Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.

Работа состоит из  1 файл

вним уо диплом.docx

— 133.30 Кб (Скачать документ)

    4.Были  составлены методические рекомендации  по использованию игр и упражнений.

    Эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида №65 города Красноярска. В исследовании приняли участие 10 младших школьников 3 класса названной выше школы.

    Результаты  эксперимента показали, что внимание у младших школьников с нарушением интеллекта находится на низком уровне.

    Большинство учащихся (около 70% от общего числа детей, участвовавших в эксперименте) справились с заданиями лишь на 35-40%, допустив при этом в среднем по 6-8 ошибок.

    Следовательно, необходимо проводить коррекционную  работу по развитию переключаемости  произвольного внимания младших  школьников.

    Мы  составили комплекс игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Игры из разработанного комплекса использовались на уроках в начальном звене школ VIII вида. Весь игровой материал подобран и систематизирован по основным темам, изучаемым на уроках. Все игры апробированы в работе с детьми. Учтены дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенное усложнение игрового материала на уроках.

    После проведения формирующего эксперимента в группе на 30% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития произвольного внимания, на 30% увеличилось  количество детей со средним уровнем  развития произвольного внимания и  на 50% уменьшилось количество детей  с низким уровнем произвольного  внимания.

    Использование проведенных игр и упражнений на уроках способствует коррекции недостатков  произвольного внимания младших  школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида, что было подтверждено результатами контрольного эксперимента.

    Исходя  из анализа опытно – экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что уровень  внимания детей школьного возраста повышается, если: для развития внимания будет осуществляться более эффективно при условии использования средств  коррекционно – развивающей работы, подтвердилась. 
 
 
 
 
 

   Список  литературы:

  1. Айзенберг Б. И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся общеобразовательных и вспомогательных школ. //Дефектология. - 1984. -№ 6.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. /Под ред. К. С. Лебединской. - М. : Педагогика, 1982.

   Альманах  психологических тестов. /Под общей  ред. Римского Р. Р. , Римской С. А. - М: КСП, 1996.

   3. Багдасарова Н.А. Психологические особенности понимания учебного 
материала в школьном возрасте. - Дисс. канд. психол. наук. - Бишкек, 1997.

  1. Баскакова И. Л. Внимание школьников - олигофренов. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Бгажанкова И.М. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1987.

   6. Белякова И.В. Варьирование условий восприятия стихотворения как 
способ улучшения его запоминания умственно отсталыми школьниками // 
Дефектология. 1986. № 6.

  1. Блинов Л. В. , Шаповалова О. Е. Выявление и устранение причин школьной неуспеваемости учащихся начальных классов. - Биробиджан, 1996.
  2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Биробиджан: Биробиджанский гос. пед. институт, 1996.
  3. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учебное пособие. - М.: Издательство Института психотерапии, 2000.

   10.Ю.Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им.В.П. Астафьева, 2008.

   11 .Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М., 1995.

   12.Воронкова  В. В. Воспитание и обучение  во вспомогательной школе. -

   М.: Школа-Пресс, 1994.

   1З.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -М.:

   Просвещение, 1973.

   14.Выготский   Л.С.   Развитие   высших   психических   функций.   -М:

   Просвещение, 1960.

   15.Гальперин  П.Я., Кабыльницкая СЛ. Экспериментальное формирование

   внимания.-М.: Изд-во МГУ, 1974.

   16.Гальперин  П.Я. Введение в психологию  -М.,1976.

   17.Гришин  В. А. и др. Основы специальной  психологии и коррекционной

   педагогики: Учебное пособие - Брянск: БГПУ, 1999.

   18.Григорьева  Л.П., Психофизиология развития внимания  у детей в норме

   и со сложными сенсорными нарушениями.// Дефектология. - 2002. №1. 19.Дефектология: Словарь- справочник. /Под ред. П. П. Пузанова. - М.:

   Новая школа, 1996.

   20.Дормашев  Ю. Б. , Романов В. Я. Психология  внимания. - М. , 1995.        21.Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. - М. ,

   1999.

   22.3абрамная  С. Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного

   развития  детей. - М. : ВЛАДОС, 1995.

   23.3анков  Л.В. Психология умственно отсталого  ребенка.-М.,1939. 24.Захарова   Т.Г.   Переключение   внимания   и   темп   психической

   деятельности  у  учащихся  массовой  и   вспомогательной   школы.

   Автореф.дис.канд.психолог.наук.-М., 1985.

    25.Исследование познавательных процессов  детей - олигофренов: Сб.

   науч. тр./Под ред.В.Г.Петровой.-М.,1987.

    26.Корсаков С. С. Патопсихология. М., 1993.

   27.Лебединский  В. В. Изучение детей олигофренов. //Дефектология. 1999. -№ 5.

   28.Лебединский  В.В.  Нарушение психического развития  в детском

   возрасте: Учеб. пособие.-М.,2002.

   29.Лиепинь  СВ. Особенности внимания умственно  отсталых младших

   школьников. Автореф. дис. канд. психол. Наук -м.,1977.

   30.Лурия А.Р.Умственно отсталый ребенок -М.,1960.

   31.Лурия  А.Р.Внимание и память.- М.: МГУ, 1975.

   32.Мастюкова  Е. М. , Певзнер М. С. , Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск: Иркутский гос. пед. институт, 1992.

   ЗЗ.Метиева   Л. А.   Особенности   саморегуляции   в   структуре   общей

   способности к учению умственного отсталых учащихся начальных

   классов // Дефектология,2001.-№6.

   34.Обухова  Е. Ю., Строганова Т. А. Специфика  произвольного внимания

   у детей с нарушением развития //Материалы IV съезда РПО, Москва -

   Ростов-на-Дону, Т.З, 2007.

   35.Общая  психология / Под общей редакцией  Е.И.Рогова.-М.: ИКЦ

   «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2005.

   36.Особенности  умственного развития учащихся  вспомогательной школы.

   /Под  ред. Ж. И. Шиф. М. : Просвещение, 1965.

   37,Осипова  А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания:

   Программа для детей 5-9 лет.- М: ТЦ Сфера,2004.

   38.Певзнер  М. С. и др. Психологическое  развитие детей с нарушениями

   умственной  работоспособности. - М. : Педагогика, 1982.

   39.Петрова  В. Г. , Белякова М. В. Психология  умственного отсталого

   школьника (Олигофренопсихология): Учебное пособие. /Университет

   Гос. академия образования, факультет психологии и педагогики. - М. :

   ГОУ, 1996.

   40.Петрова  В.Г. Психология умственно отсталых  школьников: Учеб.пособие     для студ. высш. пед. учеб. заведений А.Г.петрова, И.В.Белчкова.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.

   41.Понарядова  Г. М. О внимании младших  школьников с различной

   успеваемостью. //Вопросы психологии. - 1982. - № 2.

    42.Практикум по спецпсихологии. Учебное пособие, БГПИ. /Автор

   составитель Шаповалова О. Е. - Биробиджан, 2000.

    43.Практикум по общей психологии / Под ред.Щербакова А.И.-М:

   Просвещение, 1990.

   44.Психокоррекционная  и развивающая работа с детьми. /Под ред.

   Дубровиной  И. В. - М. : Академия, 1998.

    45.Психологические      проблемы      коррекционной      работы      во

   вспомогательной школе / Под ред.  Шиф Ж.И., Петровой В.Г.,

   Головиной Т.Н.-М: Педагогика, 1980.

   46.Пузанов  Б.П., Обучение детей с нарушениями  интеллектуального

   развития.- М.: Академия, 2001.

    47.Рубинштейн С. Я. Психология  умственно отсталого школьника. - М. :

   Просвещение, 1986.

    48. Специальная   психология:   Учеб.пособие   для   студ.высш.пед.учеб.

   заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.

   В.И.Лубовского.-2-е      изд.,      испр.-М.:      Издательский      центр

   « Академия»,2005.

   49.Рубинштейн  С.Я. Психология умственно отсталого  школьника.-М.,1979.

   50.Рубинштейн  С.Я. Основы общей психологии.-М.,1960.

   51.Соколова  Н.Д. Дети с ограниченными возможностями:  проблемы и

   инновационные тенденции в обучении и воспитании. М: ООО

   «АСПЕКТ» 2005.

   52.Усанова  О. Н. Специальная психология: Система психологического изучения  аномальных детей. /Московский гос. пед. институт им В. И. Ленина. - М., 1990.

   53.Ульенкова  У.В. Особенности устойчивости  и концентрация

   произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших

   классах// Дефектология.- 2003.-№2.

    54.Ульенкова У.В. Индивидуально-типические  особенности сферы

   субъективной  активности в учебной деятельности шестилетних детей.-

   Куйбышев, 1984.

   55. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С.Певзнер,

   К.С.Лебединский  -М.,1979.

    56.Шаповалова О. Е. Методическое  пособие по основам специальной

   психологии. Биробиджан, 1997.

   57.Шаповалова  О. Е. Переживание умственно  отсталыми школьниками

   своего  отношения к старшему.//Дефектология. - 1998.- № 1.

   58.Шаповал  И.А. Специальная психология: Учебное  пособие. -М.; ТЦ

   Сфера, 2005.

   59. Энциклопедия   психологических   тестов:   темперамент,   характер,

   познавательные  процессы. Ленинград, 1997.

   60.Яковлева  Е.  Л.  Диагностика  и   коррекция  внимания  и  памяти

   школьников. /Маркова А. К. , Лидере А. Г. , Яковлева Е. Л.

   Диагностика и  коррекция умственного развития  в школьном и

Информация о работе Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта