Психологическая служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в школе, выявление их интересов, склонностей, своевременное изучение причин отставания в учебе, недостатков в поведении отдельных учащихся, выбор наиболее эффективных путей их устранения.

Содержание

Вступление………………………………………………..……………………3

Раздел 1. Содержание работы психологической службы в средней школе

1.1. Общие положения………………………………………………………….4

1.2. Содержание роботы психологической службы в средней школе

1.2.1.Цели и задачи психологической службы……………….…….

1.2.2.Направление работы школьного психолога…………………..

Раздел 2. Правовые и организационные вопросы деятельности психологической службы в средней школе

2.1. Ответственность практического психолога……………………………

2.2. Основные обязанности практического психолога……………………

2.3. Права практического психолога…………………………………………

2.4. Организационные вопросы деятельности практического психолога в средней школе

Раздел 3. Особенности практической деятельности практического психолога в средней школе

3.1. Документация практического психолога……………………………….

3.1.1. График работы практического психолога

3.1.2. Годовой план практического психолога

3.1.3. Учетная документация

3.2. Кабинет психолога в средней школе

3.3. Конспект психокоррекционного занятия с детьми «Казкотерапiя»

Заключение……………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………

Тезаурус…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

1 Психологическая служба в средней школе.doc

— 495.00 Кб (Скачать документ)

2. Консультирование  и просвещение  родителей

      Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

    Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

    3. Консультирование  и просвещение  школьников

Консультирование  подростков и юношей имеет свою специфику. Количество случаев обращения за психологической помощью в этом возрасте резко увеличивается. При этом резко возрастает и диапазон запросов клиентов (школьников или их родителей): от проблем первой, чаще неразделенной любви — до опасности наркомании и алкоголизма, от признаков дизморфоманий — до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психологического консультирования то, что теперь, в отличие от младших школьников или 4—5-классников, сам подросток впервые становится клиентом — субъектом обращения в психологическую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в известность своих родителей.

    Одной из форм психологического просвещения  школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми. 

Раздел 2. Правовые и организационные  вопросы деятельности психологической  службы в средней  школе 

2.1. Ответственность  практического психолога

Психолог в  средней школе несет персональную ответственность за точность    психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов и методик, ход и результаты психологического обследования, работу с учащимися, обоснованность даваемых психологических рекомендаций.

    Психолог несет также ответственность за сохранение документации,  протоколов  обследования     учащихся, оформление  их  в надлежащем   порядке. 

2.2. Основные обязанности  практического психолога

    В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

  • Руководствоваться нормативными документами, которые относятся к типу учебно-воспитательного заведения, в котором он работает, Положением о психологической службе системы образования, приказами и инструкциями Министерства образования Украины и его структурных подразделений. Декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, постановлениями и нормативными документами Верховного совета Украины и руководящих организаций, главными положениями общей психологии, психологии личности, детской и возрастной психологии, педагогической психологии,  социальной психологии и психологии управления, медицинской психологии, основами дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психопрофилактики важными методами и методиками обучения, главными методиками психотренинга и коррекции психического состояния, 
  • Рассматривать вопросы и принимать решения только в рамках своей компетентности. Не брать на себя решение вопросов, которые не могут быть решены при современном состоянии психологической науки и практики, а также тех, которые принадлежат компетенции представителей других специальностей; 
  • Быть замеченным с новыми достижениями в области  психологии, особенно детской, возрастной, педагогической и практической. Использовать современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и профилактической работы. Постоянно повышать свое педагогическое мастерство;

    -препятствовать  проведению диагностической, психокоррекционной  и другой работы некомпетентными  личностями, которые не имеют профессиональной подготовки; 

    -в решении  всех вопросов исходить из  интересов учащихся, знаний их  полноценного психического развития;

- выполнять указания и рекомендации по психологическим проблемам только со стороны специалистов, ведущих психологов. По другим вопросам выполнять указания приказов руководителей школы, при условии, что они обеспечат соответственные условия для работы психолога;

  • предоставлять необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных вопросов, связанных с обеспечением полноценного психического развития учащихся, индивидуального подхода к ним. Всецело помогать школьникам в решении их личных проблем;
  • сохранять профессиональную тайну : не разглашать сведения, полученные во время диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними  
    не является необходимым для педагогического аспекта психокоррекции и может навредить ученику;
  • работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим колективом школы; вести запись  регистрации всех видов работ.

 Психолог  школы:

  • изучает по просьбе учителей и администрациии школы интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности учащихся, их интересы, способности на каждом возрастном этапе и дает рекомендации к осуществлению личностно –ориентированного подхода к учащимся на протяжении всего обучения в школе;
  • берет участие в приеме детей первого класса школы; помогает учителям определить уровень их интеллекта и психологической готовности к обучению;
  • устанавливает , использованные методы и методики психодиагностики, психологические причины неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, нарушений межличностных отношений учащихся с одноклассниками; 
  • проводить индивидуальные и групповые консультации с учащимися, что касается их обучения , культуры умственного труда, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и одноклассников;
  • консультирует родителей по вопросам оказания помощи в выполнении домашних заданий и формировании к учебе; помогает им изучать характерологические особенности своих детей;
  • составляет профессиограммы  и психограммы личности учащегося, подбирает методики для психодиагностики развития личности и оценки уровня сформированности профессионально важных качеств у учащихся;
  • участвует в профессионально-ориентационной работе, помогает учителям выявлять и развивать наклонности и способности детей , формировать у них адекватную самооценку, ценностные ориентации, подводить молодых людей к сознательному выбору будущей профессии, способствовать поиску, выбору и творческому развитию одаренных учащихся ; выявлять школьников с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии;
  • составляет психологические карты учащихся, в которые включены данные о их типологических, характерологических и психофизических особенностях с дальнейшим введением этих данных в ПЭОМ;
  • предоставляет психологическую помощь учащимся и учителям школы в преодолении стрессов (особенно в период адаптации: поступление в школу, переход в новый класс и др.) осуществляет психокоррекцию, проводит психотренинги, организовывает работу «службы доверия»;
  • определяет « группу риска», в которую входят учащиеся из семей алкоголиков, наркоманов, из неполных семей, с неудовлетворительной успеваемостью и поведением, с черепно-мозговыми травмами, которые стоят на учете комиссии (инспекции) по делам несовершеннолетних;
  • проводит профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения среди учащихся;
  • принимает участие в работе педсоветов, методических объединений, общешкольных и классных родительских собраний;
  • готовит необходимую информацию для педагогического совета и педагогического консилиума с целью оказания помощи в решении основных проблем, связанных с индивидуальным и личностно-ориентированным подходом;
  • проводить психологическую экспертизу психологического состояния учащихся, условий семейного воспитания и требования народного суда, милиции, органов опеки и опекунства, комиссий по делам несовершеннолетних;
  • принимает участие в работе комиссий социально-правовой защиты учащихся и медикопсихологических комиссий;
  • дает рекомендации учителям, воспитателям, родителям для преодоления конфликтов в коллективе, улучшения межличностных взаимоотношений; 
    знакомит с формами педагогического и управленческого общения;
 
  • помогает  педагогам и руководителям подбирать  кандидатуры для органов ученического самоуправления, выявлять неформальных лидеров;
  • помогает учителям в половом воспитании и подготовке молодежи к браку;
  • оформляет психологический кабинет и организовывает его работу, отвечает за сохранность оборудования, обеспечивает правильное его использование;
  • ведет учет результатов психолого-педагогической работы согласно с формами установленными Центром психологической службы районного отдела образования;
  • консультирует руководителей, учителей по вопросам оборудования классов, кабинетов, производственных мастерских, рабочих мест, изготовлении наглядных пособий соответственно рекомендаций и требований инженерной психологии и эргономики;
  • изучает психолого-педагогические инновационные технологии с целью их пропаганды.

2.3. Права практического психолога

    Практический психолог имеет  право:

  • самостоятельно формулировать конкретные задания работы с учащимися и взрослыми, определять ее формы и методы, решать вопросы о приоритете тех или иных методов, последовательность их проведения;
  • требовать от администрации и высшего руководства создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций;
  • отказываться от распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения являются психологически некомпетентными или не соответствуют требованиям Положения о психологической службе образования;
  • знакомиться с документацией;
  • обращаться по вопросам, которые касаются здоровья учащихся, в медицинские и дефектологические учреждения;
  • принимать участие с правом советующего голоса в работе медико-психолого-педагогических комиссий, которые решают дальнейшую судьбу ученика. В случае несогласия с решением комиссии (оставлена на 2-й год, исключена и др.) психолог имеет право доказать свою точку зрения до ведома соответствующих инстанций;
  • приобщаться к разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции, оценке их эффективности;
  • проводить в школе групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты с исследовательской целью;
  • выступать с обобщением опыта своей работы на конференциях, семинарах, педагогических чтениях, в научных и научно-популярных журналах, газетах и т.д.;
  • пропагандировать вниманию психолого-педагогические знания, использовать разнообразные формы бесед, лекций;
  • проводить учебные занятия в школе, в пединститутах, на факультетах подготовки практических психологов на условиях почасовой оплаты согласно с базовым образованием и психологической квалификацией в тех случаях, когда его учебная нагрузка не превышает 240 часов за учебный год;

- обращаться в случае необходимости через руководство школы с ходатайством в соответствующие организации по вопросам, связанными со здоровьем учащихся;

  • поддерживать связь с Центром профориентации по проблемам профессионального самоопределения школьников.

     Практический  психолог должен бать знаком с Декларацией прав ребенка, Декларацией прав человека, постановлениями и нормативными документами Верховного Совета Украины.  

2.4. Организационные  вопросы деятельности практического  психолога школы

    1.Психолог в школе, является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов, консилиумов, методических объединений и т. д.

    2. Для успешной деятельности психолога создается психологический кабинет, который должен быть размещен в отдельном помещении, где созданы необходимые условия для проведения разных видов работ с учащимися, педагогами, воспитателями и родителями, кабинет должен быть оснащен соответствующим оборудованием: системой психологических методик, бланками методик, аппаратурой для психодиагностики и т.д.

    3. Режим   и расписание работы психолога устанавливается администрацией школы и согласуется с преподаванием соответствующих дисциплин. При этом учитывается необходимость работы по повышению квалификации, посещение разных психологических служб, медицинских заведений и др.

  1. В случае отсутствия психолога   (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности могут передать только той личности, которая имеет соответствующую квалификацию.
  2. Вопросы оплаты труда, нагрузки , продолжительности отпуска, права на дополнительную нагрузку определяются соответственно нормативным документам Министерства образования Украины.

    6. Для организации деятельности практического психолога целесообразно разработать структуру его подчинения и взаимодействия; составить годовой план работы (приложение 2), иметь представление примерной продолжительности разнообразных видов методик.

    
 
 
 
 
 

3.1. Документация школьного психолога 

    Фундаментом работы практического психолога  является «положение о психологической  службе системы образования Украины», утвержденное указом Министерства образования Украины 03.05.99 № 127 (изменения текста: Приказ МОН № 386 от 15.08,2000, №439 07.06.2001 г.). 

Информация о работе Психологическая служба