Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа
В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.
1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________
Содержание:
1. Гендерные
различия:_____________________
- Внимание и память________________________
- Эмоциональные
состояния_____________________
- Личностные характеристики________________
- Гендерные отношения_____________________
- Дружеские и интимные
отношения_____________________
2. Психология
общения:______________________
- Стили общения_______________________
- Эффективные
технологии общения:______________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
*
Технология моделирования
успеха в общении Р.Бэндлера
и Дж.Гриндера___________________
- Стиль взаимодействия__________
- Личностные
смыслы________________________
- Инструменты
коммуникации__________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения
со сверстниками_______________
- Взаимоотношения
в семье_______________________
- Взаимоотношения
полов (Ухаживание и любовь)______________
Гендерные различия
Все мы общаемся с представителями своего и другова пола. В наше время внимание к особенностям общения постоянно растет.
Существует
необходимость сопоставления
Изучение различных разделов гендерной психологии должно способствовать лучшему взаимопониманию мужчин и женщин. Дело в том, что ситуация с половыми различиями постоянно меняется: они то появляются, то исчезают, то усиливаются, то слабеют.
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). [2]
Платон и Аристотель – античные исследователи гендерной психологии.
Платон ввел понятие андрогинов – существа обладавшие свойствами и женщин и мужчин.
Миф об андрогинах: «Зевс прогневался на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность». [1; 11]
Аристотель считал, что гармоничные отношения в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Мужчина и женщина – не равные существа.
Различают психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин – замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях.
Для женщин характерны:
Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т.е. человек по своей природе бисексуален – одновременно и мужчина и женщина.
Психологи должны способствовать лучшему взаимопониманию представителей обоих полов – в том числе изучая их.
Нэнси Ходоров. По ее мнению, мать призвана подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мать по-разному ведет себя по отношению к дочери и к сыну.
Социокультурный
подход предполагает, что различия
между полами формируются обществом.
Внимание и память. Ряд экспериментов посвящен половым различиям по так называемому социальному, или коммуникативному, вниманию (т.е. тому, на что обращается внимание при общении).
Икс и коллеги исследовали общение незнакомых людей в диадах (однополых и смешанных). Оказалось, что женщины основное внимание обращают на поведение партнера при общении, больше думают о его мыслях и чувствах и стараются организовать общение так, чтобы и партнер обратил на них внимание (с помощью слов, взглядов и более близкой дистанции – старались сесть поближе).
Женщины демонстрировали вербальную поддержку партнера, бросали на него взгляды и придвигались к нему, стараясь сесть поближе, - чаще, чем мужчины. Наконец, установлено, что женщины чаще думают и чувствуют их партнера по общению, и правильнее угадывают его мысли и чувства. Важно то, что и женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект им интересен. Однако женщины обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими. [1,175]
Гейманс приводит данные о том, что женщины обладают лучшей памятью, но только в отношении того, что вызывает у них интерес.
«Слабым местом» мужчин является запоминание вербального материала. Данные после проведения ряда методик на память. Но непроясненым остается вопрос о том, связана ли эта особенность мальчиков с отсутствием у них интереса к вербальной информации.
Восприятие информации о себе, но других.
Обычно считается, что человек лучше запоминает информацию о себе, чем о других. Этот феномен называется эффектом самореферентности. Он оказался связанным с высокой самооценкой.
Однако Джозеф и коллеги обнаружили эту связь только у мужчин с высокой самооценкой. Женщины же с высокой самооценкой запоминали гораздо больше слов, имеющих отношение к их близким друзьям, чем к другим участникам. И вообще женщины лучше запоминают информацию, связанную с людьми и взаимоотношениями с ними (социальная память). [1;161]
Женщины
превосходят мужей по яркости
и детализации воспоминаний о
семейных событиях (отпусках, спорах, первом
свидании). Так, мужчины лучше женщин запоминают
исторические даты и события. Эти различия
между мужчинами и женщинами объясняют
тот факт, что они по-разному организуют
и кодируют информацию.
Эмоциональные
состояния.
Иногдамужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение (Дженис и коллеги) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих (Реттер и коллеги).
Можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, т.е. эмоций, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин – печаль и страх.
Во многих культурах мужчинам не разрешается демонстрировать некоторые эмоции, свидетельствующие об их слабости.
Действует
и гендерный стереотип о
Личностные характеристики. Гендерная идентичность. Это словосочетание означает и отождествление себя с определенным полом, и отношение к себе как к представителю определенного пола, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирования личностных характеристик.
В
связи с гендерной
Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в XIX в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т.е. обладать мужскими качествами.
Стереотип
маскулиности так же изменился: традиционно
в него входили физическая сила,
подавление нежности, функциональное
отношение к женщинам и одновременно
несдержанность в выражении гнева
и страсти. Современный портрет иной:
интеллект ценится выше физической силы,
допускаются проявления нежности и душевной
тонкости, требуется обуздание «грубых»
чувств, хотя у менее образованных людей
стереотип маскулиности остается более
традиционным (как и у подростков).
Гендерные
установки. Мужские качества (лидерство,
смелость, решительность, независимость)
кажутся более привлекательными но рациональном
уровне, однако на эмоциональном уровне
более позитивно отношение к феминым качествам
(сочувствие, понимание других, слабость
и беззащитность всегда ценились нашим
народом) и, может быть, в целом – к женщинам.
Самооценка. Обратим внимание, что молодые женщины более уверены в себе (на уровне глубинных характеристик). Это служит доказательством эгалитарных процессов, происходящих в нашем обществе. Тем не менее женщины склоны занижать эту всю особенность на уровне мнений.
У мужчин иное соотношение – они считают себя уверенными, хотя и не являются таковыми. Таким образом, мужчины пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке.
Эти
данные ярко демонстрируют, что причина
различай между полами по самооценке
– желание соответствовать
Рассмотрим еще один аспект исследований самооценки – устойчивость.
Самооценка и представления о себе может меняться, особенно под влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин. Можно выделить 4 фактора, влияющих на половые различия по устойчивости самооценки:
Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте