Психологическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.

Содержание

Вступление………………………………………………..……………………3

Раздел 1. Содержание работы психологической службы в средней школе

1.1. Общие положения………………………………………………………….4

1.2. Содержание роботы психологической службы в средней школе

1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….

1.2.2.Направление работы школьного психолога…………………..

Раздел 2. Правовые и организационные вопросы деятельности психологической службы в средней школе

2.1. Ответственность практического психолога……………………………

2.2. Основные обязанности практического психолога……………………

2.3. Права практического психолога…………………………………………

2.4. Организационные вопросы деятельности практического психолога в средней школе

Раздел 3. Особенности практической деятельности практического психолога в средней школе

3.1. Документация практического психолога……………………………….

3.1.1. График работы практического психолога

3.1.2. Годовой план практического психолога

3.1.3. Учетная документация

3.2. Кабинет психолога в средней школе

3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………

Тезаурус…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

1 Психологическая служба в средней школе.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

3.1.1. График работы  практического психолога

    Одним из важных документов, регламентирующих работу практического психолога, является «График работы практического психолога», который согласовывается с методистом методического кабинета районного отдела образования, отвечающего за психологическую службу. График утверждается руководителем учебного заведения, в штат которого включена ставка практического психолога.

    График  работы психолога подается в расписании рабочих часов, с конкретизацией часов, отведенных для работы с учениками/детьми, консультаций для учителей/воспитателей и родителей (приложение 1). Он размещается  в общедоступном месте. Один экземпляр графика предоставляется методисту. Об изменениях режима работы необходимо своевременно информировать методиста . отвечающего за психологическую службу. 

3.1.2. Годовой  план практического психолога

    Следующим важнейшим документом практического психолога является годовой план, который составляется исходя из конкретных психологических проблем школы и общешкольных мероприятий, утверждается руководителем учебного заведения и согласовывается с методистом , отвечающим за психологическую службу.

    Годовой план работы рекомендуется составлять помесячно. Первая часть плана должна включать:

-  краткий  анализ работы практического  психолога за минувший учебный  год;

- проблему работы  школы;

- проблему и  задачи психологической службы  учебного заведения на  учебный год.

    Вторая  часть - собственно план работы практического  психолога, т.е. конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач.

В годовой план работы необходимо обязательно отобразить следующие вопросы:

- работа с  одаренными детьми;

-   превентивное  воспитание   (ориентация  на  здоровый   способ жизни, защита  психического здоровья);

- профилактика  адиктивного поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения,  ВИЧ/СПИД,   бродяжничества,  преступности  среди  несовершеннолетних);

- мероприятия  по профилактике жестокого обращения  с детьми;

- профилактика  суицида;

- профориентационная  работа;

- изучение готовности  детей к школе;

- профилактика  дезадаптации учащихся;

-  работа с  детьми «группы риска» (дети, имеющие  проблемы в обучении, нарушения поведения, эмоциональные расстройства).

    Также при планировании необходимо учитывать, что работа должна проводиться со всеми категориями участников учебно-воспитательного  процесса, т.е. учащимися, учителями, родителями.

    Один  экземпляр годового плана работы подается методисту, отвечающему за психологическую службу. 

3.1.3

    Другой  ступенью в ведении документации является грамотный анализ проведенной  работы, который обеспечивает её системность  и последовательность.                    

    Для этого практический психолог должен иметь:

- «журнал ежедневного  учета работы» (приложение 4);

- «журнал консультативной  работы» (приложение 5);

- «журнал корреционо-развивающей  работы» (приложение 6);

-  «журнал   психологического  анализа урока»   (приложение  7); психологический    анализ    урока    осуществляется    практическим психологом по запросу администрации учебного заведения.

-  индивидуальные  карточки психологического развития  ребенка и психологического диагностирования; конфиденциальная информация о   клиенте  предоставляется только  с разрешения методиста, отвечающего за психологическую службу (письмо МОН Украины №20, 2000 г.)

-  планы коррекционно-развивающих  программ и учебных курсов (факультативов)  по психологии;

- темы и конспекты  выступлений на педагогических советах, педагогических консилиумах, семинарах-практикумах, родительских собраниях, лекториях для родителей

- конспекты занятий,  бесед, воспитательных часов и  т.п. для учащихся. 

3.2. Кабинет психолога в  средней школе

    Многие  направления деятельности школьного психолога (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

    Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12—15 мест, оборудованный телефоном, пишущей машинкой (компьютером), закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5 х 6 х 3м.

    Часть кабинета, используемая для сеансов  тренинга, психологической разгрузки, консультирования, должна быть оформлена особым образом. Три стены — две боковые и передняя — расписаны. Задняя стена задрапирована двойной массивной шторой темно-зеленого цвета. В кабинете установлены в три ряда 12 кресел, обивка кресел по окраске и фактуре соответствует задней шторе. Кресла глубокие, мягкие, с высокими спинками, мягкими подлокотниками. Стены кабинета могут быть двойные. Наружная часть стены представляет собой подрамник для натягивания живописного холста.

