Психологическая сущность инноваций

Автор работы: d*****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание

"Инновации, инновационное развитие, инновационные технологии..." сейчас об инновациях не говорит только ленивый; модное "инновационное течение" захватило умы современных менеджеров. Однако, как известно, одно из отличий умного человека от глупого состоит в том, что последний, видя толпу, слепо идет за ней. Я же по такому пути не пойду: я опишу преимущества инноваций и расскажу об их обратной стороне, о том, как инновационный путь может превратиться в траурную панихиду - я расскажу о типичных ошибках, которые совершают менеджеры, вступая на путь инноваций и, естественно, о том, как их избежать.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…3
1.Понятие о психологии управления…………………………………………………....4
1.1.Уровни психолого-управленческой проблематики………………………….……..6
2.Инновации в управлении……………………………………………………………....8
2.1.Инновации: или план, или пропал…………………………………………………..10
2.2.Инновации - это не больно?........................................................................................12
2.3.Внедрение инноваций………………………………………………………………..19
3.Роль творчества в инновациях………………………………………………………...25
4.Как стать новатором в сфере управления?...................................................................29
5.Инновации и коллектив………………………………………………………………. 33
Заключение……………………………………………………………………………….37
Тезаурус…………………………………………………………………………………..38
Список использованной литературы………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по психологии.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - «НИНХ» 

БИЗНЕС  – КОЛЛЕДЖ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине ____________________________

___________________________________________ 
 
 
 
 
 
 

                          выполнил студент ________________

                                                         курс ___   группа____________________

                                                         проверил   _________________________

                                                                                                 

                                                        оценка_____________________________ 
 
 
 
 
 

2009 год.

СОДЕРЖАНИЕ 

                                                 стр. 

Введение………………………………………………………………………………..…3

1.Понятие о  психологии управления…………………………………………………....4

1.1.Уровни психолого-управленческой  проблематики………………………….……..6

2.Инновации в  управлении……………………………………………………………....8

2.1.Инновации: или план, или пропал…………………………………………………..10

2.2.Инновации  - это не больно?........................................................................................12

2.3.Внедрение  инноваций………………………………………………………………..19

3.Роль творчества  в инновациях………………………………………………………...25

4.Как стать новатором в сфере управления?...................................................................29

5.Инновации и коллектив………………………………………………………………. 33

Заключение……………………………………………………………………………….37

Тезаурус…………………………………………………………………………………..38

Список использованной литературы…………………………………………………...39  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     "Инновации,  инновационное развитие, инновационные  технологии..." сейчас об инновациях  не говорит только ленивый;  модное "инновационное течение" захватило умы современных менеджеров. Однако, как известно, одно из отличий умного человека от глупого состоит в том, что последний, видя толпу, слепо идет за ней. Я же по такому пути не пойду: я опишу преимущества инноваций и расскажу об их обратной стороне, о том, как инновационный путь может превратиться в траурную панихиду - я расскажу о типичных ошибках, которые совершают менеджеры, вступая на путь инноваций и, естественно, о том, как их избежать.

       Парадигма постиндустриального  (информационного) общества предполагает  переход на инновационный тип развития. В этих условиях решающее значение имеет социально-психологический настрой общества, определяющий целесообразность больших затрат на реализацию познавательной, хотя и зачастую опережающей реальное время, функции науки, что в свою очередь предлагает новый инновационный способ видения мира и стимулирования новых вариантов инновационного поведения. При осуществлении любых инновационных изменений всегда необходимы отдельные лица или группы (инноваторов), чья приверженность к переменам окажется решающей для обеспечения их реализации.

     Инноваторы  работают в условиях повышенного  риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической и социально-психологической прочности».

     В работе рассматривается сущность инноваций  с психологической точки зрения, их влияние на коллектив, также рассматривается  становление психологии управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Понятие  о психологии управления.

     Глубокие  изменения в обществе на рубеже XX и XXI веков обусловили интерес к социальному знанию, внимание к проблемам взаимосвязи общества и личности, руководителя и подчиненного. Среди дисциплин, изучающих общество и общественные отношения, не последняя роль принадлежит психологии управления. Она призвана интегрировать знания о психологическом содержании управленческих решений

       Ведь управление как социальный процесс, имеющий дело с живыми людьми, не всегда развивается по инструкциям и формулярам. Помимо формальных взаимоотношений, в любой организации существует сложная система неформальных связей, зависимостей и межличностных отношений.

           Под влиянием личностных факторов зачастую происходит неконтролируемое перераспределение функций руководства, прав и должностных, обязанностей, ответственности и полномочий. Реальные функции того или иного должностного лица могут существенно отличаться от предусмотренных должностными инструкциями. Вот почему меры по рационализации управленческой деятельности не всегда приводят к успеху, поскольку не учитываются индивидуальные особенности работников, психологические аспекты их отношений к порученному делу и к самим себе. Изучить и учесть эти проблемы в управленческой деятельности позволяет психология управления.[1]

       Термин «психология управления» впервые начал использоваться в СССР в 20-е годы. На II Всесоюзной конференции по научной организации труда (НОТ) (март 1924 г.) один из докладов полностью был посвящен психологии управления и проблемам, с ней связанным. Психология управления была призвана решить две задачи: «подбор сотрудников к функциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям; воздействие на психику работников через стимулирование...»

В многочисленных работах по научной организации труда (труды А.К. Гастева, В.В. Добрынина, П.М. Керженцева, С.С. Чахотина и др.), вышедших в 20— 30-е годы, было немало интересных подходов к разрешению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологии управления выделиться в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного приложения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.

        Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов психологии управления производством они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А.Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику.

  Психология  управления имеет два основных источника своего возникновения и развития:

    • Потребности практики. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения;
    • Потребности развития психологической науки. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека.

     Постепенно  в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям — в недрах психологии и в смежных отраслях знания.

       На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике. Для переживаемого периода характерен ряд черт:

    • Прикладной характер разрабатываемых проблем психологии управления. Большинство изданной в этот период литературы является по сути дела настольной для управленцев различных ступеней;
    • Интеграция психолого-управленческого знания, идущая путем объединения достижений различных отраслей науки. Образно говоря, своеобразное «свидетельство о рождении» психологии управления еще только заполняется и сделаны лишь первые записи;
    • Главный упор делается на рассмотрение особенностей управления в сфере бизнеса и деловых отношений, относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаются попытки свести психологию управления к психологии менеджмента.

     К настоящему времени сложились две  точки зрения на объект психологии управления. Так, в соответствии с первой, ее объектом являются системы «человек — техника» и «человек — человек», рассматриваемые в целях оптимизации управления этими системами (функционально-структурный анализ управленческой деятельности; инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления (АСУ); социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов; взаимоотношения в них людей; исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и руководимыми, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей).

     В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психологии управления можно отнести только систему «человек — человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой системой рассматривается еще ряд подсистем: «личность—группа», «личность — организация», «группа — группа», «группа — организация», «организация — организация».

     1.1. Уровни психолого-управленческой  проблематики. 

  Психология  управления, как наука, представляет собой психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений. Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-управленческой проблематики. [1]

  1. Психологические аспекты деятельности  руководителя:

  • психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
  • психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
  • психологические аспекты принятия управленческого решения;
  • индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.
 

      2. Психологические аспекты деятельности  организации как субъекта и объекта управления:

  • возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
  • закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
  • закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;
  • формальная и неформальная структуры организации;
  • мотивация труда членов организации
  • ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.
 

  3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации:

  • проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
  • проблемы управленческого общения;
  • оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»;
  • информированность как фактор повышения эффективного управления.

Информация о работе Психологическая сущность инноваций