Психологическая характеристика агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть проблему агрессии в подростковом возрасте , продиагностировать уровень агрессивности у учащихся 8 ,9 классов.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме агрессивности в подростковом возрасте.
2) Описать психологические особенности агрессивности в подростковом и юношеском возрасте.
3) Рассмотреть методы диагностики агрессии и агрессивности.
4) Провести практическое эмпирическое исследование агрессивности на примере учащихся 8, 9 классов средней общеобразовательной школы.
5) Сделать выводы относительно полученных результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика агрессивности……………………………..…….5
Понятие агрессии, основные теоретически подходы… …………..…….5
Причины агрессивности, ее виды и механизм действия… ……………..12
2.Агрессивное поведение у подростков…… ……………………...…………………..20
2.1 Основные психологические особенности подростков… ………….……....20
2.2 Специфика агрессии в подростковом возрасте……….…………………….25
3. Практическое исследование агрессивности подростков…..…...…….…...………..28
3.1 Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки………………….…………..28
3.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири…………..…36
3.3 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность.……………….....49
3.4 Цветовой тест М. Люшера…………….…………………….………………..56
Интерпретация результатов по каждому испытуемому ………………….……….....63
Заключение……………………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………………………68

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ.docx

— 217.44 Кб (Скачать документ)

- несправедливые требования;

- хамство, прямая агрессия, оскорбления.

Психологическая агрессия обижает, злит, расстраивает людей, т.е. нарушает их психологическую целостность. Следует  отметить, что в жизни чаще всего  встречается сочетание некоторых  или даже всех видов агрессии. Кроме  того, разнообразие проявлений агрессивности  у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с  другими, в расстройствах поведения  и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.

Рассмотрим основные деятельностные формы проявления агрессии: ярость, раздражение, злость, ненависть.

Ярость - это основное состояние, характеризующее агрессию.

Раздражение - слабо выраженное проявление агрессии, которое сигнализирует  о потенциале реакций ярости и в хронической форме предстает в виде раздражительности.

Злость - более интенсивное  проявление агрессии, чем раздражение, однако более дифференцированное по своему содержанию и природе.

Ненависть - наиболее тяжелое  и доминирующее проявление агрессии. В противоположность остроте  реакций ярости и легко варьирующим  когнитивным аспектам злости и ярости когнитивный аспект ненависти является хроническим и стабильным. Ненависть  укоренена в характере человека.

Интенсивность агрессивных  проявлений - раздражения, злости или  ярости — в целом зависит от их силы и психологических "функций": отстаивания автономии, удаления препятствий  или барьеров на пути желаемого уровня удовлетворения, либо удаления или  разрушения источника глубокой боли или внутриличностного конфликта  и др.

Гнев - ответная эмоциональная  реакция организма на стрессы, которая  сигнализирует о том, что какие-то наши потребности не могут быть удовлетворены. Гнев начинает доставлять неприятности, когда выражен неприемлемыми  способами для окружающих, когда  приводит к агрессии.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей многообразны, по мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство  агрессивных действий. Например, такие  действия, как стрельба, нанесение  ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут  быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные  высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Агрессивные проявления во всех своих  формах имеют одну общую черту: они  вызваны "попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в  целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей".

 

 

         1.2Причины агрессивности, ее виды и механизм действия

 

        Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный  "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Самое раннее теоретическое  положение, имеющее отношение к  агрессии предложенное З.Фрейдом, рассматривает  агрессивное поведение как врожденное.

Миллер (1948г.) предложил особую модель, объясняющую появление смещенной  агрессии – то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют  агрессию не по отношению к своим  фрустраторам, а по отношению к  совершенно другим людям. Он предположил, что в подобных случаях выбор  агрессором жертвы в значительной степени  обусловлен тремя факторами:

- силой побуждения к  агрессии;

- силой факторов, тормозящих  данное поведение; 

- стимульным сходством  каждой потенциальной жертвы  с фрустрированным фактором.

Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более  быстро, чем побуждение к подобному  поведению, по мере увеличения сходства с фрустрированным агентом. Смещенная  агрессия наиболее вероятно будет разряжена  на тех мишенях, в отношении которых  сила торможения является незначительной, но у которых относительно высокое  стимульное сходство с фрустратором. Зильманн писал, что модель целиком  строится на допущении того, что  подавление агрессии генерализуется в  меньшей степени, чем побуждение к агрессивному поведению. [10]

Берковиц рассматривал эмоциональные  и когнитивные процессы лежащие  в основе агрессивного поведения. Согласно теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого  общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Берковиц считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как  агрессия, они должны включать в  себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким  последствиям. Агрессия часто является результатом холодного без эмоционального расчета, и тогда ее лучше всего  называть целенаправленной или же инструментальной, но никак не эмоциональной. Агрессия задействует важные когнитивные  процессы или же их компоненты, такие  как память, мышление, установки  и атрибуции и, конечно же, в  значительной степени агрессивное  поведение.[6] Какие же факторы ослабляют  агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают  уровень побуждения к агрессии. Оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу  кулаком - акты агрессии, которые снижают  уровень побуждения к последующей  более сильной агрессии.[10]

В имеющихся публикациях  по проблеме агрессивности выделяются причины и факторы, влияющие на появление агрессии:

- наследственно – характерологические  (наследственно – конституциональная  предрасположенность к агрессии; психопатоподобное, эпилептоидное,  аффективно-возбудимое конституционально  обусловленное поведение родителей  или родственников);

- биологические факторы  (агрессивность связывают с установлением  биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);

- некоторые соматические  заболевания, заболевания головного  мозга, резидуально-органические  поражения (минимальная мозговая  дисфункция, травма головного мозга  и т. п.);

- влияние социального  окружения.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

- проявление агрессии  объясняют биологические и социальные  факторы;

- агрессивность может  быть не только жестокой, но  и нормальной реакцией индивидуума  в ходе борьбы за выживание;

- агрессивные действия  могут быть ослаблены или направлены  в социально приемлемые рамки  с помощью положительного подкрепления  неагрессивного поведения, ориентации  человека на позитивную модель  поведения, изменение условий,  способствующих проявлению агрессии.

Берковиц внес наиболее значительные поправки и уточнения в фрустрационную теорию. Фрустрацию принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии. Фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые «посылы к агрессии», когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии. Фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению, скорее создают готовность к агрессивным действиям. Средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом приобретают свойство провоцировать агрессию, посредством процесса, сходного с классической выработкой условных рефлексов.

К ослаблению агрессивного побуждения приводят, успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии. Невозможность  добиться желаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, их наличие  необходимо для возникновения агрессивных  намерений. Повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит  от интерпретации индивидуумом множества  ситуационных факторов, и от его  эмоциональной реакции на них.[6]

Второй и намного более  сильной и устойчивой детерминантой  агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у другого человека имеются какие-то враждебные намерения, независимо от того, выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет. Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют утверждать, что ответной реакцией на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается физическое нападение. В результате инциденты, начавшиеся с перебранки, нередко переходят в фазу прямого насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок или не показаться окружающим «проигравшими» или беспомощными жертвами. Жертвы должны обладать мотивацией избежания подобного с собой обращения.[10]

Характеристики объекта агрессии, в особенности его пол и раса, также являются мощными детерминантами агрессивной реакции.

По всей видимости, весьма мощным «посылом к агрессии» являются «сторонние наблюдатели». Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (например, давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.

Повышению вероятности возникновения  агрессии способствуют некоторые внешние особенности среды или ситуации - средовые стрессоры.

Берковиц выделил следующие  факторы, влияющие на вероятность того, что наблюдение насилия в масс-медиа (кино, видео и т.д.) будет способствовать агрессии:

-  увиденное кажется  наблюдателю проявлением агрессии;

- зритель отождествляет  себя с агрессором;

- потенциальный объект  агрессии ассоциируется с жертвой  агрессии в фильме;

- наблюдаемые события  должны выглядеть «реальными»  и быть захватывающими.

Такие внешние факторы, как  например, шум, усиливая возбуждение, может  способствовать возрастанию агрессии; теснота (скученность) также способна спровоцировать агрессию. Наблюдения показывают, что агрессивные реакции  усиливаются и в том случае, когда в воздухе содержатся некоторые  загрязняющие агенты (например, сигаретный дым, неприятные запахи).

Несмотря на то, что во многих случаях ситуационные (внешние) факторы оказывают на агрессию большое  воздействие, можно выделить различные  черты личности, психофизиологические особенности человека, связанные с проявлениями агрессии. Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться некоторые устойчивые характеристики потенциальных агрессоров — те личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации.

Раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию) и эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации) являются чертами личности, способной на агрессию.

Так как страх или тревога  сдерживают агрессию, люди, склонные к  подобным реакциям — наиболее остро  чувствующие опасность, — зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким  уровнем тревожности имеют тенденцию  ожидать наказания или, по крайней  мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Часто причины уязвимости лежат в собственном отношении  этих людей к жизни. "Жертвенный" стиль поведения формируется  с детства как особенность  характера. В поведении преобладают  покорность, непереносимость одиночества, поиск новых отношений как  источника интереса и самоутверждения. В обыденной жизни для таких  людей более естественно быть ведомыми. Они легко полагаются на лидера и в критических ситуациях  предпочитают следовать советам  других. В сфере эмоций у них  доминируют чувство неуверенности  в себе, тревожность, страх и, отсюда, чрезмеренная потребность в любви, поддержке, защите. Они часто ощущают  себя неловко, скованно, зажато, беспомощно. Эти люди боятся потерять поддержку  или одобрение. Они склонны излишне  романтизировать взаимоотношения  с другими людьми, при этом думая  о собственной малоценности, предпочитают одного человека большому количеству людей, преданность, подчиняемость  и служение ему, привязанность к  нему, испытывают дискомфорт при разлуке  с ним, боязнь разрыва отношений. И при этом они часто убеждены в том, что успехи или неудачи  зависят, в основном, от таких внешних сил как везение, счастливый случай, судьба. Таким образом, низкая тревожность, отсутствие чувства страха и уверенность в своих поступках отличает личность агрессора. Исследования подтвердили предположение о том, что чувство стыда напрямую связано с гневом и агрессией: чем чаще люди испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию.

Информация о работе Психологическая характеристика агрессивности