Психологические особенности личности терапевтических больных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить и сравнить личностные особенности терапевтических больных.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы психологических особенностей терапевтических больных;
2. Провести анализ публикаций, связанных с особенностями личности хронических соматических больных;
3. Исследовать и проанализировать психологические особенности личности терапевтических больных;
4. Разработать и апробировать комплекс мер направленных на профилактику дезадаптации хронических соматических больных

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний
1.1. Современные концепции личности
1.2. Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
1.3. Психические нарушения при соматических заболеваниях
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностейличности терапевтических больных на примере терапевтических больных дневного стационара МУЗ «Городская поликлиника №7»
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Математико-статистический анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ольги Головиной..doc

— 675.50 Кб (Скачать документ)

     Теория  типов личности Г. Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Г. Айзенку, в основе структуры личности лежит два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка» [31].

     Эрих  Фромм: типологические модели социальных характеров [2].

     Эрих  Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Э. Фромм утверждал, что определенной частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Э. Фромму – в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

     Э. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в установлении, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов, в преданности.

     Э. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.

     Непродуктивные  типы характера по Э. Фромму [2].

     1) рецептивный (сентиментальный, зависимый  и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить),

     2) эксплуатирующий (человек, который  добивается от других желаемого  силой и обманом),

     3) накапливающий (скупой, упрямый,  ориентированный на прошлое).

     Э. Кречмер: типологическая модель личности [8].

     Существует  целый ряд концепций, в которых свойства темперамента, принимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Наибольшее распространение получила типологическая модель, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психологические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституционных типа [37].

     1. Лептосоматик – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой; плечи узкие, худые и длинные нижние конечности;

     2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее;

     3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;

     4. Диспластик –  люди с бесформенным, неправильным строением; индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например: чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

     С названными типами строения тела Э. Кречмер соотносит два главных типа темперамента, которые он называет шизотимический и циклотимический. Шизотимик имеет астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикнитическое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

     Э. Кречмер развивает свою теорию темпераментов, отдельно выделяя таблицей «специальные дарования», свойственные полноценным социальным вариантам темпераментов. Например: поэт – циклотимик для него «реалист, юморист», а шизотимик – скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он характеры исследователей и вождей.

     Теория  Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела  популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформированная в 40-х годах прошлого столетия[37].

     К. Леонгард: типологические модели акцентуаций и психопатий [30].

     Типологическая  модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы:

     – акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);

     – акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, аффективный).

     К. Леонгард считает, что люди отличаются не только акцентуированными чертами. Черты, определяющие индивидуальность, относятся к разным психическим сферам [5].

  1. к сфере направленности интересов и склонностей;
  2. к сфере чувств и воли;
  3. к сфере ассоциативно – интеллектуальной.

     Проблема  личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного  и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием ее становления и развития. Не всегда легко, считает К. Леонгард, провести разницу между акцентуированными чертами и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.

     Таким образом, в настоящее время нет общепринятого мнения о том, какой подход в изучении личности наиболее эффективен для объяснения основных фактов поведения человека. На данный момент сосуществуют разные альтернативные теории, описывающие личность как интегрирующее целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера исследований личности пытается синтезировать и интегрировать соответствующие принципы из всех областей.

     Феномен личности представляет собой сложный, многозначный и многофакторный объект. Специфика понимания личности зависит от многих моментов, в частности, от социально-исторических и социокультурных условий, в которых работает исследователь, а также от того комплекса задач, которые он ставит перед собой. Этими и другими факторами объясняется то многообразие направлений, школ и подходов к изучению и пониманию личности, которые сложились в западной и российской психологии.

     Если  обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных  западных психологических теорий и школ, то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида.  

     1.2 Понятия физического  и психического  здоровья: норма,  патология

     Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и  все его органы способны полностью  выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни[52].

     Здоровье - это первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно  является важнейшей предпосылкой к  познанию окружающего мира, к самоутверждению  и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора[16].

     По  определению Всемирной организации  здравоохранения (B03) общее здоровье определяется как состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов[22].

     Основные  критерии общего здоровья[35]:

     1) структурная и функциональная  сохранность органов и систем;

     2) свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

     3) сохранность привычного самочувствия.

     В целом, можно говорить о трех видах  здоровья: о здоровье физическом, психическом  и нравственном (социальном):

     1. Физическое здоровье - это естественное  состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Физическое здоровье можно связать с состоянием физического тела[24].

     Физическое  тело – это уникальный механизм, дарованный нам природой, многофункциональный, оснащённый рядом необходимых для  полноценного существования систем[51].

     Все системы взаимосвязаны между  собой и дополняют друг друга. Каждый орган, каждая часть тела имеет  своё предназначение. Это природные, естественные законы. Физическое здоровье заключается в том, что все  органы и системы функционируют не менее чем на 80-90 % своей максимальной мощности[9].

       Признаками здоровья являются:

  • устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;
  • функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;
  • наличие резервных возможностей организма;
  • отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития[16].

     2 Психическое здоровье – это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений, является важнейшей составляющей общего здоровья[24].

     Критерии  психического здоровья (по ВОЗ):

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства, идентичности своего физического и психического «Я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать – это способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств[17].

     В современном определении психического здоровья подчеркивается, что для  него характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств  конкретного человека, которая позволяет  последнему адекватно своему возрасту, полу, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью[24].

     Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств [17].

     МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) заменяет понятие «психическая болезнь» более общим и аморфным понятием «психическое расстройство». Последнее в МКБ-10 определяется как «болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья». Таким образом, психическую болезнь, расстройство или аномалию следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья[17].

     3. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде[24].

     Нравственное  здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами[50].

     Здоровый  и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится  к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты[22].

Информация о работе Психологические особенности личности терапевтических больных