Психологическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.

Содержание

Вступление………………………………………………..……………………3

Раздел 1. Содержание работы психологической службы в средней школе

1.1. Общие положения………………………………………………………….4

1.2. Содержание роботы психологической службы в средней школе

1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….

1.2.2.Направление работы школьного психолога…………………..

Раздел 2. Правовые и организационные вопросы деятельности психологической службы в средней школе

2.1. Ответственность практического психолога……………………………

2.2. Основные обязанности практического психолога……………………

2.3. Права практического психолога…………………………………………

2.4. Организационные вопросы деятельности практического психолога в средней школе

Раздел 3. Особенности практической деятельности практического психолога в средней школе

3.1. Документация практического психолога……………………………….

3.1.1. График работы практического психолога

3.1.2. Годовой план практического психолога

3.1.3. Учетная документация

3.2. Кабинет психолога в средней школе

3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………

Тезаурус…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

1 Психологическая служба в средней школе.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

*   экспертные  опросы педагогов и родителей;

*   структурированное  наблюдение школьников в процессе обследования;

*   психологическое обследование школьников;

*   анализ  педагогической документации (классный  журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.

2. Углубленное  психодиагностическое обследование  используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3. Оперативное  психодиагностическое обследование  применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры  диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы. В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные. 

    Психокоррекция — осуществление  психолого-медико-педагогических методов с целью  устранения отклонений в психофизиологическом и индивидуальном развитии, в поведении, склонности к зависимости и  правонарушениям, преодоление разных форм девиантного поведения, формирование социально полезных жизненных перспектив.

    Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов).

    Коррекционно-развивающая  работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:

1)  реализация  коррекции как приведения к  усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;

2)  оказание  психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности и в целом на уникальность его психического и личностного развития.

    Психокоррекционная  работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

    Психокоррекционная  работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

1. С активным  развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.

2. Со снижением  мотивации к обучению у подростков  и избирательностью учебной мотивации  у старшеклассников.

3. С ростом  нестабильности эмоциональной сферы,  а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.

4. С расширением  сферы межличностных отношений  и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического  общения,

5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.

6. С необходимостью  профессионального самоопределения учащихся.

    Каждый  из указанных факторов может стать  основой для проведения коррекционной  работы.

    Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; негативные тенденции личностного, развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неумение планировать, регулировать и адекватно оценивать свои действия, свое «Я» и т.п.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом. 
 

    Психологическое консультирование включает объяснение и психологическую интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и воспитанников или особенностей их поведения в профессиональной деятельности и семейной жизни.

    Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям.

1. Консультирование  и просвещение педагогов.

2. Консультирование  и просвещение родителей.

3. Консультирование  и просвещение школьников.

    В свою очередь, консультирование может  проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а  также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

    Особенностью  консультативной работы психолога  в средней школе является то, что часто непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Однако в отличие от подобной ситуации в начальной школе, за психологической помощью в средней школе может обратиться сам подросток или старшеклассник. В связи с этим школьный психолог в своей практике должен уметь органично сочетать различные типы консультирования (семейное, возрастно-психологическое и др.). Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему  удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

      В целом задачу возрастно-психологического  консультирования составляет «контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1)  ориентация  родителей, учителей и других  лиц, участвующих в воспитаний, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2)  своевременное  первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

3) предупреждение  вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4)  составление  (совместно с педагогическими  психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;

5) составление  (совместно со специалистами по  семейной психотерапии) рекомендаций  по воспитанию детей в семье;

6) коррекционная  работа индивидуально или (и)  в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

7) психологическое  просвещение населения с помощью  лекционной и других форм работы.

    1. Консультирование  и просвещение  педагогов.

   В организации  психологического консультирования педагогов  можно выделить три направления.

1)  Консультирование  педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны методические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.

2) Консультирование  педагогов по поводу проблем  обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.

    Консультирование  в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой — по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.

    Перспективной формой организации и консультативной  работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.

3) Консультирование  в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель — учитель, учитель — ученик, учитель — родители и др.В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

    Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:

♦   организовать эффективный процесс обучения школьников;

♦   построить  взаимоотношения со школьниками  и коллегами на взаимовыгодных началах;

♦   осознать и осмыслить себя в профессии  и обучении с другими участниками  внутришкольных взаимодействий.

Желательно организовывать просветительскую работу таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания. Следует избегать формальных лекций и семинаров, темы которых повторяются из года в год. Организация «Уголка психолога», «Психологической стенгазеты», «Психологической почты» помогут психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.

Информация о работе Психологическая служба