Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.

Работа состоит из  1 файл

вним уо диплом.docx

— 133.30 Кб (Скачать документ)

   Исследования  психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом в течение первого года обучения может происходить довольно интенсивно.

   Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

   Основные  механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства происходит по следующим направлениям:

   - принятие  постепенно усложняющихся инструкций;

   - удержание  инструкций во внимании на  протяжении всего занятия;

   - развитие  навыков самоконтроля.

   Произвольное  внимание начинает формироваться в  дошкольном возрасте, а связано это в первую очередь с возрастанием роли речи в регулировании поведения ребёнка. Развитие произвольного внимания зависит от условий и характера деятельности. Большое значение при этом имеет соотношение между тем, что интересует и тем, что он должен выполнить, то есть заданием. При наличии тесной связи между данными условиями поддерживается произвольное внимание.

   Хотя  дети четырех – шести лет и  начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

   Произвольное  внимание дошкольника обусловлено  тем, что изменяется организация  его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.

   К концу  дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определённые предметы, явления, интенсивно развивается способность к произвольному вниманию, а в дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. 
 
 

   Выводы  к I главе:

   Младший школьник с нарушением интеллекта может  длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес но у него еще фактически не сформировалось произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе интересно. Учебная деятельность не может обойтись без произвольного внимания, поэтому с первых же дней учебного года учитель должен планомерно формировать этот вид внимания у детей.

   Психологу, работающему с умственно отсталыми школьниками, необходимо в своей работе непрерывно совершенствовать приемы активизации, привлечения внимания к значимым объектам, удержания внимания в необходимом русле и на должном уровне.

   Таким образом, познавательная деятельность у младшего школьника преимущественно  происходит в процессе обучения. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно  по объему. Поэтому весь процесс  обучения и воспитания ребенка начальной  школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует  от ребенка постоянных упражнений в  произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими  функциями, и, прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех в учебной деятельности.

               
 
 
 
 

Глава II. Констатирующий эксперимент  и его анализ 

2.1. Содержание и организация  исследования 
 

   Экспериментальное исследование было проведено на базе специальной (коррекционной) школы  VII-VIII вида №65. В исследовании приняли участие 10 младших школьников 3 классе названной выше школы. Все дети определены в коррекционно-образовательные учреждения VIII вида по результатам обследования в психолого-медико-педагогической комиссии, где им было поставлено заключение: олигофрения легкой степени дебильности. (Приложение 1).

   Группа  комплектовалась на основе психолого-педагогического  изучения индивидуальных карт детей, характеристик  воспитателей и специально подобранных психологических методик.

   Исследование  проводилось в течение учебной четверти. Беседы и экспериментальные методики осуществлялись в индивидуальной форме. На уроках использовались индивидуальные, групповые, фронтальные методы работы. Предпочтение отдавалось индивидуальной форме работы.

    В процессе экспериментальной работы были применены следующие методы:

  1. Методика №1 Корректурная проба, тест Бурдона
  2. Методика № 2 Треугольники

   З.Методика № 3 Оценка уровня развития произвольного внимания (Ф. Горбова)

   Методики  констатирующего эксперимента были направлены на выявление уровня развития переключения, объема и устойчивости внимания.

  Методика 1. Корректурная проба, тест Бурдона 

   Цель: определить устойчивость и переключаемость внимания.

  Материал и оборудование: стандартные бланки теста «Корректурная

проба» для  каждого учащегося, образец, секундомер.

   Описание методики и порядок работы: работа проводится со

стандартным бланком  теста « Корректурная проба» индивидуально (можно и

в группе). У испытуемого  должно быть желание выполнить задание. Перед

выполнением задания  педагог( психолог) обращается к испытуемым со

словами: « На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно

рассматривая  каждую строчку, отыскиваете буквы  «К» и «Н» и зачеркивайте

их. Букву «К»  зачеркнуть, букву «Н» обвести  кружком. Задание необходимо

выполнить быстро и точно». Работа начинается по команде  психолога. Время

работы – 5 минут.

   Обработка результатов.

Рассчитать продуктивность внимания:

1. продуктивность  внимания (количество просмотренных  букв 5

минут);

2. точность выполнения: А = ____Е___

Е + 0

где Е- количество правильно вычеркнутых букв, О - количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен

единице, при  наличии ошибок он всегда меньше единицы.

0,9-1 – высокий  уровень;

0,7-0,8 – выше  среднего;

0,5-0,6 – средний;

0,3-0,4 – ниже  среднего;

0-0,2 –низкий.

Методика  № 2. Треугольники

   Цель: определение переключаемости произвольного внимания.

   Описание: по указанию взрослого ребенок рисует треугольники 2-3 строки. По количеству ошибок определяется уровень развития переключаемости произвольного внимания.

   Оборудование: лист бумаги, простой карандаш, протокол.

   Инструкция: «Будь очень внимателен! Сейчас я дам тебе одно за другим два письменных задания, а ты должен их правильно выполнить. Первое задание - рисовать треугольники уголком вверх: /\ /\ ^ А (показать на отдельном листке, если обследуется группа детей - на доске; после этого образец убрать)».

   Через 2-2,5 строчки рисунка предлагается второе задание - продолжать рисовать треугольники, но уголком внизу V V V      (поставить образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки. Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания. Нормативы: 

     
   Результат и его интерпретация    балл
   1.Ребенок  правильно выполняет второе задание,  достаточная концентрация и устойчивость  внимания, отсутствие даже легких  признаков инертности    5
   2.Ошибки  при рисовании первых трех  фигур второго задания, затем  правильно - слабо выраженные  переключаемость, врабатываемость.    4
   3. Исправленные ошибки по ходу  выполнения второго задания -нарушение переключаемости (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии)    3
   4.Первые  три треугольника второго задания  выполнены правильно, затем ошибочно (отчетливые нарушения переключаемости  внимания)    2
 

   5. Отказ от выполнения второго  задания, сразу ошибки, 
выраженные нарушения переключаемости («застревание» на 
предыдущем действии) 
 
 
 

   Методика  № 3 Оценка уровня развития произвольного  внимания

   Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема, переключаемости и распределения произвольного внимания ребенка.

   Описание  методики: ребенку предлагается выполнить  задание в три этапа. На первом этапе ребенок по образцу вписывает  знаки в геометрические фигуры. На втором этапе зачеркивает и обводит  два определенных предмета из четырех  по указанию взрослого. На третьем этапе  зачеркивает во всех фигурах нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного  внимания определяется по сумме результатов  трех отдельно обработанных этапов работы.

   Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических фигур; 2) образ реальных предметов - рыбка, воздушный шарик, яблоко и  арбуз; 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы. В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры - это образец  работы для испытуемого; простой  карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

   Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки  в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки  во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с  образцом». Первый этап.

   «На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные  шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». Второй этап. 

   «На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурах карточки и мух, и гусениц». Третий этап.

   Во  время эксперимента необходимо обратить внимание на поведение испытуемого:

  • отвлекался от работы или нет;
  • как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;
  • часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;
  • пытался ли проверять себя; если да, то как.

   Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки.

   Обработка результатов: Чтобы оценить уровень  развития произвольного внимания ребенка 5-7 лет необходимо подсчитать среднее  время заполнения карточки по формуле  t = (t,+t2 + t3):3,

   где t - среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в

Информация о работе Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта