Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.
Вступление………………………………………………..……………………3
Раздел 1. Содержание работы психологической службы в средней школе
1.1. Общие положения………………………………………………………….4
1.2. Содержание роботы психологической службы в средней школе
1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….
1.2.2.Направление работы школьного психолога…………………..
Раздел 2. Правовые и организационные вопросы деятельности психологической службы в средней школе
2.1. Ответственность практического психолога……………………………
2.2. Основные обязанности практического психолога……………………
2.3. Права практического психолога…………………………………………
2.4. Организационные вопросы деятельности практического психолога в средней школе
Раздел 3. Особенности практической деятельности практического психолога в средней школе
3.1. Документация практического психолога……………………………….
3.1.1. График работы практического психолога
3.1.2. Годовой план практического психолога
3.1.3. Учетная документация
3.2. Кабинет психолога в средней школе
3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………
Тезаурус…………………………………………………………………..
2. Консультирование и просвещение родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.
3. Консультирование и просвещение школьников
Консультирование подростков и юношей имеет свою специфику. Количество случаев обращения за психологической помощью в этом возрасте резко увеличивается. При этом резко возрастает и диапазон запросов клиентов (школьников или их родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви — до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь, в отличие от младших школьников или 4—5-классников, сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.
Одной
из форм психологического просвещения
школьников является руководство кружком
или факультативом по психологии. Урок
по психологии совмещает в себе и информационную
часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные
особенности учащихся средних и старших
классов (высокий авторитет сверстников,
стремление к самопознанию и саморазвитию
и др.), педагог-психолог может использовать
такие занятия и в коррекционно-развивающих
целях, организуя групповую работу с детьми.
Раздел 2.
Правовые и организационные
вопросы деятельности
психологической
службы в средней
школе
2.1. Ответственность практического психолога
Психолог в средней школе несет персональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов и методик, ход и результаты психологического обследования, работу с учащимися, обоснованность даваемых психологических рекомендаций.
Психолог
несет также ответственность за сохранение
документации, протоколов обследования
учащихся, оформление их в надлежащем
порядке.
2.2. Основные обязанности практического психолога
В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
-препятствовать
проведению диагностической,
-в решении
всех вопросов исходить из
интересов учащихся, знаний их
полноценного психического
- выполнять указания и рекомендации по психологическим проблемам только со стороны специалистов, ведущих психологов. По другим вопросам выполнять указания приказов руководителей школы, при условии, что они обеспечат соответственные условия для работы психолога;
Психолог школы:
2.3. Права практического психолога
Практический психолог имеет право:
- обращаться в случае необходимости через руководство школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанными со здоровьем учащихся;
Практический психолог должен бать
знаком с Декларацией прав ребенка, Декларацией
прав человека, постановлениями и нормативными
документами Верховного Совета Украины.
2.4. Организационные
вопросы деятельности
1.Психолог в школе, является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов, консилиумов, методических объединений и т. д.
2. Для успешной деятельности психолога создается психологический кабинет, который должен быть размещен в отдельном помещении, где созданы необходимые условия для проведения разных видов работ с учащимися, педагогами, воспитателями и родителями, кабинет должен быть оснащен соответствующим оборудованием: системой психологических методик, бланками методик, аппаратурой для психодиагностики и т.д.
3. Режим и расписание работы психолога устанавливается администрацией школы и согласуется с преподаванием соответствующих дисциплин. При этом учитывается необходимость работы по повышению квалификации, посещение разных психологических служб, медицинских заведений и др.
6. Для организации деятельности практического психолога целесообразно разработать структуру его подчинения и взаимодействия; составить годовой план работы (приложение 2), иметь представление примерной продолжительности разнообразных видов методик.
3.1. Документация школьного
психолога
Фундаментом
работы практического психолога
является «положение о психологической
службе системы образования Украины»,
утвержденное указом Министерства образования
Украины 03.05.99 № 127 (изменения текста: Приказ
МОН № 386 от 15.08,2000, №439 07.06.2001 г.).