Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68
- несправедливые требования;
- хамство, прямая агрессия, оскорбления.
Психологическая агрессия обижает,
злит, расстраивает людей, т.е. нарушает
их психологическую целостность. Следует
отметить, что в жизни чаще всего
встречается сочетание
Рассмотрим основные деятельностные формы проявления агрессии: ярость, раздражение, злость, ненависть.
Ярость - это основное состояние, характеризующее агрессию.
Раздражение - слабо выраженное проявление агрессии, которое сигнализирует о потенциале реакций ярости и в хронической форме предстает в виде раздражительности.
Злость - более интенсивное проявление агрессии, чем раздражение, однако более дифференцированное по своему содержанию и природе.
Ненависть - наиболее тяжелое
и доминирующее проявление агрессии.
В противоположность остроте
реакций ярости и легко варьирующим
когнитивным аспектам злости и ярости
когнитивный аспект ненависти является
хроническим и стабильным. Ненависть
укоренена в характере
Интенсивность агрессивных
проявлений - раздражения, злости или
ярости — в целом зависит от
их силы и психологических "функций":
отстаивания автономии, удаления препятствий
или барьеров на пути желаемого уровня
удовлетворения, либо удаления или
разрушения источника глубокой боли
или внутриличностного
Гнев - ответная эмоциональная реакция организма на стрессы, которая сигнализирует о том, что какие-то наши потребности не могут быть удовлетворены. Гнев начинает доставлять неприятности, когда выражен неприемлемыми способами для окружающих, когда приводит к агрессии.
Ввиду того, что проявления
агрессии у людей многообразны, по
мнению Басса, агрессивные действия
можно описать на основании трех
шкал: физическая — вербальная, активная
- пассивная и прямая - непрямая. Их
комбинация дает восемь возможных категорий,
под которые подпадает
1.2Причины агрессивности, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Самое раннее теоретическое
положение, имеющее отношение к
агрессии предложенное З.Фрейдом, рассматривает
агрессивное поведение как
Миллер (1948г.) предложил особую
модель, объясняющую появление
- силой побуждения к агрессии;
- силой факторов, тормозящих данное поведение;
- стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрированным фактором.
Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрированным агентом. Смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором. Зильманн писал, что модель целиком строится на допущении того, что подавление агрессии генерализуется в меньшей степени, чем побуждение к агрессивному поведению. [10]
Берковиц рассматривал эмоциональные
и когнитивные процессы лежащие
в основе агрессивного поведения. Согласно
теориям, агрессия в той или иной
форме всегда будет нас сопровождать.
Ни удовлетворение всех материальных
потребностей, ни устранение социальной
несправедливости, ни другие позитивные
изменения в структуре
В имеющихся публикациях по проблеме агрессивности выделяются причины и факторы, влияющие на появление агрессии:
- наследственно –
- биологические факторы
(агрессивность связывают с
- некоторые соматические
заболевания, заболевания
- влияние социального окружения.
Таким образом, из вышеупомянутых
теорий, объясняющих природу
- проявление агрессии
объясняют биологические и
- агрессивность может
быть не только жестокой, но
и нормальной реакцией
- агрессивные действия
могут быть ослаблены или
Берковиц внес наиболее значительные поправки и уточнения в фрустрационную теорию. Фрустрацию принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии. Фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые «посылы к агрессии», когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии. Фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению, скорее создают готовность к агрессивным действиям. Средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом приобретают свойство провоцировать агрессию, посредством процесса, сходного с классической выработкой условных рефлексов.
К ослаблению агрессивного побуждения приводят, успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии. Невозможность добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, их наличие необходимо для возникновения агрессивных намерений. Повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества ситуационных факторов, и от его эмоциональной реакции на них.[6]
Второй и намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами. Жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.[10]
Характеристики объекта агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивной реакции.
По всей видимости, весьма мощным «посылом к агрессии» являются «сторонние наблюдатели». Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.
Повышению вероятности возникновения агрессии способствуют некоторые внешние особенности среды или ситуации - средовые стрессоры.
Берковиц выделил следующие факторы, влияющие на вероятность того, что наблюдение насилия в масс-медиа (кино, видео и т.д.) будет способствовать агрессии:
- увиденное кажется
наблюдателю проявлением
- зритель отождествляет себя с агрессором;
- потенциальный объект
агрессии ассоциируется с
- наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими.
Такие внешние факторы, как например, шум, усиливая возбуждение, может способствовать возрастанию агрессии; теснота (скученность) также способна спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).
Несмотря на то, что во многих случаях ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое воздействие, можно выделить различные черты личности, психофизиологические особенности человека, связанные с проявлениями агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.
Раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию) и эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации) являются чертами личности, способной на агрессию.
Так как страх или тревога
сдерживают агрессию, люди, склонные к
подобным реакциям — наиболее остро
чувствующие опасность, — зачастую
проявляют меньшую
Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности