Психологические особенности личности терапевтических больных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить и сравнить личностные особенности терапевтических больных.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы психологических особенностей терапевтических больных;
2. Провести анализ публикаций, связанных с особенностями личности хронических соматических больных;
3. Исследовать и проанализировать психологические особенности личности терапевтических больных;
4. Разработать и апробировать комплекс мер направленных на профилактику дезадаптации хронических соматических больных

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний
1.1. Современные концепции личности
1.2. Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
1.3. Психические нарушения при соматических заболеваниях
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностейличности терапевтических больных на примере терапевтических больных дневного стационара МУЗ «Городская поликлиника №7»
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Математико-статистический анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ольги Головиной..doc

— 675.50 Кб (Скачать документ)

     Методы  исследования: нами был использован комплекс методов, включающих в себя: анализ литературы наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая обработка данных, диагностика. Среди использованных тестов:

  1. Диагностика типа отношения к болезни (ТОБОЛ) института им. В.М.Бехтерева [55];
  2. Личностная шкала проявления тревожности опросник                     Ж. Тейлор[56];
  3. Шкала оценки субъективной комфортности А. Леонова[56];

     Апробация: данные исследования были доложены заместителю главного врача по лечебной части, а также вынесены на обсуждение в ходе научно-практической конференции среднего медицинского персонала.

     Практическая  значимость: результаты исследований могут найти применение при работе с больными дневного стационара МУЗ «Городская поликлиника №7», а в дальнейшем и в реабилитационных центрах. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний 

     1.1 Современные концепции  личности

     Термин  «личность» имеет разные значения.

       Наука о личности – персонология  – это дисциплина, стремящаяся  заложить фундамент для лучшего  понимания человеческой индивидуальности  путем использования различных исследовательских стратегий[53].

     Современная психология личности, являясь научной  дисциплиной, трансформирует умозрительные  рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально [3].

     Направленность  личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков [31].

     Решающим  для понимания характера является взаимопонимание между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности не одно и то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит[45].

     В сформировавшемся характере ведущим  компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в  справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера[30].

     Различие  теорий личности может быть проиллюстрировано  на примере. Карл Роджерс определял  личность в терминах самости: как  организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность, как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека[43].

     Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности [3].

     Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: Ид, Эго и Суперэго. Сфера  Ид полностью не осознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют  на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

     Ид  по Фрейду означает примитивные инстинктивные  и врожденные аспекты личности. Оно  целиком функционирует в бессознательном  и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которые  наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто темное, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей биологической жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

     Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желание Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Это помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является «исполнительным» органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

     Суперэго  – это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго, пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

     Альфред Адлер: индивидуальная теория личности[29].

     Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

  1. человек является единым самосогласующимся и целостным;
  2. человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
  3. индивидуум – есть творческая и самоопределяющая сущность;
  4. социальная принадлежность индивидуума.

     Согласно  Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в  течение жизни борются за превосходство.

     Согласно  Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и ее поведении, направленном на решении  трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.

     Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.

     М. Эриксон, К. Хорни: теория личности в эго-психологии [3].

     В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет Эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:

     – акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;

     – упор на психически здорового человека;

     – особая роль идентичности;

     – сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

     Э. Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности [29]:

     – младенчество (базальное доверие – базальное недоверие);

     – раннее детство (автономия – стыд и сомнение);

     – возраст игры (инициативность – вина);

     – школьный возраст (трудолюбие – неполноценность);

     – юность (эго-идентичность – ролевое смешение);

     – ранняя зрелость (интимность – изоляция);

     – средняя зрелость (продуктивность – инертность);

     – поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).

     Карен Хорни отвергла положение З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребенком. Согласно К. Хорни в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведет к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире[20].

     К. Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. К. Хорни описала следующие невротические потребности:

     – в любви и одобрении;

     – в руководящем партнере;

     – в четких ограничениях;

     – во власти;

     – в эксплуатировании других;

     – в общественном признании;

     – в восхищении собой;

     – в честолюбии;

     – в самодостаточности и независимости;

     – в безупречности и неопровержимости.

     Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк: диспозитивное направление [38].

     В основе диспозиционального направления  психологии личности лежат две общие  идеи. Первая заключается в том, что  люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

     Личность, по Г. Олпорту, есть динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его приспособление к среде.

     С точки зрения теории Г. Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций[48].

     Г. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Г. Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии о черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения [44].

     Г. Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывается верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Г. Олпорт длительное время работал над сознанием адекватного описания «зрелой личности», заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами[2]:

     1) зрелый человек имеет широкие  границы «Я»;

     2) зрелый человек способен к  теплым, сердечным социальным отношениям;

     3) зрелый человек демонстрирует  эмоциональную неозабоченность  и самопринятие;

     4) зрелый человек демонстрирует  реалистичное восприятие, опыт и притязания;

     5) зрелый человек демонстрирует  способность к самопознанию и  чувство юмора;

     6) зрелый человек обладает цельной  жизненной философией.

     Раймонд Кеттел – следующий представитель диспозиционного направления. Подход Кеттела основан на исполнении точных эмпирических методов исследования. Согласно Р. Кеттелу, личность-это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие у Р. Кеттела [46].

     Центральным для Р. Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитюд, эрг и чувство [46].

Информация о работе Психологические особенности личности терапевтических больных