Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.
4.Были
составлены методические
Эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы VIII вида №65 города Красноярска. В исследовании приняли участие 10 младших школьников 3 класса названной выше школы.
Результаты эксперимента показали, что внимание у младших школьников с нарушением интеллекта находится на низком уровне.
Большинство учащихся (около 70% от общего числа детей, участвовавших в эксперименте) справились с заданиями лишь на 35-40%, допустив при этом в среднем по 6-8 ошибок.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию переключаемости произвольного внимания младших школьников.
Мы составили комплекс игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Игры из разработанного комплекса использовались на уроках в начальном звене школ VIII вида. Весь игровой материал подобран и систематизирован по основным темам, изучаемым на уроках. Все игры апробированы в работе с детьми. Учтены дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенное усложнение игрового материала на уроках.
После
проведения формирующего эксперимента
в группе на 30% увеличилось количество
детей с высоким уровнем
Использование проведенных игр и упражнений на уроках способствует коррекции недостатков произвольного внимания младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида, что было подтверждено результатами контрольного эксперимента.
Исходя
из анализа опытно – экспериментальной
работы, можно прийти к выводу, что
наша гипотеза о том, что уровень
внимания детей школьного возраста
повышается, если: для развития внимания
будет осуществляться более эффективно
при условии использования
Список литературы:
Альманах психологических тестов. /Под общей ред. Римского Р. Р. , Римской С. А. - М: КСП, 1996.
3. Багдасарова
Н.А. Психологические особенности понимания
учебного
материала в школьном возрасте. - Дисс.
канд. психол. наук. - Бишкек, 1997.
6. Белякова
И.В. Варьирование условий восприятия
стихотворения как
способ улучшения его запоминания умственно
отсталыми школьниками //
Дефектология. 1986. № 6.
10.Ю.Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им.В.П. Астафьева, 2008.
11 .Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М., 1995.
12.Воронкова В. В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. -
М.: Школа-Пресс, 1994.
1З.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -М.:
Просвещение, 1973.
14.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М:
Просвещение, 1960.
15.Гальперин П.Я., Кабыльницкая СЛ. Экспериментальное формирование
внимания.-М.: Изд-во МГУ, 1974.
16.Гальперин П.Я. Введение в психологию -М.,1976.
17.Гришин В. А. и др. Основы специальной психологии и коррекционной
педагогики: Учебное пособие - Брянск: БГПУ, 1999.
18.Григорьева
Л.П., Психофизиология развития
и со сложными сенсорными нарушениями.// Дефектология. - 2002. №1. 19.Дефектология: Словарь- справочник. /Под ред. П. П. Пузанова. - М.:
Новая школа, 1996.
20.Дормашев Ю. Б. , Романов В. Я. Психология внимания. - М. , 1995. 21.Дробинская А. О. Школьные трудности нестандартных детей. - М. ,
1999.
22.3абрамная С. Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного
развития детей. - М. : ВЛАДОС, 1995.
23.3анков
Л.В. Психология умственно
деятельности у учащихся массовой и вспомогательной школы.
Автореф.дис.канд.психолог.
25.Исследование
науч. тр./Под ред.В.Г.Петровой.-М.,1987.
26.Корсаков С. С.
27.Лебединский
В. В. Изучение детей
28.Лебединский
В.В. Нарушение психического
возрасте: Учеб. пособие.-М.,2002.
29.Лиепинь
СВ. Особенности внимания
школьников. Автореф. дис. канд. психол. Наук -м.,1977.
30.Лурия А.Р.Умственно отсталый ребенок -М.,1960.
31.Лурия А.Р.Внимание и память.- М.: МГУ, 1975.
32.Мастюкова Е. М. , Певзнер М. С. , Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск: Иркутский гос. пед. институт, 1992.
ЗЗ.Метиева Л. А. Особенности саморегуляции в структуре общей
способности к учению умственного отсталых учащихся начальных
классов // Дефектология,2001.-№6.
34.Обухова Е. Ю., Строганова Т. А. Специфика произвольного внимания
у детей с нарушением развития //Материалы IV съезда РПО, Москва -
Ростов-на-Дону, Т.З, 2007.
35.Общая психология / Под общей редакцией Е.И.Рогова.-М.: ИКЦ
«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2005.
36.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы.
/Под ред. Ж. И. Шиф. М. : Просвещение, 1965.
37,Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания:
Программа для детей 5-9 лет.- М: ТЦ Сфера,2004.
38.Певзнер М. С. и др. Психологическое развитие детей с нарушениями
умственной работоспособности. - М. : Педагогика, 1982.
39.Петрова В. Г. , Белякова М. В. Психология умственного отсталого
школьника (Олигофренопсихология): Учебное пособие. /Университет
Гос. академия образования, факультет психологии и педагогики. - М. :
ГОУ, 1996.
40.Петрова
В.Г. Психология умственно
41.Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной
успеваемостью. //Вопросы психологии. - 1982. - № 2.
42.Практикум по
составитель Шаповалова О. Е. - Биробиджан, 2000.
43.Практикум по общей
Просвещение, 1990.
44.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. /Под ред.
Дубровиной И. В. - М. : Академия, 1998.
45.Психологические проблемы коррекционной работы во
вспомогательной школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г.,
Головиной Т.Н.-М: Педагогика, 1980.
46.Пузанов Б.П., Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития.- М.: Академия, 2001.
47.Рубинштейн С. Я.
Просвещение, 1986.
48. Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.
заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред.
В.И.Лубовского.-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр
« Академия»,2005.
49.Рубинштейн
С.Я. Психология умственно
50.Рубинштейн
С.Я. Основы общей психологии.-
51.Соколова
Н.Д. Дети с ограниченными
инновационные тенденции в обучении и воспитании. М: ООО
«АСПЕКТ» 2005.
52.Усанова
О. Н. Специальная психология:
Система психологического
53.Ульенкова У.В. Особенности устойчивости и концентрация
произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших
классах// Дефектология.- 2003.-№2.
54.Ульенкова У.В.
субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей.-
Куйбышев, 1984.
55. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С.Певзнер,
К.С.Лебединский -М.,1979.
56.Шаповалова О. Е.
психологии. Биробиджан, 1997.
57.Шаповалова О. Е. Переживание умственно отсталыми школьниками
своего
отношения к старшему.//
58.Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. -М.; ТЦ
Сфера, 2005.
59. Энциклопедия психологических тестов: темперамент, характер,
познавательные процессы. Ленинград, 1997.
60.Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти
школьников. /Маркова А. К. , Лидере А. Г. , Яковлева Е. Л.
Диагностика
и коррекция умственного