Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.

Работа состоит из  1 файл

вним уо диплом.docx

— 133.30 Кб (Скачать документ)

    Для большинства учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны отсутствие интереса к умственной работе, рассеянность, неусидчивость, неуверенность в своих силах, неумение преодолевать учебные трудности. Обучение, опирающееся преимущественно на словесные средства, затрудняет использование возможностей для развития детей. Педагог специальной (коррекционной) школы должен избегать стереотипных, шаблонных форм и приемов работы, стараться разнообразить их в зависимости от содержания учебной деятельности. Интересная работа, разнообразие методов активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала. Легко отвлекаемые и быстро утомляемые дети становятся более собранными, повышается их интерес к деятельности.

    Исходя, из выше сказанного можно сделать  следующий вывод: успешность овладения  знаниями на уроках математики наиболее тесно связана с объемом внимания, успешность овладения знаниями на уроках русского языка зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение зависит от устойчивости внимания.

    С. Д. Забрамная разработала множество материалов, методических рекомендаций для исследования и коррекции внимания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она указывает на то, что в случае умственной отсталости нарушение внимания, как правило, наблюдается чаще и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их. По сравнению с нормальными сверстниками у детей с интеллектуальной недостаточностью сужен объем внимания. Бросая взор, на какой – то объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостатки внимания проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела, например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по стулу и т. д.

    Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает  свойственная детям с интеллектуальной недостаточностью – бедность интересов  и повышенная утомляемость. Очень  важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интереса, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания прежде всего таких его качеств, как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.

    3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента

  • Методика №1 «Корректурная проба»

            В таблице 4. наглядно представлены результаты исследования 70% детей показали средние результаты, эти данные свидетельствуют о необходимом уровне развития внимания. Если сравнить эти результаты с предварительным обследованием, то видно что выросло число детей, с средним развитым уровнем внимания, после проведения с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта коррекционно – развивающей работы.

    В таблице 4. наглядно показаны результаты определения уровня развития произвольного  внимания.

         Имя Ф.     Уровни  развития произвольного внимания     Баллы
    Низкий     Средний     Высокий
    1.     Даша  Б.     +                 5
    2.     Данил Б.           +           2
    3.     Паша  Г.           +           2
    4.     Андрей  Д.           +           2
    5.     Ксюша З.           +           2
    6.     Ира З.           +           2
    7.     Борис И.     +                 4
    8.     Данил Л.           +           2
    9.     Аня П.     +                 4
    10.     Рома  П.           +           2
          Средние показатели     30%     70%     0%      

    И здесь мы видим, что умственно  отсталые школьники несколько повысили свои результаты по сравнению с констатирующим этапом. Теперь двое младших школьника  показали хорошие показатели развития внимания. Большинство находятся  на среднем уровне. На низком уровне, находятся соответственно 3 учащихся. Процентное соотношение по методике «Коррекотурная проба», данного класса см.в приложении 8, гистограмма 1.

  • Методика «Треугольники»

    Для определения переключаемости произвольного  внимания была повторна, проведена  методика «Треугольники», результаты в таблице 5.

    Таблица 5.

         Имя Ф.     Уровни  успешности     Баллы
    Низкий     Средний     Высокий
    1.     Даша  Б.           +           4
    2.     Данил Б.           +           3
    3.     Паша  Г.           +           3
    4.     Андрей  Д.           +           3
    5.     Ксюша З.           +           4
    6.     Ира З.           +           3
    7.     Борис И.           +           4
    8.     Данил Л.           +           3
    9.     Аня П.     +                 2
    10.     Рома  П.           +           3
          Средние показатели     10%     90%     0%      

    Из  таблицы 5. видно, что на среднем уровне задание выполнили 9 учеников из 10, что составило 90% от всего количества испытуемых. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, допустили незначительные ошибки. Ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость. Следовательно, необходимо дополнительно проводить коррекционную работу по развитию объема, переключаемости и устойчивости внимания.

    Работа 1 учащегося из 10, что составило 10% от всего количества испытуемых, была отнесена к низкому уровню. Задание  было практически не выполнено. Ученик работал небрежно, часто исправлял, допускал ошибки, много отвлекался, часто требовалось напоминание  о необходимости продолжить работу.

    Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень переключаемости  произвольного внимания у младших  школьников с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Процентное соотношение по методике «Треугольники», данного класса (см.в приложении 8, гистограмма2.)

    Следовательно, необходимо одному ученику проводить  коррекционную работу по развитию переключаемости  произвольного внимания у младших  школьников с нарушением интеллекта.

  • Методика 3. Оценка уровня развития объема и устойчивости произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

    Таблица 6.

         Имя Ф.     Уровни  успешности     Время заполнения
    Низкий     Средний     Высокий
    1.     Даша  Б.           +           1 мин 50с.
    2.     Данил Б.           +           1 мин 52с.
    3.     Паша  Г.           +           1 мин 45с.
    4.     Андрей  Д.           +           1 мин 24с.
    5.     Ксюша З.           +           2 мин 05с.
    6.     Ира З.           +           1 мин 58с.
    7.     Борис И.     +                 2 мин 12с.
    8.     Данил Л.           +           1 мин 45с.
    9.     Аня П.           +           2 мин 10с.
    10.     Рома  П.     +                 2 мин 51с.
          Средние показатели     20%     80%     0%      

    Из  таблицы 6 видно, что на на среднем уровне задание выполнили 8 учеников из 10, что составило 80% от всего количества испытуемых. Эти дети до коррекционно – развивающей работы были на низком уровне. Они справились с заданием самостоятельно, старались не смотреть на образец, но допустили незначительные ошибки, время заполнения карточек снизилось на несколько секунд и количество ошибок снизилось.

    Работы 2 учащихся из 10, что составило 20% от всего количества испытуемых, были отнесены к низкому уровню. Задание  было практически не выполнено.

    Таким образом, на основании полученных данных можно судить, что уровень объема и устойчивости произвольного внимания у младших школьников с нарушением интеллекта. Процентное соотношение  по методике № 3, данного класса см.в приложении 8, гистограмма 3.

    Использование проведенных игр и упражнений на уроках способствует коррекции недостатков  произвольного внимания младших  школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида, что было подтверждено результатами контрольного эксперимента.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Умственно отсталые учащиеся, особенно младшего возраста, испытывают большие трудности  при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения  и торможения. Чрезмерное количество разработанных видов деятельности, используемых педагогом в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что – то  другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

    Была  достигнута цель исследования – был  выявлен уровень развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта, а также разработана  и проведена коррекционная работа по преодолению выявленных недостатков.

    В ходе достижения цели исследования были решены задачи:

    1.Была  изучена психолого – педагогическая литература по теме исследования.

    2.Были  выявлены особенности произвольного  внимания младших школьников  и условия его формирования  в учебной деятельности.

    3.Были  экспериментально апробированы  некоторые способы повышения  произвольного внимания в процессе  учебной деятельности у детей  младшего школьного возраста  с нарушением интеллекта.

Информация о работе Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта