Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.

Работа состоит из  1 файл

вним уо диплом.docx

— 133.30 Кб (Скачать документ)

   Внимание - это сосредоточенность сознания на каком-либо объекте или деятельности, соответственно, внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно   отсталых  школьников   отмечают  нарушение   концентрации,

устойчивости, распределения, переключаемость и  объем внимания. У учащихся с нарушениями  интеллекта непроизвольное внимание несколько  сохраннее произвольного, но и оно  отличается своеобразием. Внимание умственно  отсталого ребенка находится  в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано  с высшей нервной деятельностью. Так, у детей с возбудимым типом  нервной системы несколько сохраннее  темп, объем и переключаемость  внимания, у тормозных детей выше устойчивость. Может иметь место  несоответствие внешнего выражения  внимания состоянию сознания ребенка. Отмечается динамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание детей с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер.

   Таким образом, при умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остается тем или иным образом не задетым патологическим отклонением. Однако специалистами выявлены возможности коррекции недостатков внимания у детей в процессе обучения. 
 

   1.3. Особенности развития внимания младших школьников с

   нарушением  интеллекта 

   Как при  развитии других психических функций, в онтогенезе внимания также решающее значение имеет тот момент, когда  внимание ребенка перестает зависеть от случайно действующих раздражителей  и ребенок сам начинает направлять его. Центральным фактом в истории  развития внимания является акт зарождения произвольного, опосредствованного внимания.

   Согласно  результатам А.Н. Леонтьева, элементы произвольного внимания встречаются и в дошкольном возрасте, однако действительно произвольным оно становится лишь после овладения ребенком приемами его организации, упорядочения. А это происходит лишь в школьном возрасте, и 11-12-летние учащиеся уже достигают высокой ступени развития произвольного внимания.

   Поэтому в истории развития внимания дошкольный возраст резко отличается от всего  последующего периода жизни ребенка.

   Внимание  среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет собой  психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или  другого явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент[15].

   Внимание  необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе общения  с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде, так  как внимательный человек вовремя  заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во внимательность, а умение быть внимательным имеет  значение не только в успешном обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: «...внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в зависимости от возраста.

   Внимание - это всегда характеристика какого-то другого психического процесса: восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать  на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение. Внимание - сквозной психический процесс, заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или явлениях при одновременном отвлечении от других.

   Выделяют  основные свойства внимания:

   переключение - осознанный перенос внимания с  одного объекта на другой;

   объем - количество объектов, находящихся  в поле внимания одновременно небольшой  промежуток времени;

   распределение - возможность одновременного удержания  в сфере внимания нескольких объектов;

   устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;

   концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

   Эти свойства внимания в значительной степени  независимы друг от друга. Внимание хорошее  в одном отношении может быть не очень совершенным в другом. Зная основные свойства внимания, можно  их у себя развивать.

   Существуют  три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три  вида внимания:

   непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;

   произвольное (или волевое) - сосредоточенность на чем-то может быть достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда, когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;

   послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче, которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более глубоко и разносторонне.

   Внимание  такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью ученика.

   На  каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое «приучение» должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.

   Внимание  теснейшим образом связано с  эмоционально-волевой сферой личности, что и определяет особенности  формирования этого процесса у детей  младшего школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинистического темперамента кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке.

   Флегматики  и меланхолики пассивны, вялы, часто  кажутся невнимательными. На самом  деле они сосредоточены на изучаемом  предмете. Недостаточность внимания может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка, индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. К объективным - качество, степень новизны и  сложности нервной деятельности, являющейся содержанием процесса внимания.

   Преобладающим видом внимания младшего школьника  является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.

   Учащиеся  все свое внимание направляют на бросающиеся  в глаза отдельные предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка  в школе развивается, но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание в  младшем школьном возрасте развивается  вместе с развитием мотивов учения. Возможности волевого регулирования  внимания в младшем школьном возрасте ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку”, заслужить похвалу учителя).

   Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение  внимания - слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлевой «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте» приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет - объем внимания 2-5 единиц (среднее - 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее значение - 4) 12-14 лет - объем внимания 3-7 единиц (среднее значение - 5).

   У учащихся начальных классов небольшая  устойчивость внимания, что связано  с возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего  имеют рассеянное и неразвитое внимание. По нашим наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего класса могут  сохранять внимание непрерывно в  течение урока. Очень важно периодически менять виды работ, чтобы не наступило  утомление.

   Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение  менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного  возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к концентрированному и  устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности.

   При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные особенности  детей этого возраста, подбирать  методики, предназначенные для младших  школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в  которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо проанализировать прежде всего:

   -объем внимания;

   -сосредоточенность, концентрацию внимания;

   -длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально организованных условиях и без них.

   На  основании диагностических данных охарактеризовать особенности внимания учащихся. Например: несформированность внутренней волевой регуляции внимания; сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво; при соответствующей  работе возможна достаточно эффективная  коррекция указанных качеств  внимания.

   При необходимости  разрабатывать индивидуальные программы  по развитию внимания отдельного ученика. Важно в начальной школе использовать метод наблюдения, что расширяет  реальное представление об ученике.

   Одним из непременных условий успешного  обучения является развитие произвольного  преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без  отвлечений, следовать инструкциям  и контролировать полученный результат.

   Основное  изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять данным психическим процессом, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организовывают его внимание.

   Внимание  является одним из важнейших показателей  при оценке психического развития ребёнка, а так же имеет ряд особенностей, присущих детям старшего дошкольного возраста. Одной из специфических особенностей внимания дошкольников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует способы, которые он перенимает у взрослых.

   Спецификой  внимания данного возраста является сочетание его инертности и неустойчивости, недостаточное развитие и способность концентрации внимания на изучаемом явлении, узость объёма внимания.

   На  протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнение умственного развития детей, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру двадцать пять – тридцать минут, то к пяти – шести годам длительность игры возрастает до оного – полутора часов. Это объясняется тем, что игра постоянно усложняется и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Информация о работе Психологическая коррекция произвольного внимания младших школьников с нарушением интеллекта