Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.

Работа состоит из  1 файл

вним уо диплом.docx

— 133.30 Кб (Скачать документ)

   Произвольное  внимание  у детей развивается  в  направлении  от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим учеником. Одним  из главных средств развития произвольного  внимания является осознание ответственности  младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает внимательно  выполнять даже самое неинтересное задание.

   Формирование  произвольности внимания связано с  развитием его свойств. Так как  внимание детей неустойчиво, одна из главных проблем в начальной  школе для учителя - рассеянность детей. Рассеянность проявляется в  сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-то одном.

   Выделяют  несколько причин рассеянности детей. Прежде всего, к ним относятся  особенности процессов возбуждения  и торможения в мозге младших  школьников, о чем шла речь выше. Часто к рассеянности приводит быстрое  утомление детей. Оно легко возникает  при выполнении трудной, неинтересной работы, перегрузке впечатлениями. Причиной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Суетливое и растерянное поведение самого учителя может также способно вызвать рассеянность учащихся. Поэтому педагог обязан быть примером сосредоточенности на уроке.

   Л.С. Выготский полагал, что «глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает простой истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе». [ 4 ,150] Это связано с явлением мнимой невнимательности, когда внешне ученик подвижен, часто меняет позу, сразу выполняет много дел. Но вопросы учителя никогда не застают его врасплох, что говорит о знании им материала.

   Концентрация  внимания у младших школьников может  быть весьма большой только по отношению  к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой  рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.

   Н.Ф.Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьников возрастает при  использовании разных видов мыслительной деятельности. Анализ, сравнение, выделение  главных признаков, классификация  предметов требуют глубокого  сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала.

   Л.С.Выготский считал, что надо так педагогически организовать урок, так соотнести материал с колебаниями внимания, «чтобы на моменты подъема силы внимания приходились наиболее ударные и важные места, а с моментами падения волны внимания совпадали наименее важные части изложения». [19 ,68]

   Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять  два дела. Но Н.Ф.Добрынин установил, что распределение внимания очень  быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к III классу многие дети могут одновременно следить и  за содержанием того, что они пишут, и за чистотою письма, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

   Произвольное  внимание - один из главных факторов успеваемости. Исследуя связь свойств  внимания и успеваемости, Т.М. Марютина установила, что хорошо развитое и продолжающее совершенствоваться произвольное внимание может и не оказывать существенного влияния на успеваемость. Успешность в обучении отдельным предметам определяют разные свойства внимания. При исследовании учеников с развитым произвольным вниманием были получены такие данные.

   При овладении математикой была установлена  особая роль объема и устойчивости и распределения внимания. Однако выяснилось, что часто дети с хорошей  устойчивостью внимания на уроке  обнаруживают слабые способности в  математике. При усвоении русского языка особое значение имеют распределение внимания, т.к ребенок должен одновременно выполнять несколько действий, и его объем. Овладение чтением связано с устойчивостью внимания. [7].

   Очень важным для организации внимания является умение учителя внести известную  эмоциональную насыщенность, так  мотивировать ребенка на выполнение задания, чтобы оно возбудило  интерес,. Также необходимо, чтобы задания были доступны, но не слишком легкие для учащихся, тогда они могут почувствовать свою успешность в учении.

   Проблема  формирования внимания в процессе учебной  деятельности поднималась в трудах многих отечественных психологов. Н.Ф. Добрынин считал важнейшим средствам  развития произвольного внимания не просто деятельность, а осознание  значимости ее для личности человека и важности внимания для выполнения деятельности. Это показывает, что  внимание тесно связано с мотивацией ребенка. Ученый предлагал воспитывать  внимание путем воспитания личности, особенно через развитие интересов  и познавательных процессов школьника.

   С точки зрения отечественных специалистов Л.С.Выготского, С.Д.Забрамной, С.В.Лиепинь, С.Я.Рубинштейн, У.В.Ульянковой, занимающихся психологией детей с интеллектуальной недостаточностью, с целью изучения основных недостатков внимания проводили наблюдения за учащимися вспомогательной школы. Распределение внимания влияет на успеваемость по всем предметам. Успеваемость по математике, русскому языку, чтению и другим предметам тем выше, чем лучше распределение внимания. Так как у этих детей объем внимания узок, они не могут воспринять информацию полностью, что влияет на их успеваемость. Из - за нарушений внимания дети не могут понять условие задачи с первого раза, низкая концентрация внимания отрицательно влияет на выполнение заданий. Трудности при усвоении математики: некоторые дети постоянно отвлекаются от выполнения задания, неадекватно реагируют на замечания учителя. Во время урока дети не могут самостоятельно выполнять задания, предлагаемые учителем, большая часть времени уходит на решение одной задачи урока, наблюдения и исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность внимания создают определенные трудности в понимании задачи. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментально, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. Но некоторые дети не выполняют задания учителя и отвлекают от работы близ сидящих учеников. Педагог с трудом привлекает внимание детей и в течение всего урока стимулирует учебную деятельность, поощряя самые незначительные успехи.

   М.Н. Шардаков выделял такие средства развития внимания школьника в учебной деятельности: момент начала урока, увязывание нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закрепление материала, включение всех учащихся в работу. Например, во время урока, когда учитель просит одного ученика читать вслух, следует дать остальным детям задание следить за интонацией, произношением читающего. В этом случае дети проявляют умственную и двигательную активность, и их внимание не отвлекается.

   Таким образом, идеи, высказанные в работах  данных психологов, сводятся к тому, что воспитание внимания осуществляется всеми условиями жизни ребенка  в семье и в школе, происходит через организацию общей системы в процессе обучения и воспитания.

   Б.Г. Ананьев полагал, что для воспитания внимания играет огромную роль сознательное отношение к знаниям ребенка, воспитание воли, твердости характера. Также он отмечал, что это важно  для сохранения устойчивого внимания некоторых моментов в ходе урока. К ним относятся: понятность и  живость изложения материала, наглядность  учения, некоторые упражнения, например, на нахождения ошибок в каком-то интересном для школьника тексте.

   Зная  проблемы у детей со вниманием  младших школьников, психолог может  составить программу коррекции  внимания, используя специальные  методики и игры для развития произвольного  внимания, например, «Найди отличия», «Что изменилось?», «Муха» и т.д. Педагог  может использовать эти средства во внеурочной деятельности. Речь о  них пойдет в следующей главе.

   Из  выше сказанного можно сделать вывод. Младший школьный возраст очень  сенситивен для развития произвольного  внимания. Это происходит, если учитель  ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить. Главные, на наш взгляд, условия - использование  мыслительных приемов в учебном  процессе, развитие учебной мотивации, рациональная организация деятельности на уроке. Соблюдение дидактических  принципов также значимо для  развития внимательности. Важным средством  формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны  детям.

   С точки зрения В.Г. Петровой у детей  с интеллектуальной недостаточностью в большей степени страдает произвольное внимание.

   3.2. Комплекс игровых  упражнений, направленный  на развитие произвольного  внимания 

   В связи с особенностями развития, дети c нарушением интеллекта в большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в специально организованной работе, целью которой является помочь им в овладении произвольным вниманием в силу их индивидуальных возможностей. Под специально организованной работой предлагаем коррекционно-развивающие игры.

    Игра  занимает значительное место в жизни  детей. Она создает благоприятные  условия для усвоения знаний, коррекции  и развития личности ребенка. Ребенок  приобретает собственный опыт, при  сохранении эмоционально положительного отношения к обучению. Коррекционно-развивающая  игра имеет две цели. Одна из них  обучающая, которую преследуют взрослый, а другая -игровая, ради которой, действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив обучающих целей, не смог достичь игровых.

    Предлагаемые  игры, направленные на коррекцию и  развитие свойств произвольного внимания, использовались на уроках в начальном звене школ VIII вида. Весь игровой материал подобран и систематизирован по основным темам, изучаемым на уроках. Все игры апробированы в работе с детьми. Учтены дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенное усложнение игрового материала. Основное условие успешности, результативности игр -ежеурочное, неоднократное использование материала на уроках.

    Данная  работа это не канон для слепого  подражания. Каждый учитель может  варьировать, дополнять, изменять игры в силу своих творческих и профессиональных желаний и возможностей.

  • Игры и упражнения для коррекционно-развивающей работы

           На основе данных диагностики  внимания педагог может провести  групповую или индивидуальную  работу с учащимися по развитию  произвольного внимания. Для этого  существует огромное количество  методик, игр и упражнений. Некоторые  из них мы рассмотрим.

  1. Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности.

    1.Упражнение  «Запрещенная буква» 

    Цель  -тренировать произвольное внимание, находчивость.

    Один  из участников игры- водящий. Он поочередно, обращаясь к играющим, задает каждому какой-нибудь вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе «запрещенной» по уговору буквы. Например, буквы «А». Водящий постарается подыскать каверзные вопросы, которые предполагают в ответе букву «А». В таком случае игроку вместо верного ответа придется отделаться шуткой. «Не могу вспомнить!».

    Игра  ведется в быстром темпе, долго  раздумывать не разрешается. Не ответил  сразу или употребил в своем  ответе запрещенную букву, становись  на место водящего и задавай вопросы. Победителями будут те, кто ни разу не попал в ловушку и давал  быстрые, находчивые ответы.

    2. Птица- не птица.

    Веселая игра на внимание и знание птиц. Взрослый читает стишки. (см. Приложение №3). Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал- хлопать. Обязательно спросить ребенка, что неправильно и уточнить: «А муха- это кто?». Выиграет тот, кто верно заметит всех не птиц.

Информация о работе Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта