Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.
секундах;
ti - время заполнения карточки 4, и 12,з соответственно карточек пять и шесть. Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок: h = (h,+h2 + h3):3,
где h - среднее арифметическое количество ошибок; hb h2, h3 - количество ошибок по результатам соответствующих этапов экспериментов.
Примечание.
Чтобы получить полную картину особенностей внимания ребенка, надо особенно внимательно проанализировать следующую информацию. Дети в возрасте около 6 лет довольно часто при выполнении задания обращаются к образцу - это говорит о небольшом объеме их внимания. Если ребенок часто отвлекается и вы чувствуете, что ваше присутствие и ваша забота ему необходима, это безусловно, свидетельствует о слабой устойчивости внимания.
Кроме того, можно определить разность ошибок (РО) между третьим и первыми двумя этапами: РО = П3 - (ni + п2 ).
Если
РО окажется величиной положительной,
то это говорит о снижении интеллектуальной
активности ребенка к концу эксперимента,
снижение активного внимания, другими
словами, снижение степени концентрации
внимания и невозможности произвольно
отрегулировать этот процесс.
2.2.
Результаты констатирующего
эксперимента
Результаты по методике «Корректурная проба»
У детей, присутствуют многочисленные ошибки. В основном школьники показали результаты в пределах 0,5 балов, что говорит о низком уровне развития внимания. Эти дети не воспринимают большинство мелких деталей, часто просто не до конца выполняют задание, отвлекаются, что говорит о быстрой истощаемости.
Таблица 1.
Определение
переключаемости и устойчивости развития
произвольного внимания
|
В таблице 2, наглядно представлены результаты, аналогичные первой методике. Задание на среднем уровне выполнены тремя умственно отсталыми школьниками. На низком уровне задание выполнили 7 учащихся данной категории детей. Результаты, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития произвольного внимания.
Результаты методики 2 «Треугольники» Для определения переключаемости произвольного внимания была проведена методика «Треугольники», результаты в таблице 2.
Таблица
2.
|
9. | Полянская А. | + | 1 | ||
10 | Поторочин Р. | + | 2 | ||
Средние показатели | 70% | 30% | 0% |
Из таблицы 3. видно, что на среднем уровне задание выполнили 3 ученика из 10, что составило 30% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки. Ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильно - слабо выраженные переключаемость, врабатываемость. Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема, переключаемости и устойчивости внимания.
Работы 7 учащихся из 10, что составило 70% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Задание было практически не выполнено. Учащиеся работали небрежно, часто исправляли, допускали ошибки или пропускали фигуры. Ксюша З. много отвлекалась, часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу.
Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень переключаемости произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта находится на низком уровне.
Результаты методики 3
Методика
3. Оценка уровня развития объема и устойчивости
внимания произвольного внимания младших
школьников с нарушением интеллекта
Таблица
3
|
Из таблицы 3. видно, что на среднем уровне задание выполнили 3 ученика из 10, что составило 30% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема и устойчивости внимания.
Работы 7 учащихся из 10, что составило 70% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Задание было практически не выполнено. Учащиеся работали небрежно, часто исправляли, допускали ошибки или пропускали фигуры
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема и устойчивости произвольного внимания.
Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема и устойчивости произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта находится на низком уровне. Эти учащиеся нуждаются в очень своеобразной организации учебного труда, которая помогла бы им в окончательной интериоризации практических действий (принятия задания, выполнения его по ходу деятельности в совокупности всех требований, в сличении полученного результата с заданием) в умственный план.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию объема и устойчивости произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Результаты эксперимента показали, что внимание у младших школьников с нарушением интеллекта находится на низком уровне. Большинство учащихся (около 70% от общего числа детей, участвовавших в эксперименте) справились с заданиями лишь на 35-40%, допустив при этом в среднем по 6-8 ошибок.
Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию переключаемости произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
На
основе анализа данных источников и
проведенного исследования была разработана
система игр и упражнений, используемых
на уроках и направленных на развитие
и коррекцию произвольного
Глава
III. Роль коррекционно-
развивающих работ в
развитии произвольного
внимания в процессе
обучения младших классов
с нарушением интеллекта (методические
рекомендации).
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента
Как установил Л.С.Выготский, зачатки произвольного внимания возникают у ребенка в раннем детстве. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. А.Р.Лурия писал, что речь способствует организации внимания, которое благодаря ней становится опосредованным актом и произвольным вниманием в полном смысле этого слова. Влияние речи на внимание у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, которые ставят цель, а затем, по мере овладения речью - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции, когда цель ставит сам ребенок.
Так
как процессы возбуждения и торможения
в коре головного мозга младшего
школьника сменяются довольно быстро,
его внимание отличается легкой переключаемостью
и отвлечением. Это определяет довольно
сильный рефлекс ко всему новому.
Поэтому первоклассник легко
переключается на яркие, объекты, но
не замечает главного. Но очень скоро
ориентировочный рефлекс
Обучение ребенка в школе, интерес к учебным занятиям - все это способствует быстрому росту непроизвольного внимания. В первые месяцы пребывания в школе ребенок интересуется всем комплексом новых отношений и характером учебной деятельности. Позже учебные интересы приобретают избирательный и познавательный характер, поэтому дети становятся более внимательными при одних видах работы, но ведут себя рассеянно при занятиях другого рода.
Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Против этого выступал еще великий педагог К.Д.Ушинский, говоря, что не следует весь учебный процесс основывать исключительно на занимательности. Он, изучая механизм произвольного внимания младших школьников, считал, что «...уже в школе дитя может быть приучаемо фиксировать беглый взгляд на находящимся перед ним предмете; несколько позднее учитель может уже остановить внимание учеников на решении многих цифрах арифметической задачи...»[23, 152].
Наблюдения показывают, что у младших школьников чаще появляется произвольное внимание, связанное с поставленной учителем задачей. Поэтому очень важно на уроке специально организовывать внимание учащихся, поставив задачу сосредоточиться на определенном материале, выделить главное в рассказе.