Психологическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.

Содержание

Вступление………………………………………………..……………………3

Раздел 1. Содержание работы психологической службы в средней школе

1.1. Общие положения………………………………………………………….4

1.2. Содержание роботы психологической службы в средней школе

1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….

1.2.2.Направление работы школьного психолога…………………..

Раздел 2. Правовые и организационные вопросы деятельности психологической службы в средней школе

2.1. Ответственность практического психолога……………………………

2.2. Основные обязанности практического психолога……………………

2.3. Права практического психолога…………………………………………

2.4. Организационные вопросы деятельности практического психолога в средней школе

Раздел 3. Особенности практической деятельности практического психолога в средней школе

3.1. Документация практического психолога……………………………….

3.1.1. График работы практического психолога

3.1.2. Годовой план практического психолога

3.1.3. Учетная документация

3.2. Кабинет психолога в средней школе

3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………

Тезаурус…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

1 Психологическая служба в средней школе.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

Донецкий  областной институт последипломного

педагогического образования

Факультет переподготовки и специализации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Творческая  научно-исследовательская работа 
 

Из  курса  «Основы психологии» на тему:

«Основы психологической  службы в средней  школе» 
 
 
 
 
 
 

                                           Слушателя 4 курса

                                           группы ППЗ 3А-08

                                           факультета переподготовки

                                           и специализации

                                           Кашубы Е.И. 
 

                                           Научный руководитель:

                                           Васильков В.Н.,

                                           канд. психол. наук, доцент,

                докторант кафедры психологии

                                           НПУ имени Н.П. Драгоманова 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк - 2008 

Содержание

Вступление………………………………………………..……………………3

Раздел 1. Содержание работы психологической службы в  средней школе

         1.1. Общие положения………………………………………………………….4

         1.2. Содержание роботы психологической  службы в средней школе

                    1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….

               1.2.2.Направление работы  школьного психолога…………………..

Раздел 2. Правовые и  организационные вопросы деятельности психологической службы в средней  школе

         2.1. Ответственность практического  психолога……………………………

         2.2. Основные обязанности практического психолога……………………

         2.3. Права практического психолога…………………………………………

      2.4. Организационные  вопросы деятельности практического  психолога в средней школе

Раздел 3. Особенности  практической деятельности практического  психолога в средней школе

         3.1. Документация практического психолога……………………………….

                     3.1.1. График работы практического психолога

                  3.1.2. Годовой план практического психолога

                  3.1.3.  Учетная документация

         3.2. Кабинет психолога в средней  школе

               3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………

Тезаурус………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 
 
 

    Современное состояние общества, обусловленное  ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

    Развитие  в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.

    Применение  научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Содержание работы психологической  службы в средней  школе 

1.1. Общие положения

    1. Психологическая служба (далее – служба) в структуре образования является составной частью государственной системы охраны физического и психологического здоровья молодых граждан Украины и действует с целью выявления и образования оптимальных социально-психологических условий для развития личности.

    2. Служба обеспечивает своевременное и систематическое изучение психофизического развития ребенка, мотивов его поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития и самообразования, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач учебного заведения.

    3. Психологическая служба в своей  деятельности руководствуется Конституцией  Украины (254к/96-ВР), Декларацией прав  человека (995_015), Конвенцией о правах  детей, Законами Украины “Об образовании”, “Об общем среднем образовании” (651-14), действующим законодательством Украины и этим Положением. (Пункт 1.3 с изменениями, внесенными согласованно с Приказом МОН N 439 от  07.06.2001)

    4. Деятельность службы обеспечивается практическими психологами, которые имеют высшее специальное образование. По своему статусу работники службы принадлежат к педагогическим работникам, и, в соответствии с действующим  законодательством, пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них.

    5. Психологическая служба тесно  сотрудничает с  органами охраны  здоровья, социальной защиты, семьи  и молодежи, внутренних дел, другими  заинтересованными ведомствами, также — гражданскими и благотворительными организациями. 
 

1.2. Содержание  роботы психологической службы в средней школе 

1.2.1.Цели и  задачи психологической службы

 

    Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует следующие цели и задачи.

    Целями  службы является:

♦   содействие администрации и педагогическому  коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

♦   содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

♦   оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

♦   содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

    Задачи  Службы:

♦   психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

♦   содействие личностному и интеллектуальному  развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;

♦   формирование у  учащихся способности к самоопределению и саморазвитию;

♦   содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;  психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;  профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии  обучающихся; участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;  участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке

и создании психолого-педагогических условии преемственности в процессе непрерывного образования;

♦   содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

               

1.2.2.Направление  работы школьного психолога

    Основными видами деятельности практической службы средней школы являются:

      Психопрофилактика — своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и становлении личности, межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

    Психопрофилактическая работа проводится с членами педагогического  коллектива, руководителями учебно-воспитательных программ, родителями и другими взрослыми, которые влияют на формирование личности ученика.

    В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие мероприятия:

а)   изучает  интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности  учащихся, их интересы, склонности по  запросам   учителей  и   администрации  школы;

б   предлагает  родителям  методы  занятий с детьми  для ликвидации  пробелов   в подготовке   к   обучению;

в)   совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для улучшения их адаптации к школе, обеспечения всестороннего развития в процессе обучения;

г)   проводит    психологическое    обследование  детей   при переходе    их из неполной  средней — в среднюю   общеобразовательную;

д) совместно с учителями, родителями, мастерами намечает программу индивидуальной работы с учащимися, с учетом их   индивидуальных   особенностей личности.

е)  предупреждают  психологическое перенапряжение учащихся,   нервные стрессы, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения. 

    Психодиагностика — психологическое обследование детей и подростков, их групп и коллективов, мониторинг содержания и условий индивидуального развития детей и подростков, определение причин, которые усложняют развитие и обучение, также изучение специфических особенностей деятельности педагогов и в данном учреждении, их социального статус, особенностей межличностных отношений в коллективах педагогов. Итог этой работы — подробная психологическая характеристика личности преподавателя, сотрудника, воспитанника, составление психологических паспортов, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия.

Сегодня диагностическая  работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

       Из  форм организации диагностической  работы можно выделить следующие.

1. Комплексное  психолого-педагогическое обследование  всех школьников определенной  параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик, Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д.. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:

Информация о работе Психологическая служба