К росписи предъявляются  особые требования. Холст должен быть тщательно загрунтован так, чтобы  через рисунок не проступала фактура ткани, рисунок выполняется тщательно, с выписыванием мелких деталей, в сочной колоритной манере, матовыми красками, не отражающими блики света. Роспись может быть выполнена и на стенах. Она несет значительную психологическую нагрузку, способствует формированию эмоционального состояния покоя, отдыха. В фазе сюжетного воображения психологической тематики используются конкретные ассоциации, возникающие у людей в период восприятия картины живой природы, изображенной на стенах кабинета. Роспись композиционно представляет собой единое целое.

Закругленный  потолок и стены создают иллюзию  расширенной перспективы, стереоскопический эффект, что очень важно при ограниченных габаритах помещений — потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует сюжет картины. На передней стене, несущей максимальную зрительную нагрузку, изображается спокойная тёмно-голубая гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негустой березовой рощей, изображенной на них, углубляет стереоскопический эффект пространства. Светлые стволы берез также решают психологическую задачу: подчеркивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают светлое, приподнятое настроение.

На росписи не должно быть изображения дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, например, срубленных, поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции.

    В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет. Ограниченно используются красный, оранжевый, желтый оттенки, способствующие возбуждению, повышению активности центральной нервной системы. Зеленая трава, кустарники выполняются с минимальным содержанием холодных тонов.

    Пространство  между внутренней и наружной сторонами  стен — около 0,5 м. Оно служит для  дополнительной звукоизоляции и размещения акустических колонок. Потолок также двойной, в виде полусферы, имитирующей лето. Настенная роспись освещается группой светильников, установленных над шторой задней стены. Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утренне-вечерний, дневной и ночной свет.

    Такой кабинет дает школьному психологу  возможность для научной организации труда, повышает эффективность его работы, помогает создать обстановку доверительного, общения, психологического комфорта.

учащихся средней  школы 

3.3.Конспект психокоррекционного  занятия «Сказкотерапия»  

Тема. Волшебная  страна внутри нас

Цель: на интересном материале проследить психоэмоциональное состояние для 

           его коррекции в дальнейшей  работе; развивать эстетический  вкус,

           воображение, внимание; формировать жизненную компетентность;

       воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: цветные  карандаши, бланк методики, рабочая  тетрадь, запись

                          классической музыки. 

      Ход урока: 

1. Организация  класса

2 Сообщение темы  и цели урока

2.1 Вступительное  слово учителя

- Добрый день, дорогие дети! Мы живем в мире, который очень быстро меняется. Знания, которые мы получаем в школе, не всегда помогают нам в решении сложных задач. Поэтому занятия Сказкотерапии научат нас преодолевать трудности, открывать свое сердце добру. На помощь придет сказка.

2.2 Работа над  содержанием сказки. Рассказ учителя.

   

  (Звучит спокойная   радостная музыка) 

- Далеко, далеко, а может и близко, есть волшебная  страна, и живут в ней Чувства:  Радость, Удовольствие, Ужас, Вина, Грусть, Злость, Заинтересованность. Живут они в маленьких цветных домиках. Каждое чувство живет в домике своего цвета: кто-то – в красном, кто-то - в синем, кто-то в зеленом. Каждый день, как только солнце поднимается, жители страны начинают заниматься своими любимыми делами.

   

( Звучит наиболее тревожная музыка) 

- Но однажды  произошло горе. На страну налетела  страшная буря. Ветер был такой  сильный, что срывал крыши с  домов, ломал деревья. Все жители  начали прятаться кто куда. Их  дома были повреждены… 

( Звучит музыка  спокойная, но грустная) 

- Внезапно буря  закончилась. Ветер утих. Жители  вышли и увидели, что  произошло   с их домами. Их не возможно  было узнать! Чувства очень расстроились  и загрустили. Но слезами горю  не поможешь. Взяли они инструменты и начали ремонтировать дома. Когда дошли до покраски, то заметили, что ветер забрал с собой краску. 

-Так что, оставим  домики не раскрашенными? 

- Хотели бы  вы помочь Чувствам?

- У вас есть  цветные карандаши. Помогите, пожалуйста, раскрасить отремонтированные дома.

- Чувства были  такие испуганные, что забыли, каким  цветом был их дом. Разукрасьте  каждый дом таким цветом, каким  вы считаете подходит каждому  жителю. 

  3. Практическая  работа в тетради

  3.1. Разукрашивание  домиков

  3.2. Разукрашивание  «карты» страны Сказкотерапия  

   4. Итог  урока 

   

    - Понравилось  вам помогать жителям сказочной  страны?

    - Хотели  бы вы еще путешествовать по  карте  сказочной страны? 

   5. Обработка  полученных результатов психоэмоционального  состояния детей.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕЗАУРУС 

Адаптация - приспособление органа или организма, личности к изменениям внешних условий.

Агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Ведущий вид деятельности - деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Возраст психологический - возраст физический, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития.

Информация о работе Психологическая служба