Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.
Вступление………………………………………………..……………………3
Раздел 1. Содержание работы психологической службы в средней школе
1.1. Общие положения………………………………………………………….4
1.2. Содержание роботы психологической службы в средней школе
1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….
1.2.2.Направление работы школьного психолога…………………..
Раздел 2. Правовые и организационные вопросы деятельности психологической службы в средней школе
2.1. Ответственность практического психолога……………………………
2.2. Основные обязанности практического психолога……………………
2.3. Права практического психолога…………………………………………
2.4. Организационные вопросы деятельности практического психолога в средней школе
Раздел 3. Особенности практической деятельности практического психолога в средней школе
3.1. Документация практического психолога……………………………….
3.1.1. График работы практического психолога
3.1.2. Годовой план практического психолога
3.1.3. Учетная документация
3.2. Кабинет психолога в средней школе
3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………
Тезаурус…………………………………………………………………..
Донецкий областной институт последипломного
педагогического образования
Факультет переподготовки
и специализации
Творческая
научно-исследовательская
Из курса «Основы психологии» на тему:
«Основы
психологической
службы в средней
школе»
докторант кафедры психологии
Донецк - 2008
Содержание
Вступление………………………………………………..
Раздел 1. Содержание работы психологической службы в средней школе
1.1.
Общие положения………………………………………
1.2.
Содержание роботы
1.2.1.Цели и задачи
1.2.2.
Раздел 2. Правовые и
организационные вопросы
2.1. Ответственность практического психолога……………………………
2.2.
Основные обязанности
2.3.
Права практического психолога…
2.4. Организационные
вопросы деятельности
Раздел 3. Особенности практической деятельности практического психолога в средней школе
3.1. Документация практического психолога……………………………….
3.1.1. График работы практического психолога
3.1.2. Годовой план практического психолога
3.1.3. Учетная документация
3.2. Кабинет психолога в средней школе
3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
Тезаурус…………………………………………………………
Вступление
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.
Применение
научных достижений психологии в практике
народного образования помогает педагогам
решать проблемы индивидуализации и дифференциации
учебно-воспитательного процесса школы.
Раздел 1.
Содержание работы психологической
службы в средней
школе
1.1. Общие положения
1. Психологическая служба (далее – служба) в структуре образования является составной частью государственной системы охраны физического и психологического здоровья молодых граждан Украины и действует с целью выявления и образования оптимальных социально-психологических условий для развития личности.
2. Служба обеспечивает своевременное и систематическое изучение психофизического развития ребенка, мотивов его поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития и самообразования, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач учебного заведения.
3.
Психологическая служба в
4. Деятельность службы обеспечивается практическими психологами, которые имеют высшее специальное образование. По своему статусу работники службы принадлежат к педагогическим работникам, и, в соответствии с действующим законодательством, пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них.
5.
Психологическая служба тесно
сотрудничает с органами
1.2. Содержание
роботы психологической службы в средней
школе
1.2.1.Цели и задачи психологической службы
Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи.
Целями службы является:
♦ содействие
администрации и
♦ содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
♦ оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
♦ содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
♦ психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
♦ содействие
личностному и
♦ формирование у учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;
♦ содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся; профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений; участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке
и создании психолого-педагогических условии преемственности в процессе непрерывного образования;
♦ содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
1.2.2.Направление работы школьного психолога
Основными видами деятельности практической службы средней школы являются:
Психопрофилактика — своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и становлении личности, межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.
Психопрофилактическая работа проводится с членами педагогического коллектива, руководителями учебно-воспитательных программ, родителями и другими взрослыми, которые влияют на формирование личности ученика.
В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие мероприятия:
а) изучает интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, их интересы, склонности по запросам учителей и администрации школы;
б предлагает родителям методы занятий с детьми для ликвидации пробелов в подготовке к обучению;
в) совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для улучшения их адаптации к школе, обеспечения всестороннего развития в процессе обучения;
г) проводит психологическое обследование детей при переходе их из неполной средней — в среднюю общеобразовательную;
д) совместно с учителями, родителями, мастерами намечает программу индивидуальной работы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей личности.
е) предупреждают
психологическое перенапряжение учащихся,
нервные стрессы, связанных с условиями
жизни, воспитания и обучения.
Психодиагностика — психологическое обследование детей и подростков, их групп и коллективов, мониторинг содержания и условий индивидуального развития детей и подростков, определение причин, которые усложняют развитие и обучение, также изучение специфических особенностей деятельности педагогов и в данном учреждении, их социального статус, особенностей межличностных отношений в коллективах педагогов. Итог этой работы — подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие.
1. Комплексное
психолого-педагогическое