 |
+ |
37 |
+ |
69 |
101 |
||
6 |
38 |
+ |
70 |
102 |
|||
7 |
+ |
39 |
+ |
71 |
103 |
||
8 |
40 |
+ |
72 |
+ |
104 |
||
9 |
41 |
+ |
73 |
105 |
|||
10 |
42 |
74 |
+ |
106 |
|||
11 |
+ |
43 |
75 |
107 |
|||
12 |
+ |
44 |
+ |
76 |
108 |
||
13 |
45 |
+ |
77 |
109 |
+ | ||
14 |
46 |
78 |
110 |
+ | |||
15 |
+ |
47 |
+ |
79 |
+ |
111 |
+ |
16 |
+ |
48 |
80 |
112 |
|||
17 |
+ |
49 |
81 |
113 |
|||
18 |
+ |
50 |
82 |
114 |
|||
19 |
51 |
83 |
115 |
||||
20 |
52 |
+ |
84 |
116 |
|||
21 |
+ |
53 |
85 |
117 |
|||
22 |
54 |
+ |
86 |
118 |
|||
23 |
+ |
55 |
+ |
87 |
119 |
||
24 |
56 |
88 |
120 |
||||
25 |
+ |
57 |
89 |
121 |
+ | ||
26 |
+ |
58 |
90 |
122 |
|||
27 |
+ |
59 |
+ |
91 |
123 |
+ | |
28 |
+ |
60 |
+ |
92 |
124 |
||
29 |
61 |
+ |
93 |
125 |
|||
30 |
62 |
+ |
94 |
126 |
|||
31 |
+ |
63 |
95 |
127 |
|||
32 |
64 |
+ |
96 |
+ |
128 |
Обработка результатов:
Рисунок 3.2.4 – Психограмма Мороза Максима
Доминирование = (1-5) + 0,7*(8+2-4-6) = 4
Дружелюбие – (7-3) + 0,7* (8-2-4+6) = -1,2
По психограмме видно,
что в характере Максима
3.3Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»
Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Рзработана Е. П. Ильиным, П. А. Ковалевым.
1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. |
да |
нет |
2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу. |
да |
нет |
3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела. |
да |
нет |
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю. |
да |
нет |
5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях. |
да |
нет |
6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья. |
да |
нет |
7. Я часто злюсь, когда мне возражают. |
да |
нет |
8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо. |
да |
нет |
9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. |
да |
нет |
10. Мнение, что нападение - лучшая защита, правильное. |
да |
нет |
11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня. |
да |
нет |
12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять. |
да |
нет |
13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех. |
да |
нет |
14. Я считаю, что добро эффективнее мести. |
да |
нет |
15. Каждый человек имеет право на свое мнение. |
да |
нет |
16. Я верю в честность намерений большинства людей. |
да |
нет |
17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. |
да |
нет |
18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения. |
да |
нет |
19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы. |
да |
нет |
20. Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор. |
да |
нет |
21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию. |
да |
нет |
22. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив. |
да |
нет |
23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других. |
да |
нет |
24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно. |
да |
нет |
25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания. |
да |
нет |
26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне. |
да |
нет |
27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих. |
да |
нет |
28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми. |
да |
нет |
29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны. |
да |
нет |
30. Я уважаю людей, которые не помнят зла. |
да |
нет |
31. Утверждение: «Ум - хорошо, а два - лучше» - справедливо. |
да |
нет |
32 Утверждение: «Не обманешь - не проживешь» тоже справедливо. |
да |
нет |
33. У меня никогда не бывает вспышек гнева. |
да |
нет |
34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной. |
да |
нет |
35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня. |
да |
нет |
36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю. |
да |
нет |
37. Я стараюсь избегать обострения отношений. |
да |
нет |
38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков. |
да |
нет |
39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ. |
да |
нет |
40. Я осуждаю недоверчивых людей. |
да |
нет |
41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой. |
да |
нет |
42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту. |
да |
нет |
43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые. |
да |
нет |
44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса. |
да |
нет |
45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. |
да |
нет |
46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим. |
да |
нет |
47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение. |
да |
нет |
48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно. |
да |
нет |
49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой. |
да |
нет |
50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть. |
да |
нет |
51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя. |
да |
нет |
52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать. |
да |
нет |
53. В решении любой проблемы я предпочитаю золотую середину. |
да |
нет |
54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям. |
да |
нет |
55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему. |
да |
нет |
56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей. |
да |
нет |
57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте. |
да |
нет |
58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение. |
да |
нет |
59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. |
да |
нет |
60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других. |
да |
нет |
61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило. |
да |
нет |
62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным. |
да |
нет |
63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами. |
да |
нет |
64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти. |
да |
нет |
65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают. |
да |
нет |
66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться. |
да |
нет |
67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди. |
да |
нет |
68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной - моя или чужая. |
да |
нет |
69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора. |
да |
нет |
70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику. |
да |
нет |
71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному. |
да |
нет |
72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей. |
да |
нет |
73. Обычно меня трудно вывести из себя. |
да |
нет |
74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать. |
да |
нет |
75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках. |
да |
нет |
76. Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар. |
да |
нет |
77. Пойти на компромисс - значит показать свою слабость. |
да |
нет |
78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую? |
да |
нет |
79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным. |
да |
нет |
80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности. |
да |
нет |
Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.
Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;
Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.
Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;
Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.
Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;
Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.
Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;
Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77
Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;
Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.
Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;
Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.
Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;
Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.
За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Протокол №1
Испытуемый: Тарлецкая Ольга
Возраст: 15
Ответный лист:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
+ |
21 |
+ |
41 |
61 |
+ | |
2 |
- |
22 |
+ |
42 |
- |
62 |
+ |
3 |
+ |
23 |
- |
43 |
+ |
63 |
- |
4 |
- |
24 |
- |
44 |
+ |
64 |
+ |
5 |
+ |
25 |
- |
45 |
+ |
65 |
- |
6 |
- |
26 |
+ |
46 |
+ |
66 |
- |
7 |
- |
27 |
+ |
47 |
- |
67 |
- |
8 |
+ |
28 |
- |
48 |
- |
68 |
+ |
9 |
- |
29 |
+ |
49 |
- |
69 |
- |
10 |
- |
30 |
+ |
50 |
- |
70 |
- |
11 |
- |
31 |
- |
51 |
+ |
71 |
+ |
12 |
+ |
32 |
+ |
52 |
+ |
72 |
- |
13 |
+ |
33 |
- |
53 |
+ |
73 |
+ |
14 |
- |
34 |
+ |
54 |
- |
74 |
- |
15 |
+ |
35 |
- |
55 |
- |
75 |
- |
16 |
+ |
36 |
- |
56 |
+ |
76 |
- |
17 |
- |
37 |
+ |
57 |
- |
77 |
- |
18 |
- |
38 |
- |
58 |
+ |
78 |
- |
19 |
+ |
39 |
- |
59 |
+ |
79 |
- |
20 |
- |
40 |
- |
60 |
- |
80 |
+ |
Обработка результатов:
Вспыльчивость = 6;
Напористость, наступательность = 1;
Обидчивость = 7;
Неуступчивость = 1;
Бескомпромиссность = 9;
Мстительность = 6;
Нетерпимость к мнению других = 2;
Подозрительность = 5.
Позитивная агрессия = наступательность (напористость) + неуступчивость = 2
Негативная агрессия = нетерпимость к мнению других + мстительность = 8
Обобщенный показатель конфликтности = бескомпромиссность + вспыльчивость + обидчивость + подозрительность = 27
Результаты этого теста
опять показывают на высокий уровень
подозрительности у испытуемой. Ольга
вспыльчивый человек и
Протокол №2
Испытуемый: Макарченя Александра
Возраст: 14
Ответный лист:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
1 |
+ |
21 |
+ |
41 |
- |
61 |
+ |
2 |
+ |
22 |
+ |
42 |
+ |
62 |
+ |
3 |
- |
23 |
+ |
43 |
+ |
63 |
+ |
4 |
+ |
24 |
- |
44 |
+ |
64 |
- |
5 |
+ |
25 |
- |
45 |
+ |
65 |
+ |
6 |
+ |
26 |
+ |
46 |
- |
66 |
+ |
7 |
+ |
27 |
+ |
47 |
- |
67 |
+ |
8 |
- |
28 |
- |
48 |
- |
68 |
- |
9 |
+ |
29 |
+ |
49 |
- |
69 |
+ |
10 |
+ |
30 |
- |
50 |
- |
70 |
- |
11 |
+ |
31 |
+ |
51 |
+ |
71 |
+ |
12 |
+ |
32 |
+ |
52 |
+ |
72 |
- |
13 |
+ |
33 |
- |
53 |
+ |
73 |
+ |
14 |
+ |
34 |
- |
54 |
- |
74 |
- |
15 |
+ |
35 |
+ |
55 |
- |
75 |
- |
16 |
- |
36 |
- |
56 |
+ |
76 |
- |
17 |
+ |
37 |
+ |
57 |
- |
77 |
- |
18 |
- |
38 |
+ |
58 |
+ |
78 |
- |
19 |
+ |
39 |
- |
59 |
+ |
79 |
- |
20 |
- |
40 |
- |
60 |
- |
80 |
+ |
Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности