Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.

Работа состоит из  1 файл

вним уо диплом.docx

— 133.30 Кб (Скачать документ)
  1. Методики, игры и упражнения для развития свойств внимания.
  2. Упражнение на увеличение объема внимания «Заметь все»

    Раскладываются  в ряд 7-10 предметов (или картинок с изображением предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

    Затем закрыть предметы, потом приоткрыть их снова секунд на 8-10, спросить у  детей, в какой последовательности они лежали. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

    Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить  детей называть исчезнувший; располагать  предметы не в ряд, а, например, выкладывать  один на другой, с тем чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

  1. Игра «Маленький жук»

    Оборудование- квадратное поле из 16 клеток, в одной из которых нарисован жук (см. Приложение №4).

    Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую  игру. Перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает  жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь мысленно передвигать  по полю жука в нужном направлении. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Покажи, где  остановился жук».

    Если  ребенок затрудняется выполнить  задание мысленно, то сначала можно  позволить ему показывать пальчиком  каждое движение жука. Важно, чтобы  в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном  поле.

    Упражнение  на тренировку избирательности внимания.

  1. «Найди отличие».

    Инструкция: «Посмотри на картинки. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но это не так. Внимательно присмотрись и  найди различия».

    Для игры можно сначала использовать изображения двух животных (см. Приложение №6), а по мере усложнения- предлагать сюжетные картинки. Оценивают, как быстро ребенок нашел все отличия.

    Методики  для тренировки переключаемости  и распределения внимания.

  1. Методика «Красно- черная таблица», предложена Ф. Горбовым . (см. Приложение №5).

    Цель- развивать переключаемость внимания.

    Инструментарий: используется таблица с черно- красными цифрами, в сетке из 30 клеток, причем черных и красных цифр поровну- 15.

    Инструкция: «Покажи на таблице черные числа  от 1 до 15 в возрастающем порядке. Затем  нужно показать красные числа  в убывающем порядке от 15 до 1. Затем покажи попеременно черные числа в возрастающем порядке, а  красные числа- в убывающем».

    Фиксируется время каждого вида работы- Т(1), Т(2) и Т(3).. Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3)- (Т(1)+Т(2)). Время поиска в норме лежит в пределах двух минут. Следует предлагать это задание детям со слабой переключаемостью внимания до тех пор, пока результат работы не будет заметен в учебной деятельности.

  1. Упражнение «Каждой руке- свое дело»

    Инструкция: «В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой- кружки, правой- треугольники». В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. Треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка- нарисовать как можно больше треугольников и кругов.

    Рассмотренные выше методики по развитию произвольного  внимания, в основном, представляют собой задания виде игры. Это связано  с тем, что игра для младшего школьника  остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные  свойства. Главное требование к заданиям- систематичность их проведения, нарастание сложности. Из этих методик можно составить коррекционно-развивающую программу для формирования произвольного внимания.

    Упражнение  «Смотри на руки»

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша  Р. Паулся «Красные цветы».

    Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют  различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам  нужно выбрать командира, который  будет придумывать движения рук. Сначала командиром буду я, а потом  тот, кого мы выберем с помощью  считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться  под музыку. Первым будет стоять командир- сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

    Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и  т. д.). Затем показ движений рук  осуществляют дети.

    Упражнение  «Слушай команду»

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш».

    Описание. Каждый ребенок должен выполнять  движения в соответствии с командами  взрослого, произнесенными шепотом. Команды  дают только на выполнение спокойных  движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо и точно выполняют задание.

    Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу  друг за другом и двигаться шагом  под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В  это время я шепотом произнесу  команду, например «поднять руки», и  все играющие должны выполнить эту  команду. Будьте внимательны!»

    Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться  вперед и вытянуть руки вперед; согнуть  правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить  колени двумя руками и т. д.

    Игры, направленные на развитие сенсорного внимания

    Найди дорожку

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

    Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию  лабиринта, проводя по ней пальцем  либо обратным концом карандаша.

    Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем  изображен дабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель».

    Найди двух одинаковых животных

    Цель: развитие произвольного внимания.

    Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).

    Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке  двух одинаковых животных.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

    Воспроизведение геометрических фигур

    Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

    Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий  размеру образца (13х10 см).

    Описание. Ребенку предлагают рассмотреть  разные геометрические фигуры, запомнить  их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

    Инструкция: «Посмотри внимательно на эти  геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через  некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».

    Особенности внимания школьников с нарушением интеллекта являются:

  1. Рассеянность.
  2. Неустойчивость.
  3. Ошибочность действий.

    Это обусловлено быстрой истощаемостью  психических процессов, возникающей  постоянно и очень часто. (Иногда наступает на первом уроке после  некоторого умственного напряжения).

    Для того чтобы наиболее рационально  планировать различные виды работ  в зависимости от их сложности  и доступности, необходимо знать  оптимальный уровень работоспособности  учащихся, четко представлять, когда  достигается наибольшая работоспособность, а в какое время наступает  ее снижение.

    Как показывает практика, в каждом классе есть дети, способные организованно  и целеустремленно работать самостоятельно в течение всего урока, и в  то же время есть дети такие, кто  не способен сосредоточить внимание на учебном задании. Следовательно, длительность самостоятельной работы у детей с нарушением интеллекта различна, поэтому возникает необходимость  определить оптимальные «зоны» работоспособности.

    Процесс вхождения умственно отсталых учащихся в учебную деятельность происходит медленно. На первом уроке восприятие учебного материала крайне неэффектно. Наибольшая производительность достигается  на втором и третьем уроках. Оптимальный  уровень самостоятельной работы учащихся на уроке длится в среднем 20-25 минут, часть учащихся школы VIII вида способна работать до 30 минут. Это во многом зависит от характера выполняемой работы. Так, чтение про себя, решение арифметических задач и примеров, списывание, написание творческих работ, ручной труд и т. д.- составляют один и тот же отрезок времени- от 5-10 мин до 20-25 мин с начала урока. Время от 20-25 мин до 45 мин рассматривается как период непроизводительной или малопроизводительной деятельности учеников.

    Как известно, такие дети, особенно младшие  классы, быстро утомляются, внимание их рассеивается, появляются различные  негативные поведенческие явления, которые еще более усугубляются при относительно однообразной работе. Устранению и предупреждению подобных явлений, а также сохранению устойчивого  уровня работоспособности школьников с нарушением интеллекта способствует чередование различных видов  деятельности.

    В первую очередь- это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках. Особенно велика роль учителя- предметника и учителей начальных классов. Здоровьесберегающие минутки- это обязательный компонент школьного урока. Использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становится более активным, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Выполнение физических упражнений создает возможность кратковременного отдыха тух участков коры головного мозга, раздражение которых проходило во время учебных занятий и вызвало возбуждение в других участках. Кроме того, длительное сидение за партой в одном положении вызывает застойные явления крови в ногах, в области таза, живота; изменения в положении позвоночника, плеч, грудной клетки. Активный отдых способствует улучшению кровообращения, выпрямлению позвоночника, содействует повышению работоспособности учащихся. Время проведения динамической паузы в школе полностью зависит от состояния учащихся и в случае необходимости может быть включено в любой момент урока.

    Опыт  подсказывает, что оптимальное время  введения активного отдыха для учащихся 3-х классов-26-я минута. Рациональная продолжительность активного отдыха 2-3 минуты. Такая длительность активного  отдыха обосновывается имеющимися планами  о периодах снижения и повышения  работоспособности.

    Выполняемые детьми упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения. Необходимо, чтобы проведение физкультурной  минутки положительно отразилось на ходе урока, поэтому ее следует проводить  после завершения какого-либо учебного задания. В 1-2-х классах целесообразно  использовать имитационный метод- отдельные упражнения и целые комплексы выполняются живо, увлекательно, детям предлагается имитировать естественные движения человека, зверей, птиц и т. д. Такие упражнения, проводимые в игровой форме, наиболее доступны младшим школьникам, они, как правило, просты и не требуют предварительного показа. Хорошо, если они сопровождаются хоровым произношением звуков, фраз, хлопками, что оживляет проведение уроков и способствует восстановлению работоспособности. Практика показывает, что правильно подобранные физические упражнения оказывают наиболее благоприятное действие, способствуют снижению монотонности в работе, а также благоприятно отражаются на эмоциональности занятий. Наблюдается увеличение объема сделанной работы; улучшаются качественные показатели умственной работоспособности, школьники значительно быстрее включаются в работу. Труд их становится более сосредоточенным, они меньше отвлекаются, внимание активизируется на протяжении всего урока, что имеет тесную связь с работоспособностью учащихся.

Информация о работе Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта