Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Развитие внимания связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников с нарушением интеллекта уровень развития внимания обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Недостаточное развитие внимания у детей, поступающих в специальные школы, приводит к их дезадаптации в начальных классах. В данной работе нами рассматривается проблема развития и коррекции внимания у учащихся начальных классов со сниженным интеллектом.
Произвольное внимание. Источниками произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективным факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели.
Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительного длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.
Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
- усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
- темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
- первоначальное вхождение в работу;
- достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
- снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
Интенсивность. Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного
вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.
Концентрация. Концентрация внимания - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
Сосредоточенное
внимание характеризуется резко
выраженными внешними признаками: в
соответствующей позе, мимике, выразительном
живом взгляде, быстрой реакции,
в торможении всех лишних движений.
В то же время внешние признаки
не всегда не всегда соответствуют
действительному состоянию
Распределение. Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Распределение внимания - это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
- трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
Особое
значение распределение внимания имеет
во время учебы. Ребенок должен одновременно
слушать взрослого и
Старший дошкольник и младший школьник плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному внимания формируется в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков.
Переключение. Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
- от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
- от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
- от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
- от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.
Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение -непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо. Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
Колебания. Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Периодичность колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением.
Классическим
примером является двойной квадрат,
представляющий собой одновременно
две фигуры: 1) усеченную пирамиду,
обращенную к зрителю своей вершиной;
и 2) длинный коридор с выходом
в конце. Если смотреть на этот чертеж
даже с напряженным вниманием, то
через определенные промежутки времени
перед нами будет то усеченная
пирамида, то длинный коридор. Вот
такая смена объектов и есть пример
колебания внимания.
Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается и внимание переключается на посторонние раздражители.
Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие.
Направленность,
или избирательность, внимания проявляется
в различных формах. Первоначально
выбор объектов внимания связан с
анализом огромного потока информации,
непрерывно поступающего из внешнего
мира. Это ориентировочно - исследовательская
деятельность протекает в значительной
мере на уровне подсознания. Избирательность
протекает в значительной мере на
уровне подсознания. Избирательность
внимания проявляется в бдительности,
настороженности, в тревожном ожидании
(непроизвольная избирательность). Осознанное
выделение каких-то объектов происходит
в целенаправленной познавательной
деятельности. В одних случаях
избирательность внимания может
носить характер поиска, выбора, контроля,
связанных с определенной программой
(произвольная избирательность). В других
случаях (например, чтение книги, прослушивание
музыки и т.д.) четкая программа необязательна.
1.2.
Развитие произвольного
внимания в онтогенезе
Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.
С того времени, как умственно отсталые дети были выделены из детской популяции и стали предметом специального изучения, клиницисты, психологи, педагоги настойчиво говорят о глубоких нарушениях их внимания. В прошлом веке отклонения в развитии внимания некоторые дефектологи оценивали как сущность умственной отсталости. И в настоящее время эти отклонения рассматриваются многими отечественными и зарубежными учеными как один из важнейших показателей клинической характеристики умственно отсталых детей.
Уровень развития внимания учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Для того чтобы легче исправлять эту невнимательность, следует различать, по крайней мере, два ее источника.
Первый и наиболее типичный источник - колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Не следует думать, что эта истощаемость, или, иначе, утомляемость, обнаруживается только к концу школьного дня либо к концу года. Истощаемость может наступить и на первом уроке после некоторого умственного напряжения. Это падение и колебание тонуса психической активности может иметь место у каждого школьника с ослабленной нервной системой (даже у ученика массовой школы). Однако у многих учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида колебания тонуса психической активности возникают постоянно и очень часто.
По данным Э.С. Мандрусовой, церебрастенические состояния наблюдаются у олигофренов и других учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида. Эти состояния значительно затрудняют усвоение изучаемых в школе предметов. По ее же данным, есть церебрастеничные школьники, которые настолько сообразительны, что их никак нельзя отнести к числу учащихся с нарушением интеллекта. Однако (по причине церебрастении) они оказываются не в состоянии учиться в массовой школе. Грубо выраженные и частые колебания внимания мешают им усвоить программу не только массовой, но и коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида. Длительная, травмирующая их психику школьная неуспеваемость вызывает у этих учащихся невротические и психопатоподобные синдромы.