Психологическая характеристика агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ.docx

— 217.44 Кб (Скачать документ)

В качестве аффектирующих  психологических характеристик  обычно рассматриваются также предвзятость атрибуций враждебности - тенденция усматривать враждебность в чужих действиях и убежденность индивидуума в том, что он в любой ситуации остается хозяином своей судьбы (локус контроля). О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности детей:

1. Защитная. Возникает тогда,  когда при наличии у ребенка  активной позиции закрепляется  страх перед окружающим миром.  Основная функция агрессии в  этом случае - защита от внешнего  мира, который представляется ребенку  небезопасным.

2. Деструктивная. Если  у ребенка в раннем возрасте  отсутствует автономность, способность  к самостоятельным выборам, суждениям,  оценкам, то в активном варианте  у него появляется деструктивная  агрессивность.

3. Демонстративная. Возникает  не как защита от внешнего  мира и не причинение вреда  кому-либо, а как желание ребенка  обратить на себя внимание.

Рассматривая проявления агрессивности у подростков в  рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, прежде всего отмечают ту пагубную роль агрессии, которую она играет в становлении  личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную  жертву всех настоящих и будущих  конфликтов. Менее заметно, но не менее  пагубно деформирующее влияние  агрессии на общее развитие всех высших психических функций. Более грубые нарушения обнаруживаются, как правило, в специфических заболеваниях: дефектах речи, нарушениях работоспособности, аллергиях, бронхиальной астме, энурезе и т. п. [12] В целом же собственные агрессивные проявления или же постоянное ожидание подобного от окружающих ограничивают активность ребенка, усиливают его тревожность, формируют заниженную или компенсированную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно опасающихся агрессии, относят к группе детей с аффективным поведением, к группе риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

              

 

 

               2.  АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ

2.1Основные психологические  особенности подростков

 

        Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. 

Границы подросткового периода  примерно совпадают с обучением  детей в 5 – 9 классах средней школы  и охватывают возраст от 10 – 11 до 15 лет, но фактическое вступление в  подростковый возраст может не совпадать  с переходом в 5-й класс и  происходить на год раньше или  позже.

Особое положение подросткового  периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них  зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов  развития, связанных с переходом  от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления  происходит становление качественно  новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки  организма, самосознания, отношений  с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной  деятельности, содержания морально-этических  норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно  слышать такие разговоры: был  послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным  – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным  и решительным и т.д.

Первая общая закономерность и  острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений  с родителями, переход от детской  зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое  состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»  моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в  мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с  внутренними гормональными  и  физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.      

 Второй момент –  окончание детства  и переход  в мир взрослых связан с  развитием в сознание подростка  критического рефлектирующего мышления  в рассудочной форме. Это и  есть определяющее состояние  подростка  в психике. Оно  и создает основное ведущее  противоречие в жизни подростка.  Рассудочная т.е. формальная жесткая  логика владеет умом подростка.  Именно так: не он владеет  этой логикой, но она возникает  в его сознании как некая  принудительная сила. Она требует  на любой вопрос однозначного  ответа и оценки: истина или  ложь, да или нет. И это создает  в сознании подростка определенную  тенденцию к максимализму, заставляет  его жертвовать дружбой, становится  в антагонистические отношения   с близкими людьми, поскольку   многообразие и противоречивость  реальности и человеческих отношений   не укладывается    в рамки  рассудочной логики, а он готов  отвергнуть всё что не соответствует  этой логике, так как именно  она господствующая сила в  его сознании, критерий его суждений  и оценок.

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту  и содержанию сознания подросток  остается еще ребенком. Протестуя  против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении  прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог  бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Главным противоречием подросткового  возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения  в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей  формой сознательного отношения к миру, и неличным миром  взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в  то же время  провозглашающим рассудочность (сознательность»)  своего бытия.

Актуальность этой темы в том,  что почти каждый подросток, во время   переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст –  самый короткий период жизни, но очень  важный. И важно без особых  травм пережить его.

Вторая особенность и ценнейшее  психологическое приобретение подростка  – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания  и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением  которого является он сам. Обретая способность  погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и  юноша открывают целый мир  новых чувств, они начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже  не как производные от каких-то внешних  событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная, безличная  информация нередко стимулирует  юношу к интроспекции, размышлению  о себе и своих проблемах. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие  своего внутреннего мира – очень  важное, радостное и волнующее  событие, но оно вызывает также много  тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества».

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым  образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает  с этим образом полностью.

«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального  начала. Напротив, чем старше и более  развит человек, тем больше он находит  различий между собой и «усредненным»  сверстником. Отсюда – напряженная  потребность в психологической  интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание  своей  непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми».

Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести  и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная  с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны  к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению  иррационального детского страха. Обостренное  чувство необратимости времени  нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует  себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления  о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а  взрослость нередко отождествляется  с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся  к подростковому возрасту – это  большое значение, которое юноши  и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом  человек привыкает к своей  внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней  уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности  - умственные способности, волевые и  моральные качества, от которых зависят  успешная деятельность и отношения  с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству  показателей более реалистичны  и объективны, чем юношеские, а  юношеские, чем подростковые. Но эта  тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом  самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок  сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают  мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах  деятельности, значимость которых –  учеба, спорт, какие-то любительские занятия  – может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки  как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и  трудности переориентации с внешней  оценки на самооценку порождают ряд  внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих  переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием  к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое  индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. 

Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого  периода состоит не только в вышеперечисленных  особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

 

 

                  2.2Специфика агрессии в подростковом  возрасте

 

      Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

    В теориях возникновения агрессии у подростков можно выделить две основные тенденции. Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором         подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального         состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается         динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным         механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Часто признаки разлада  личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества  и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего  мира сопутствуют жестокой агрессии.       

Внутри подросткового  возраста, как у мальчиков, так  и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и  более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два  пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного   поведения у мальчиков и девочек  показало, что у мальчиков наиболее  выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а  у  девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким  образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение  ее в прямой, открытой форме и  непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение   именно вербальной агрессии в любых  ее формах - прямой или косвенной.

Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности