Психологические особенности общения в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

В связи с гендерной идентичностью у человека возникает и целостное представление о себе. С раннего возраста человек отождествляет себя с определенным полом, и развиваются определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.

Содержание

1. Гендерные различия:__________________________________
- Внимание и память_________________________________________
- Эмоциональные состояния___________________________________
- Личностные характеристики_________________________________
- Гендерные отношения______________________________________
- Дружеские и интимные отношения___________________________
2. Психология общения:________________________________
- Стили общения____________________________________________
- Эффективные технологии общения:__________________________
* Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________
* Технология подлинного общения Э.Берна________________
* Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________
* Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________
- Стиль взаимодействия______________________________________
- Личностные смыслы________________________________________
- Инструменты коммуникации________________________________
3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________
- Взаимоотношения со сверстниками__________________________
- Взаимоотношения в семье__________________________________
- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 4 курс_ Психологические особенности общения в юношеском возрасте ( на примере студентов вуза).doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание:

    1. Гендерные  различия:__________________________________

- Внимание и память_________________________________________

- Эмоциональные состояния___________________________________

- Личностные характеристики_________________________________

- Гендерные отношения______________________________________

- Дружеские и интимные отношения___________________________

    2. Психология  общения:________________________________

- Стили общения____________________________________________

- Эффективные  технологии общения:__________________________

     * Технология безпроблемного общения Т.Гордона__________

     * Технология подлинного общения Э.Берна________________

     * Технология спонтанности Ф.Перлза_____________________

     * Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера_______________________________________________

- Стиль взаимодействия______________________________________

- Личностные  смыслы________________________________________

- Инструменты  коммуникации________________________________

    3. Психология юношеского возрата (Психическое развитие и формирование личности в юношеском возрасте):___________

- Взаимоотношения  со сверстниками__________________________

- Взаимоотношения  в семье__________________________________

- Взаимоотношения полов (Ухаживание и любовь)______________ 

 

      Гендерные различия

     Все мы общаемся с представителями своего и другова пола. В наше время  внимание к особенностям общения  постоянно растет.

     Существует  необходимость сопоставления полов  по параметру сходства характеристик. Сопоставляя испытуемых разного пола, выделяют следующие 3 категории данных:

  1. Об отсутствии половых различай;
  2. О преимуществе мужчин;
  3. О преимуществе женщин.

     Изучение  различных разделов гендерной психологии должно способствовать лучшему взаимопониманию  мужчин и женщин. Дело в том, что ситуация с половыми различиями постоянно меняется: они то появляются, то исчезают, то усиливаются, то слабеют.

     Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

     В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями). [2]

     Платон  и Аристотель – античные исследователи  гендерной психологии.

     Платон  ввел понятие андрогинов – существа обладавшие свойствами и женщин и  мужчин.

     Миф об андрогинах: «Зевс прогневался  на людей за их смелость и непослушание и разделил их на две половины. Таким образом, мужчины и женщины – это две половинки единого человека, и только соединившись (когда полюбят друг друга), они могут обрести целостность». [1; 11]

     Аристотель  считал, что гармоничные отношения  в обществе возможны, только если население будет достаточно малочисленным. Мужчина и женщина – не равные существа.

     Различают психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический  темп, мужчин – замедленный. Эти  особенности психического ритма  определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях.

     Для женщин характерны:

  1. Большее развитие бессознательной сферы;
  2. Такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практическое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произвольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;
  3. Пассивность чувства, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;
  4. Слабость воли и слабый контроль за эмоциями;
  5. Легкая возбудимость;
  6. В речи и общении – выразительность движений, мимики, голоса; разговорчивость и склонность к повторениям речи;
  7. Большее тщеславие (проявляется в кокетстве, склонности к украшениям);
  8. Неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);
  9. Податливость влиянию окружающих;
  10. Успехи в качестве актрис и певиц (объясняются выразительностью);
  11. Неспособность к политической деятельности. [1, 17]

     Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т.е. человек по своей природе бисексуален – одновременно и мужчина и женщина.

     Психологи должны способствовать лучшему взаимопониманию  представителей обоих полов –  в том числе изучая их.

     Нэнси Ходоров. По ее мнению, мать призвана подготовить мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. Мать по-разному ведет себя по отношению к дочери и к сыну.

     Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.  

     Внимание и память. Ряд экспериментов посвящен половым различиям по так называемому социальному, или коммуникативному, вниманию (т.е. тому, на что обращается внимание при общении).

     Икс и коллеги исследовали общение  незнакомых людей в диадах (однополых  и смешанных). Оказалось, что женщины основное внимание обращают на поведение партнера при общении, больше думают о его мыслях и чувствах и стараются организовать общение так, чтобы и партнер обратил на них внимание (с помощью слов, взглядов и более близкой дистанции – старались сесть поближе).

     Женщины демонстрировали вербальную поддержку  партнера, бросали на него взгляды  и придвигались к нему, стараясь сесть поближе, - чаще, чем мужчины. Наконец, установлено, что женщины  чаще думают и чувствуют их партнера по общению, и правильнее угадывают его мысли и чувства. Важно то, что и женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект им интересен. Однако женщины обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими. [1,175]

     Гейманс приводит данные о том, что женщины обладают лучшей памятью, но только в отношении того, что вызывает у них интерес.

     «Слабым местом» мужчин является запоминание  вербального материала. Данные после  проведения ряда методик на память. Но непроясненым остается вопрос о том, связана ли эта особенность мальчиков с отсутствием у них интереса к вербальной информации.

     Восприятие  информации о себе, но других.

     Обычно  считается, что человек лучше  запоминает информацию о себе, чем  о других. Этот феномен называется эффектом самореферентности. Он оказался связанным с высокой самооценкой.

     Однако  Джозеф и коллеги обнаружили эту  связь только у мужчин с высокой  самооценкой. Женщины же с высокой  самооценкой запоминали гораздо  больше слов, имеющих отношение к  их близким друзьям, чем к другим участникам. И вообще женщины лучше запоминают информацию, связанную с людьми и взаимоотношениями с ними (социальная память). [1;161]

     Женщины превосходят мужей по яркости  и детализации воспоминаний о  семейных событиях (отпусках, спорах, первом свидании). Так, мужчины лучше женщин запоминают исторические даты и события. Эти различия между мужчинами и женщинами объясняют тот факт, что они по-разному организуют и кодируют информацию. 

     Эмоциональные состояния. 

     Иногдамужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение (Дженис и коллеги) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих (Реттер и коллеги).

     Можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, т.е. эмоций, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин – печаль и страх.

     Во  многих культурах мужчинам не разрешается демонстрировать некоторые эмоции, свидетельствующие об их слабости.

     Действует и гендерный стереотип о большей  эмоциональности женщин. Если надо, женщина демонстрирует эмоциональную  сдержанность, а мужчины – чувствительность. Необходимо изменить отношения к  эмоциональным проявлениям у  мальчиков и мужчин, чтобы они не становились жертвами запретов на эмоции. Точно так же девочки и женщины нуждаются в преодолении страхов и депрессии, которые они часто испытывают. Наконец, обоим полам необходимы знания о переживаниях представителей другова пола. Это будет способствовать улучшению взаимоотношений между мужчинами и женщинами. 

     Личностные  характеристики. Гендерная идентичность. Это словосочетание означает и отождествление себя с определенным полом, и отношение к себе как к представителю определенного пола, и освоение соответствующих ему форм поведения и формирования личностных характеристик.

     В связи с гендерной идентичностью  у человека возникает и целостное  представление о себе. С раннего  возраста человек отождествляет  себя с определенным полом, и развиваются  определенные характеристики личности – маскулиные или феминые. При этом они могут не совпадать с полом – мужчины могут обладать фемиными чертами, а женщины – маскулиными, а так же встречаются своеобразные сочетания тех и других черт. Одним из факторов, влияющих на формирование таких характеристик, является гендерная идеология – бытующее в обществе представление о качествах, желательных для мужчины и женщины.

     Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев  общества. Так, стереотип женственности сложился в XIX в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми – т.е. обладать мужскими качествами.

     Стереотип маскулиности так же изменился: традиционно  в него входили физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщинам и одновременно несдержанность в выражении гнева  и страсти. Современный портрет иной: интеллект ценится выше физической силы, допускаются проявления нежности и душевной тонкости, требуется обуздание «грубых» чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулиности остается более традиционным (как и у подростков). 

     Гендерные установки. Мужские качества (лидерство, смелость, решительность, независимость) кажутся более привлекательными но рациональном уровне, однако на эмоциональном уровне более позитивно отношение к феминым качествам (сочувствие, понимание других, слабость и беззащитность всегда ценились нашим народом) и, может быть, в целом – к женщинам. 

     Самооценка. Обратим внимание, что молодые женщины более уверены в себе (на уровне глубинных характеристик). Это служит доказательством эгалитарных процессов, происходящих в нашем обществе. Тем не менее женщины склоны занижать эту всю особенность на уровне мнений.

     У мужчин иное соотношение – они  считают себя уверенными, хотя и  не являются таковыми. Таким образом, мужчины пытаются компенсировать свою низкую самооценку представлением о себе как об уверенном человеке.

     Эти данные ярко демонстрируют, что причина  различай между полами по самооценке – желание соответствовать существующим в обществе гендерным стереотипам, которые приписывают женщин и  мужчин определенное поведение (здесь – традиционное: мужчины – уверенные, женщины – не уверенные в себе люди), которые может и не соответствовать их истинным устремлениям и потенциальным возможностям.

     Рассмотрим  еще один аспект исследований самооценки – устойчивость.

     Самооценка и представления о себе может меняться, особенно под влиянием других людей. В целом обнаруживается, что самооценка более устойчива у мальчиков и мужчин. Можно выделить 4 фактора, влияющих на половые различия по устойчивости самооценки:

Информация о работе Психологические особенности общения в юношеском возрасте